Место и роль России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования экономика России. Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- дать характеристику современной экономики Российской Федерации, определить место и роль России в мировой экономике;

- изучить внешнеэкономическую деятельность России и Татарстана;

- рассмотреть перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1.Характеристика современной экономики Российской Федерации, место и роль в мировой экономике 5
2. Внешнеэкономическая деятельность России и Татарстана. 12
3. Перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство 20
Список использованной литературы 31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Место и роль России Курс 1.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

     В ближайших планах Татарии - "создание технопарка в сфере высоких технологий". Уже определены стратегические приоритеты работы технопарка - нефтехимия, информационные, био- и нанотехнологии. В Татарии  уделяется особое внимание развитию малого бизнеса, это одно из важнейших направлений инновационной деятельности республики. В объеме ВРП Татарии доля малого бизнеса составляет 15%, в 2010 г намечено довести эту долю до 30 проц. Татарстан неизменно входит в число лидеров среди российских регионов по объему привлеченных инвестиций и интегральному показателю инвестиционного риска, что подтверждается международными рейтинговыми агентствами.

     Важным  механизмом региональной инвестиционной политики является инвестиционного  законодательство Татарии, обеспечивающее ряд госгарантий и налоговых льгот иностранных инвесторам. Значительные налоговые льготы предоставляются резидентам особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района. Вместе с тем в республике реализуется инвестиционные проекты в нефтехимии, машиностроении и в агропромышленном комплексе, в области IT-технологий.

     Внешнеторговый  оборот Республики Татарстан со странами дальнего зарубежья в январе-сентябре 2008 г. составил 15724,1 млн. долларов и возрос по сравнению с  январем-сентябрем 2007 г. в 2 раза.

     В  структуре товарооборота на долю экспорта приходилось 88,7% (13942,8 млн. долларов, рост в 2 раза),  импорта – 11,3% (1781,3 млн. долларов, рост на 82,1%).

     Сальдо  внешнеторгового баланса со странами дальнего зарубежья в январе-сентябре 2008 г. сложилось  положительное, в  размере 12161,5 млн. долларов, что на 6307,9 млн. долларов больше, чем в январе-сентябре 2007 г.

Таблица 1

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доминировали топливно-энергетические ресурсы – нефть (70,0% всего объема) и нефтепродукты (17,2%).

     В январе-сентябре 2008 г. по  сравнению  с январем-сентябрем 2007 г. поставки нефти в натуральном выражении увеличилась на 29,5% при увеличении стоимостного объема  в 2,2 раза. Экспорт нефтепродуктов  увеличился за тот же период в натуральном выражении на  9,2% (стоимостной объем увеличился на 81%). В январе-сентябре  2008 г. к уровню января-сентября 2007 г. в 2,6 раза возросли экспортные поставки машиностроительной продукции, в 2 раза - синтетического каучука.

     Товарный  состав экспорта и импорта Татарстана представлена в приложении 1.

     В январе-сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличился импорт из стран дальнего зарубежья соединений органической химии – в 2,5 раза (в стоимостном выражении), пластмассы и изделий из нее – в 2,2 раза, продукции машиностроения – на 86,1%, черных металлов – на 71,0%,  эфирных масел – на 28,0%, цветных металлов – на 10,5%,.

     Чаще  всего в качестве спорного пункта говорят о международной и  внешнеэкономической деятельности, которую осуществляет Татария. Действительно, когда она получила право самостоятельно выходить на внешний рынок, а также выступать в определенных международных институтах, лидеры республики попробовали использовать эту схему по максимуму - дело доходило чуть ли не до вступления в ООН. Что касается продвижения на внешние рынки, то, во всяком случае на международных ярмарках вооружений, Татария всегда рекламировала свою продукцию в специальном павильоне отдельно от России. На самом деле российская Конституция признает право субъекта развивать внешние связи, но при одном условии: это должно координироваться федеральным Центром, то есть МИДом. На сегодняшний день, по признанию правоведов, вся внешнеэкономическая деятельность Татарии постепенно возвращается в это русло.  
 

