Место и роль России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования экономика России. Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- дать характеристику современной экономики Российской Федерации, определить место и роль России в мировой экономике;

- изучить внешнеэкономическую деятельность России и Татарстана;

- рассмотреть перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1.Характеристика современной экономики Российской Федерации, место и роль в мировой экономике 5
2. Внешнеэкономическая деятельность России и Татарстана. 12
3. Перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство 20
Список использованной литературы 31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Место и роль России Курс 1.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время российские министерства и ведомства совместно с отраслевыми  научными институтами, объединениями  предпринимателей России, экономическими операторами и другими заинтересованными организациями завершают работу по определению потенциальных обязательств и уступок в сфере тарифного регулирования импорта и доступа на российские рынки услуг, обязательств по различным соглашениям ВТО, формулируют возможные встречные условия нашим партнерам по переговорам. Результатом этой работы должна стать консолидированная переговорная позиция российской стороны, которую предстоит утвердить в Правительстве России для получения мандата на полномасштабные переговоры.

     Присоединение России к ВТО - длительный и сложный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, эффективная реализация преимуществ международного разделения труда и кооперирования, совершенствование экономического сотрудничества России с зарубежными странами, что соответствует национальным экономическим приоритетам нашей страны .

     Россия  и ЕС.

     С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза вводят единую европейскую  валюту - евро. Образование евро-пейского экономического и валютного союза  имеет огромное значение не только для стран-участниц, но и для всего экономического сообщества - как в целом, так и в разрезе отдельных стран, в том числе и для России. Выход на миро-вой рынок новой валюты внесет серьезные изменения в существующую финансовую систему, причем эти изменения будут зависеть от целого ряда факторов, и в первую очередь - от соотношения двух основных валют - доллара и евро - на международном финансовом рынке. Последнее будет определяться как эффективностью проведения экономиче-ской и бюджетной политики стран-участниц, так и денежной политикой Европейского центрального банка [11, с 45].

     Очевидно, что единая валюта союза европейских  государств будет играть значительно  более важную роль в системе мировых  валют, чем отдельные ее составляющие на сегодняшний день. В пользу сильного евро говорят также устойчивые макропоказатели первой половины 1998 г. и благоприятные прогнозы в отношении стран евросоюза на 1999 г. Низкая инфляция, рост потребительского спроса, достаточно высокий уровень инвестиционных вложений, а также значительные успехи большинства стран на пути стабилизации дают основания ожидать, что объединение ва-лют произойдет успешно, и денежно-кредитная политика Европейского банка не будет слишком жесткой.

     Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС, будет использовать евро в расчетах. На сегодняшний день на страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России. Фирмы, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут, естественно, заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в евро. При широком использовании евро в торговых операциях со странами ЕС российские экспортеры не будут более нести курсовые риски или сами страховаться от них. Партнерство со странами, имеющими крепкую денежную единицу и перспективы экономического роста, может оказать стабилизирующее влияние на экономику России и способствовать увеличению объемов российского экспорта.

     С образованием экономического и валютного  союза создается второй по величине в мире финансовый рынок. При этом любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц будет осуществляться в евро. Поскольку в ближайшие годы будет постепенно возвращаться активность Российской Федерации на международных финансовых рынках, придется осуществлять балансирование между евро, долларом и другими валютами в новых эмиссиях долговых обязательств.

     Дальнейший  рост привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от емкости и ликвидности нового рынка евро в сочетании с проведением Европейским центральным банком денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержание стабильности. Задачей для системы коммерческих банков России станет принятие решений, связанных с относительной привлекательностью евро как инвестиционной валюты, а для населения - решений, связанных с выбором предпочтительной валюты, в которой оно будет держать свои сбе-режения. В России процессы, связанные с введением евро, будут происходить медленнее, чем в рамках ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, ее коммерческих структур и населения приверженность к доллару.

     Евро  получит развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и пе-реход  на евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. В основном это будет зависеть от присущих евро характеристик и его использования в международных финансовых операциях.

     Вместе  с тем в связи с переходом  к евро могут возникнуть вопросы, затрагивающие интересы Российской Федерации и стран - участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических операциях России и ЕС правил перехода на новую валюту может осложнить не только положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейских компаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса на евро в России в условиях наличия значительных объемов валютных средств, включая население, могут создать дополнительные сложности для Европейского центрального банка, который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить соответствующие интервенции.

     Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем, как пересчет внешнего долга и урегулирование на недискриминационной основе юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими субъектами операций с евро. В ближайшее время необходимо провести официальные консультации с Комиссией европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета государственного внешнего долга, проблематике юридического статуса евро и практических аспектах расчетов в евро на территории России.

     Появление евро станет одним из важнейших событий  в мировой экономике в конце  века. Вполне естественно, что и для  экономических партнеров ЕС, в том числе России, переход к евро будет означать ряд важных изменений как в области торговли - в первую очередь, так и финансовых потоков. С точки зрения торговли валютное объединение большинства стран ЕС должно привести к усилению их экономической интеграции и, как следствие, к большим возможностям для партнеров ЕС пользоваться преимуществами, предоставляемыми единым экономическим пространством.

     С практической точки зрения ожидается, что для российских компаний и  для компаний из других стран - парт-неров ЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения издержек и исчезновения риска по обменным курсам. Помимо того, сам факт дальнейшего экономического объединения Европы должен привести к улучшению экономи-ческой конъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских предприятий развивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо, чтобы российские компании готовились к введению евро [18, с 32].

