Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа
Объектом исследования экономика России. Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- дать характеристику современной экономики Российской Федерации, определить место и роль России в мировой экономике;
- изучить внешнеэкономическую деятельность России и Татарстана;
- рассмотреть перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство.
Введение 3
1.Характеристика современной экономики Российской Федерации, место и роль в мировой экономике 5
2. Внешнеэкономическая деятельность России и Татарстана. 12
3. Перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство 20
Список использованной литературы 31
Приложение
Изъятие банками жилья неплательщиков не позволит вернуть средств, затраченных на его покупку, поскольку спрос на недвижимость упадет. Такие меры, если они вообще будут применены в массовом порядке, приведут к резкому снижению цен на жилищном рынке. Сдержать этот процесс не поможет даже полное господство монополий в строительной отрасли. Чтобы избежать обвала на рынке недвижимости в результате массовых затруднений с оплатой кредитов, в России предполагается введение процедуры индивидуального банкротства. Инициировать его смогут как сами должники, так и кредиторы. Однако введение такого закона не позволит избежать обвала на жилищном рынке, а лишь гарантирует банкам возврат долга. В результате в самый сложный период глобального кризиса средние слои окажутся вынужденными выплачивать большую задолженность банкам, в то время как жилье будет обесценено из-за неминуемого падения спроса.
Несмотря на высокую рентабельность сырьевых отраслей, отечественные корпорации крайне неэффективно строят свой бизнес. Правительство и сырьевые монополии совершенно не подготовлены к резкому снижению мировых цен на энергоносители, которое рассматривается как нереалистичный сценарий до начала следующего десятилетия. Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Нефть составляет 30% ВВП, а государственный бюджет на 2/3 формируется доходами от ее продажи. Однако расчеты правительства на сохранение высоких цен на нефть прямо противоречат тенденциям в мировой экономике. Насколько бы сильно ни поднялась стоимость нефти (составляющая сейчас около $135 за баррель), в результате глобального сокращения производства она гарантированно упадет.
Экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями. Падение значения нефти для глобального хозяйства приведет к ослаблению политического влияния страны и мощи сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и потребует от России отраслевой переориентации, что, вероятно, обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями. Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Страна выйдет из кризиса совершенно другой. Ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики упадет. Однако в условиях повышательной волны качественные трудовые и интеллектуальные ресурсы России неминуемо будут востребованы.
Теоретически,
у России еще есть шанс избежать
разрушительных последствий кризиса,
удар которого по странам – экспортерам
сырья окажется особенно сильным. Для
этого необходимо понизить уязвимость
национального хозяйства, переориентировав
его на опережающее технологическое развитие.
Однако вызывает сомнение, что правительство,
пусть и располагая всеми необходимыми
ресурсами, пойдет на это. По мнению наших
экспертов, все положительные перемены
в национальном хозяйстве могут быть осуществлены
только стихийно в процессе полномасштабного
поражения России кризисом.
2. Внешнеэкономическая деятельность России
и Татарстана.
Внешнеэкономическая деятельность - в широком понимании: рыночная деятельность субъектов, наделенных национальными государственными полномочиями. Материальной основой развития ВЭД является международное разделение факторов производства. В узком понимании: это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Внешнеэкономическая деятельность – действия предприятий и организаций, направленные на реализацию своей производственной или иной деятельности за пределами национальных границ государства.
Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение:
- наилучших условий доступа
- эффективного уровня защиты
внутреннего рынка товаров,
- доступа к международным
- благоприятного платежного
- повышения эффективности
- соблюдения принципа
Формы и виды ВЭД.
Формы международного бизнеса:
1.Экспорт/импорт
2.Лицензионная торговля (лицензионные контракты)
3.Совместное предпринимательство, в том числе совместные предприятия (СП)
4.Прямые капиталовложения (вывоз капитала)
5.Многонациональные (транснациональные) корпорации (ТНК)
6.Альянсы (союзы, стратегические альянсы)
В последовательности этих форм (видов) отражена хронология возникновения каждого из этих направлений. Каждое из этих направлений содержит в себе особую форму контрактных отношений международного бизнеса.
