Место и роль России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования экономика России. Цель данной работы - проанализировать современную экономическую ситуацию в стране, определить место России в мировой экономике.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- дать характеристику современной экономики Российской Федерации, определить место и роль России в мировой экономике;

- изучить внешнеэкономическую деятельность России и Татарстана;

- рассмотреть перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1.Характеристика современной экономики Российской Федерации, место и роль в мировой экономике 5
2. Внешнеэкономическая деятельность России и Татарстана. 12
3. Перспективы интеграции РФ в мировое хозяйство 20
Список использованной литературы 31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Место и роль России Курс 1.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

     Изъятие банками жилья неплательщиков не позволит вернуть средств, затраченных  на его покупку, поскольку спрос  на недвижимость упадет. Такие меры, если они вообще будут применены в массовом порядке, приведут к резкому снижению цен на жилищном рынке. Сдержать этот процесс не поможет даже полное господство монополий в строительной отрасли. Чтобы избежать обвала на рынке недвижимости в результате массовых затруднений с оплатой кредитов, в России предполагается введение процедуры индивидуального банкротства. Инициировать его смогут как сами должники, так и кредиторы. Однако введение такого закона не позволит избежать обвала на жилищном рынке, а лишь гарантирует банкам возврат долга. В результате в самый сложный период глобального кризиса средние слои окажутся вынужденными выплачивать большую задолженность банкам, в то время как жилье будет обесценено из-за неминуемого падения спроса.

     Несмотря  на высокую рентабельность сырьевых отраслей, отечественные корпорации крайне неэффективно строят свой бизнес. Правительство и сырьевые монополии совершенно не подготовлены к резкому снижению мировых цен на энергоносители, которое рассматривается как нереалистичный сценарий до начала следующего десятилетия. Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Нефть составляет 30% ВВП, а государственный бюджет на 2/3 формируется доходами от ее продажи. Однако расчеты правительства на сохранение высоких цен на нефть прямо противоречат тенденциям в мировой экономике. Насколько бы сильно ни поднялась стоимость нефти (составляющая сейчас около $135 за баррель), в результате глобального сокращения производства она гарантированно упадет.

     Экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями. Падение значения нефти для глобального хозяйства приведет к ослаблению политического влияния страны и мощи сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и потребует от России отраслевой переориентации, что, вероятно, обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями. Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Страна выйдет из кризиса совершенно другой. Ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики упадет. Однако в условиях повышательной волны качественные трудовые и интеллектуальные ресурсы России неминуемо будут востребованы.

     Теоретически, у России еще есть шанс избежать разрушительных последствий кризиса, удар которого по странам – экспортерам сырья окажется особенно сильным. Для этого необходимо понизить уязвимость национального хозяйства, переориентировав его на опережающее технологическое развитие. Однако вызывает сомнение, что правительство, пусть и располагая всеми необходимыми ресурсами, пойдет на это. По мнению наших экспертов, все положительные перемены в национальном хозяйстве могут быть осуществлены только стихийно в процессе полномасштабного поражения России кризисом. 

 

      2. Внешнеэкономическая деятельность России и Татарстана. 

     Внешнеэкономическая деятельность - в широком понимании: рыночная деятельность субъектов, наделенных национальными государственными полномочиями. Материальной основой развития ВЭД является международное разделение факторов производства. В узком понимании: это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

     Внешнеэкономическая деятельность – действия предприятий и организаций, направленные на реализацию своей производственной или иной деятельности за пределами национальных границ государства.

     Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение:

            - наилучших условий доступа российских  товаров, услуг и рабочей силы  на мировые рынки;

            - эффективного уровня защиты  внутреннего рынка товаров, услуг  и рабочей силы;

            - доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

            - благоприятного платежного баланса  страны;

            - повышения эффективности государственной  поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

            - соблюдения принципа взаимности  – благоприятного баланса взаимных  уступок и обязательств.

     Формы и виды ВЭД.

     Формы международного бизнеса:

     1.Экспорт/импорт

     2.Лицензионная торговля (лицензионные контракты)

     3.Совместное предпринимательство, в том числе совместные предприятия (СП)

     4.Прямые капиталовложения (вывоз капитала)

     5.Многонациональные (транснациональные) корпорации (ТНК)

     6.Альянсы (союзы, стратегические альянсы)

     В последовательности этих форм (видов) отражена хронология возникновения каждого из этих направлений. Каждое из этих направлений содержит в себе особую форму контрактных отношений международного бизнеса.

     Регулирование ВЭД.