     Основными потребителями российского природного газа являются европейские страны. В страны ЕС из России поставляется около трети от общего экспорта природного газа, четверть общих объемов поставок российского газа приходится на страны Центральной и Восточной Европы. В последнее время большинство европейских стран, стре-мясь снизить свою энергетическую зависимость от России, предпринимают меры по импорту природного газа и нефти из других регионов, в частности, увеличивают импорт нефти из Великобритании, природного газа - из Норвегии, Нидерландов и Великобритании.

     Учитывая  роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей и как сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона между Россией и Евро-пейским союзом, что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило бы урон экономической ситуации в Европе в целом. 

     Заключение 

     Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы.

     Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.

     Только  Россия, желающая принять новые реальности Европы как в экономическом, так  и в геополитическом плане, сможет извлечь международные преимущества из расширяющегося трансконтинентального  европейского сотрудничества в области торговли, коммуникаций, капиталовложений и образования. Поэтому участие России в Европейском Союзе — это шаг в весьма правильном направлении. Он является предвестником дополнительных институционных связей между новой Россией и расширяющейся Европой. Он также означает, что в случае избрания Россией этого пути у нее уже не будет другого выбора, кроме как в конечном счете следовать курсом, когда она решила отказаться от своих имперских амбиций и вступила, тщательно все взвесив, на путь модернизации, европеизации и демократизации.

     Никакой другой выбор не может открыть  перед Россией таких преимуществ, как современная, богатая и демократическая  Европа, связанная с Америкой. Европа и Америка не представляют никакой  угрозы для России, являющейся неэкспансионистским национальным и демократическим государством. Они не имеют никаких территориальных притязаний к России, которые могут в один прекрасный день возникнуть у Китая. Они также не имеют с Россией ненадежных и потенциально взрывоопасных границ, как, несомненно, обстоит дело с неясной с этнической и территориальной точек зрения границей России с мусульманскими государствами к югу. Напротив, как для Европы, так и для Америки национальная и демократическая Россия является желательным с геополитической точки зрения субъектом, источником стабильности в изменчивом евразийском комплексе.

     Следует надеяться на то, что отношения  сотрудничества между расширяющейся  Европой и Россией могут перерасти  из официальных двусторонних связей в более органичные и обязывающие связи в области экономики, политики и безопасности. Таким образом, в течение первых двух десятилетий следующего века Россия могла бы все более активно интегрироваться в Европу, не только охватывающую Украину, но и достигающую Урала и даже простирающуюся дальше за его пределы. Присоединение России к европейским и трансатлантическим структурам и даже определенная форма членства в них открыли бы, в свою очередь, двери в них для трех закавказских стран — Грузии, Армении и Азербайджана, — так отчаянно домогающихся присоединения к Европе.

     Нельзя  предсказать, насколько быстро может  пойти этот процесс, однако ясно одно: процесс пойдет быстрее, если геополитическая  ситуация оформится и будет стимулировать  продвижение России в этом направлении, исключая другие соблазны. И чем быстрее Россия будет двигаться в направлении Европы, тем быстрее общество, все больше приобщающееся к принципам современности и демократии, заполнит "черную дыру" в Евразии. И действительно, для России дилемма единственной альтернативы больше не является вопросом геополитического выбора. Это вопрос насущных потребностей выживания. 
 

 

      Список использованной литературы 

     
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2007
  2. Игошкин В. С. Мировая экономика: Учебное пособие. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2002. – 207 с.
  3. Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика. Научный доклад. — М.: ИЭ РАН, 2008. — 62 c.
  4. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу “Мировая экономика”. – М.: Новый Юрист, 2007.
  5. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. Фигурнова Н. П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – 509 с.
  6. Россия в цифрах 2007 г. М.; Федеральная служба государственной статистики, 2007. С. – 163
  7. Архипов И. Это - айс! // Русский Newsweek. - 2008. - N 42 - С.22
  8. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 3. - С.24-39.
  9. Дао Май Хань. Внешнеторговая деятельность стран в контексте процессов глобализации (методология и результаты эконометрического анализа) // Экон. наука соврем. России. - 2009. - N 4. - С.126-143.
  10. Кобылянская Л. Экономические отношения России и Украины // Экономист. - 2008. - N 11. - С.60-68.
  11. Конторович А.Э. Перспективы поставок природного газа из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона / Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2008. - N 1. - С.21-31.
  12. Коржубаев А.Г. Сотрудничество с Китаем в нефтегазовой сфере // ЭКО. - 2007. - N 9. - С.67-77.
  13. Лебедев К.К. Внешнеэкономическая стратегия экспортеров вооружений России // Экон. наука соврем. России. - 2009. - N 1. - С.105-119.
  14. Лопатов В. Россия и Африка: проблема укрепления отношений // Экономист. - 2008. - N 2. - С.76-82.
  15. Новоселов Л. Российско-китайское экономическое взаимодействие: проблемы оживления инвестиционной составляющей // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 1-2. - С.43-56.
  16. Оболенский В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.13-18.
  17. Параскева С.Б. Новые горизонты экономической интеграции и инновационного развития / С.Б.Параскева (Зангеева), М.А.Попов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 2. - С.39-46.
  18. Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.3-13.
  19. Супян В. США и Россия: мирохозяйственные позиции и перспективы экономических отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 3. - С.14-23.
  20. Титаренко М.Л. Экономическое взаимодействие России с Китаем // ЭКО. - 2008. - N 3. - С.68-87.
  21. Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России: Стат.-аналит. справочник. - М., 2008. - 408с.
  22. Хейфец Б. Внешней сектор российской экономики // Вопросы экономики. - 2007. - N 11. - С.76-91.
  23. Черная И. Формы приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке // Экономист. - 2008. - N 4. - С.73-78.

Информация о работе Место и роль России в мировой экономике