Место и роль США в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 01:29, контрольная работа

Описание работы

Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3

1.Экономика США 4

1.1.Факторы и динамика экономического развития 4

1.2.Отраслевая структура экономики 6

1.3.Банковская система и финансовый капитал 8

2.США в мировой экономике 11

2.1.Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 11

2.2.США как центр глобализации 14

2.3. Экономика США в новом тысячелетии 17

Заключение 19

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

bashorg.coll.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
 

    Введение           3

    1.Экономика  США          4

    1.1.Факторы  и динамика экономического развития    4

    1.2.Отраслевая  структура экономики       6

    1.3.Банковская  система и финансовый капитал     8

    2.США  в мировой экономике        11

    2.1.Формирующаяся промышленная специализация США в мировом  производстве           11

    2.2.США  как центр глобализации       14

    2.3. Экономика США в новом тысячелетии      17

    Заключение           19

    Список  литературы         22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Глобализация  характеризует растущую взаимосвязь  и взаимозависимость отдельных  национальных экономических систем. Глобализация  производства под  воздействием НТР создает такую  ситуацию, когда практически ни одной  стране уже не выгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство.

    В связи с этим  представляет интерес  изучение США, как наиболее богатой, и, следовательно, наиболее сильно влияющей на развитие мирового хозяйства страны.

    Согласно  теории однополярной  стабильности, чем сильнее держава-гегемон, тем  стабильнее международный порядок. Но даже если влиятельные силы выкажут  свое несогласие с однополярной системой, порушить ее чрезвычайно  трудно. Оптимисты  однополярности полагают, что развитие глобальных процессов, демократия, укрепление международных организаций ослабят значимость национальных границ и упростят американскую  задачу.

    Силовые  возможности  США  трудно  переоценить.  После десяти лет непрерывного экономического  бума  их  ВВП  приближается  к  9 трлн. долл. Военная мощь страны превосходит совокупную  военную мощь 10 крупнейших стран мира. Американские расходы на исследования и создание новых  образцов военной техники превышают 36 млрд долл. (следующие за ними европейские члены НАТО, вместе взятые, расходуют на эти цели 11,2 млрд. долл.). Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 20 лет мирового лидерства.

    Однако  за каждым экономическим подъемом следует спад, следовательно экономический рост США когда-нибудь сменится спадом, и он  так же сильно может повлиять на мировое хозяйство, как и теперешний рост экономики  США, тем более, что тенденции к спаду уже наметились. 
 

    1. Экономика США

1.1. Факторы и динамика  экономического развития 

    В каждой стране складывались и складываются свои специфические факторы развития. Америка в этом плане не является исключением. Обширная территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных  ресурсов, огромный потребительский рынок (население — более 250 млн. чел.), развитые рыночные отношения  —  всё это способствовало экономическому прогрессу.

    Находясь  далеко от театров военных действий, США не испытывали  ударов мировых  войн, а, напротив, использовали  их как мощный  фактор  расширения рынков. За годы второй мировой войны страна удвоила свой экономический потенциал, оставив далеко позади  себя  конкурентов из Западной  Европы и Японии, став абсолютным лидером.

    В 60-е гг. в развитии американской экономики  существенную роль сыграли ее кейнсианские меры государственного регулирования, направленные, главным образом, на ускорение темпов хозяйственного роста, сокращение безработицы, использование федерального бюджета для активизации инвестиций.

    В 70 – начале 80-х гг. отчетливо выявились ограниченные возможности всех этих благоприятных факторов. Ресурс экстенсивного экономического роста был исчерпан. Глубокие циклические потрясения сопровождались длительными структурными кризисами (энергетическим,  сырьевым, стагфляцией). Темпы хозяйственного развития резко снизились, повысился  уровень  безработицы.  В 1982 г.  произошло  абсолютное  снижение  уровня  производительности  труда. Норма валовых накоплений в промышленности составила 10—11%, что было в 1,8 раза ниже, чем  в  Японии,  и  в  1,2  раза ниже, чем  в  ФРГ.  Наметилось устойчивое падение нормы прибыли.

    80-е  гг. явились переломным рубежом   экономического  развития  страны. Произошел поворот экономической  стратегии частного бизнеса к  укреплению роли рынка в регулировании хозяйства. Растущая мощь крупных корпораций рассматривалась как одно из важнейших средств повышения  эффективности  производства. В «клубе 500» лидирующих промышленных компаний США на первые 100 компаний к концу 80-х   гг. приходилось около 75% прибылей.

    Централизация капитала стала использоваться не только как способ наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их реорганизации, модернизации, слияния, перестройки в целом институциональной  структуры американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные корпорации владеют сейчас множеством предприятий в различных отраслях:  в торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных связей с другими такими же компаниями. Система  межотраслевых связей базируется на диверсификации — многоотраслевых инвестициях.

    В 90-е гг. экономика США демонстрирует  динамичный рост производства  и  занятости  в сочетании с низким уровнем инфляции и сокращением  несбалансированности бюджета.