 

      3. Перспективы интеграции РФ в  мировое хозяйство 

     Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства.

     Всемирная торговая организация она полностью заменила собой своего предшественника ГАТТ и коренным образом отличается от него.

     Цели  и принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной  торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

     Соглашение  об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действую-щего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления  контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раун-да. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спек-тром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур при-нятия решений [15, с 67].

     Главной задачей ВТО является либерализация  мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно та-рифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услу-гами.

     Все страны-члены ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

     В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

     Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

     На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима страны. После этого начинаются консультации и пе-реговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.

     Взамен  присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

     В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров  о взаимной либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  должны быть оформлены следующими официальными документами:

     - Докладом Рабочей группы, в котором  будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

     - Протоколом о присоединении, юридически  оформляющим достигнутые договоренности;

     - Списком обязательств по тарифным  уступкам в области товаров  и сельского хозяйства;

     - Списком специфических обязательств  по доступу на рынок услуг.

     Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законо-дательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствии с положениями пакета со-глашений Уругвайского раунда [9, с 44].

     В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО.

     Главная задача России на переговорах - получение  условий членства в ВТО, которые  исключали бы ущемление ее прав в  сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

     Присоединение к ВТО вытекает из задач современной  торговой политики России, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:

     - получение лучших и недискриминационных  условий доступа для российских  товаров и услуг на зарубежные  рынки; 

     - развитие экспортных возможностей  страны и "облагораживание"  структуры российского экспорта;

     - обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.

     Основные  преимущества участия России в ВТО  заключается в следующем:

     - создание более благоприятных  - недискриминационных, стабильных  и предсказуемых условий для  развития торговли и прочих  форм внешнеэкономической деятельности;

     - доступ к механизму ВТО по  разрешению торговых споров, как  весьма эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;

     - внедрение через применение норм  и правил ВТО в российскую  практику внешнеэкономической деятельности  и соответствующее законодательство  международного опыта в области регулирования торговли.

     В период проведения Рабочей группы состоялись двусторонние встречи с 15 странами-членами  ВТО, в ходе ко-торых детально обсуждались  российские тарифные предложения и  другие вопросы, связанные с доступом на рынки товаров, а также проблематика повестки дня восьмого заседания. Также состоялась трехсторонняя встреча делегаций Белоруссии, Казахстана и России, на которых были обсуждены вопросы, связанные с присоединением к ВТО государств-участников Таможенного Союза.

     В рамках подготовки к данному заседанию  российская сторона официально представила  около десяти докумен-тов и информационно-аналитических  материалов, в том числе по развитию российского законодательства в  сфере экономики и внешнеэкономической  деятельности, промышленным субсидиям (переработанная версия), системе та-моженной оценке товаров и таможенных сборов за оформление, а также по ТБТ/СФС (консолидированный сборник ответов почти на 100 вопросов и справочно-нормативные документы); совместно с Секретариатом ВТО были подго-товлены структурированный материал по российскому законодательству и информация по методологии и практике оценки товаров в таможенных целях.

     По  итогам проведенного заседания Рабочей  группы и двусторонних встреч достигнут  определенный прогресс в ходе дальнейшего развития процесса присоединения как по рассматриваемым вопросам повестки дня, так и в области тарифных переговоров.

     Таким образом, существенно продвинувшись  вперед в осуществлении первого, "информационного" этапа процесса присоединения, Россия начала переход к качественно новому этапу, - собственно консультациям и переговорам об условиях ее членства в ВТО.

     Встает  вопрос о выработке консолидированной  переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации, предполагающей как разумный учет запросов наших будущих партнеров по переговорам, так и урегулирование в контексте присоединения имеющихся проблем по доступу российских товаров и ус-луг на рынки членов ВТО. Это отвечает приоритетным национальным интересам России, включая проблемы экономической безопасности.

Информация о работе Место и роль России в мировой экономике