Регулирование ВЭД.
Административные средства (нетарифные методы)
Экономические средства
1.Квотирование и лицензирование экспорта и импорта
2.Эмбарго
3.Государственные монополии на ввоз и вывоз товаров
4.Валютные ограничения
5.Технические барьеры (стандарты, сертификаты, нормы)
Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе.
К экспорту товара приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза их с таможенной территории РФ, в частности толлинг (внешний и внутренний).
Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.
Торгово-посреднические операции – это операции связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.
Операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д.
В
России более 70 лет существовала государственная
монополия на внешнюю торговлю, которая
и создала административно-
Итак, во времена советской власти Россия вела активную внешнеэкономическую деятельность, причем монополию на осуществление ВЭД имело только государство: ВЭД была закрытой, и осуществляло ее только государство. Разница между мировыми и внутренними ценами компенсировалась из бюджета. Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений с ВЭД. Началом процесса либерализации явилось появление Указа Президента РСФСР «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.91. Согласно указу: «Все хозяйственные субъекты РФ независимо от форм собственности имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую», ранее считавшуюся уголовно наказуемой; т.о. образом, была снята монополия государства на внешнюю торговлю большинством товаров [12, с 78].
Меры по либерализации ВЭД включали:
1.Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких и количественных, и тарифных ограничений на вывоз топливно-энергетических ресурсов)
2.Частичная либерализация валютного курса
3.Отмена ограничений на импорт
4.Установление особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, вывоз которых на начальном этапе составлял 70% российского экспорта
5.Постепенный переход на тарифные методы регулирования при сокращении количественных ограничений
6.Отмена квотирования и лицензирования экспорта
Однако данный указ не смог охватить все стороны либерализации, и государство потеряло контроль за ВЭД, ее эффективность стала падать. В последствии были приняты другие законы, направленные на совершенствование регулирования ВЭД.
Положение на мировом рынке.
- В 60-ые годы – всплеск ВЭД, на страны СНГ приходилось 50% мирового товарооборота.
- В 75 году СССР господствовал на 38 хозяйственных рынках.
- В течение последних 10 лет, наши позиции уменьшаются, так как мы потеряли господствующее положение на рынках: в 90г., мы занимаем ведущие позиции на 5 рынках.
- В настоящее время, Россия опирается на экспорт сырья (нефть и газ 45%, лес, алмазы, черные и цветные металлы 15%), т.к. не выгодно производить ГП – существует сильная конкуренция со стороны иностранных фирм, чьи товары не всегда отвечают высоким качествам.
Россия занимает на мировом рынке положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Основную долю импорта занимает продукция машиностроения и продовольствие.
Россия является членом таких международных организаций, регулирующих международные торговые отношения, как:
1.Экономический и социальный совет при ООН.
2.Система программ развития ООН (экономического роста и развития, Всемирная продовольственная программа, и т.д.).
3.Комиссия по праву Международной торговли.
4.Венская конвенция о договорах по купле-продаже товаров.
5.МВФ.
6.Международная торговая палата.
Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей ВЭ политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах.
Внешняя политика должна обеспечивать практическую отдачу в сфере экономики в соответствии с национальными интересами России. Этого можно добиться, работая на следующих направлениях.
Приоритетным является взаимодействие в рамках СНГ, включая Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, максимальная открытость экономик, уничтожение барьеров для торговых и информационных потоков.
Вторым направлением является включение России в мировое хозяйство. Присоединение на выгодных для России условий к ВТО, повышение экспорта, защита российских компаний за рубежом.
Татарии принадлежат ведущие позиции в России по производству ряда ключевых промышленных товаров - нефти, стирола, газовых турбин, этилена и полиэтилена. Автомобильная компания "КАМАЗ" (KMAZ) вышла на уровень годового производства 43 тыс грузовых автомобилей в год, большая часть которых поставляется на мировые рынки. В республике формируется целый комплекс инструментов государственно-частного партнерства в сфере инвестиционной политики.