    Объем валовых частных инвестиций в американскую экономику  в  1996  г. достиг 1056,6 млрд. долл. (в 1970 г. он составлял 426,1 млрд. долл., в  1985 г. 823,8 млрд. долл.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Отраслевая структура  экономики 

    Промышленность  остается весьма динамично развивающейся  сферой экономики США. Индекс промышленного производства США в 1997 г.  равнялся 125,7 (1990 г.  —  100), аналогичный показатель по промышленно развитым странам  составил 111,3. Промышленность США включает три подразделения общественного производства: обрабатывающую   промышленность,   добывающую промышленность и электроэнергетику.  Обрабатывающая  промышленность дает более 80,4% общепромышленной продукции.  Около  13%  промышленной продукции создается в электроэнергетике.

    Быстро  развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника,  лазерная техника,  производство  принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия  и биотехнология, новая производственная техника – роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного  проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют  свыше  40%. Индекс промышленного производства  компьютеров  и  офисного  оборудования  в 1996 г. равнялся 297,0 (1992 г. - 100).

    Переход к ресурсосберегающим технологиям  позволил снизить энергоемкость единицы ВВП примерно на 25%, а материалоемкость — на 20%.

    Доля  сельского хозяйства в ВВП  США превышает 20%.  В  1996  г.  в  США насчитывалось 2,1 млн. фермерских хозяйств. На  долю  США  приходится  более 45% мирового  производства  кукурузы, 12% мирового производства пшеницы. Страна занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и пшеницы и  второе (после Таиланда) по экспорту риса.

    Значительные  преобразования  в сельском хозяйстве  вызвали особенно острые социально-экономические   последствия в стране.  Увеличение производства сельскохозяйственной  продукции,  вызванное в последние годы такими  достижениями  прогресса,  как биотехнология,  применение новейших информационных систем  и т.д.,  пришло  в  несоответствие  с  потребностями внутреннего и  внешних  рынков.  Технологическая  перестройка  американского сельского хозяйства финансируется в  значительной  мере  за  счет  бюджетных вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом  задолженности фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства  -  одна из самых сложных для решения в экономике страны.

    Реформирование  американской экономики продолжается по линии  быстрого увеличения удельного  веса сферы услуг в ВВП: их доля  составляет  около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается  к 75%.

    Американская  статистика включает в сферу нематериального  производства и  услуг транспорт, связь,  оптовую  и  розничную  торговлю,  общественное питание, финансово-кредитную деятельность и  страхование, услуги производственного  и  бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку,  государственный  аппарат  управления  хозяйством,  а  также деятельность   военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.

    Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание  финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22%  услуг  создается  в оптовой  и розничной торговле. 26,3% — это  деловые, юридические,  социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п.  Доля транспорта  и  связи  составляет  8,5%,  а  на  государственное управление приходится 18,4%. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Банковская система  и финансовый капитал 

    Одним из важных направлений эволюции частного бизнеса США стали поиски оптимальных  размеров  отдельных  предприятий  и  их сочетания в рамках компании. Усилилось несовпадение концентрации производства и производительного капитала. Даже в самых  крупных  по  капиталу  корпорациях

размер  производства  на  одном  предприятии  стал  все  больше  определяться

границами эффективности.

    Вместе  с тем существенную роль продолжает играть малый бизнес. Участие

мелких  и средних фирм в экспорте США  составляет сейчас около 55%.

    В США существует множество  мелких  и  средних  фирм.  Многие  из  них действуют самостоятельно, находя свои ниши на рынке. Но  и  крупный  капитал не оставляет их  без  внимания,  учитывая  повышенную  маневренность  малого бизнеса, его  гибкую адаптацию к  запросам  рынка,  возможность  экономии  на многих видах издержек. Через контрактную систему, субподряд, технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к  крупному как  к  устойчивому  рынку,  источнику  снабжения, финансирования, новой технологии.

    Растущую  роль в  ходе  преобразования  американской  экономики  играет «рисковый капитал»: на мелкие  компании  возлагается  испытательная  функция

рискованных научных поисков,  отбор  новшеств  для  ускорения  нововведений.

Хотя  доля небольших фирм в общих затратах  частного  капитала  на  НИОКР  не

превышает 5%, на их счету в США около половины изобретений.  Инструментом, позволяющим  мелким  и  средним  компаниям  взаимодействовать  с   крупными, является кредитная система США.

      Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов.  Основным ее компонентом является Федеральная  резервная  система  (ФРС),  выполняющая функции Центрального банка (создана  в  1913  г.).  ФРС  состоит  из  совета управляющих, 12-и федеральных резервных  банков,  нескольких  тысяч  банков-членов  и  созданных  конгрессом,  Федерального  комитета  по  операциям  на открытом рынке и  Федерального  консультативного  совета.  ФРС осуществляет кредитно-денежную  политику  государства,  воздействуя на  экономику через сферу кредита и денежного обращения.  Важнейшими  инструментами кредитно-денежной политики являются операции с правительственными  ценными бумагами на открытом рынке,  расширение  или ограничение кредитов  через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов.  В 1980  и 1982 гг. Конгресс США принял  законы  о дерегулировании финансовых  институтов.

Были  устранены  «потолки»  процентных  ставок  по депозитам,  унифицированы резервные требования для банков и других финансовых  институтов, расширены возможности по  привлечению средств и   т.д. В результате усилились конкурентные начала в деятельности кредитных институтов и расширилась сфера регулирующих полномочий ФРС.

Информация о работе Место и роль США в мировой экономике