     Административные  средства (нетарифные методы) 

     Экономические средства

     1.Квотирование и лицензирование экспорта и импорта

     2.Эмбарго

     3.Государственные монополии на ввоз и вывоз товаров

     4.Валютные ограничения

     5.Технические барьеры (стандарты, сертификаты, нормы) 

     Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе.

     К экспорту товара приравниваются отдельные  коммерческие операции без вывоза их с таможенной территории РФ, в частности  толлинг (внешний и внутренний).

     Импорт  – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства  об обратном вывозе.

     Торгово-посреднические операции – это операции связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

     Операции  с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д.

     В России более 70 лет существовала государственная  монополия на внешнюю торговлю, которая  и создала административно-распределительную  модель ВЭД. При такой модели воздействие внешней конкуренции было нейтрализовано закрытой структурой экономики. Изоляция предприятий от внешнего рынка привела к неконкурентоспособности их продукции. Начало реформирования страны (1985 г) не совпало с началом формирования нового адекватного рыночным условиям механизма регулирования ВЭД (1991 г). Результатом этого отставания явились отрицательные показатели внешнеторгового сальдо (С=Э-И<0) государство впадает в зависимость от импорта – ущерб экономической безопасности страны (1989 г – 3.7 млрд $, 1990 – 9.7 млрд $)

     Итак, во времена советской власти Россия вела активную внешнеэкономическую  деятельность, причем монополию на осуществление ВЭД имело только государство: ВЭД была закрытой, и  осуществляло ее только государство. Разница  между мировыми и внутренними ценами компенсировалась из бюджета. Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений с ВЭД. Началом процесса либерализации явилось появление Указа Президента РСФСР «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.91. Согласно указу: «Все хозяйственные субъекты РФ независимо от форм собственности имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую», ранее считавшуюся уголовно наказуемой; т.о. образом, была снята монополия государства на внешнюю торговлю большинством товаров [12, с 78].

     Меры  по либерализации ВЭД включали:

     1.Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких и количественных, и тарифных ограничений на вывоз топливно-энергетических ресурсов)

     2.Частичная либерализация валютного курса

     3.Отмена ограничений на импорт

     4.Установление особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, вывоз которых на начальном этапе составлял 70% российского экспорта

     5.Постепенный переход на тарифные методы регулирования при сокращении количественных ограничений

     6.Отмена квотирования и лицензирования экспорта

     Однако  данный указ не смог охватить все стороны  либерализации, и государство потеряло контроль за ВЭД, ее эффективность стала падать. В последствии были приняты другие законы, направленные на совершенствование регулирования ВЭД.

     Положение на мировом рынке.

     - В 60-ые годы – всплеск ВЭД, на страны СНГ приходилось 50% мирового товарооборота.

     - В 75 году СССР господствовал на 38 хозяйственных рынках.

     - В течение последних 10 лет, наши позиции уменьшаются, так как мы потеряли господствующее положение на рынках: в 90г., мы занимаем ведущие позиции на 5 рынках.

     - В настоящее время, Россия опирается на экспорт сырья (нефть и газ 45%, лес, алмазы, черные и цветные металлы 15%), т.к. не выгодно производить ГП – существует сильная конкуренция со стороны иностранных фирм, чьи товары не всегда отвечают высоким качествам.

     Россия  занимает на мировом рынке положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Основную долю импорта занимает продукция машиностроения и продовольствие.

     Россия  является членом таких международных  организаций, регулирующих международные  торговые отношения, как:

     1.Экономический и социальный совет при ООН.

     2.Система программ развития ООН (экономического роста и развития, Всемирная продовольственная программа, и т.д.).

     3.Комиссия по праву Международной торговли.

     4.Венская конвенция о договорах по купле-продаже товаров.

     5.МВФ.

     6.Международная торговая палата.

     Международная торговля позволяет государствам совершать  обмен тех товаров, которые у  них в избытке (дешевле), на те, которые  им необходимы. В настоящее время  обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей ВЭ политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах.

     Внешняя политика должна обеспечивать практическую отдачу в сфере экономики в  соответствии с национальными интересами России. Этого можно добиться, работая  на следующих направлениях.

     Приоритетным  является взаимодействие в рамках СНГ, включая Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, максимальная открытость экономик, уничтожение барьеров для торговых и информационных потоков.

     Вторым  направлением является включение России в мировое хозяйство. Присоединение на выгодных для России условий к ВТО, повышение экспорта, защита российских компаний за рубежом.

     Татарии принадлежат ведущие позиции  в России по производству ряда ключевых промышленных товаров - нефти, стирола, газовых турбин, этилена и полиэтилена. Автомобильная компания "КАМАЗ" (KMAZ) вышла на уровень годового производства 43 тыс грузовых автомобилей в год, большая часть которых поставляется на мировые рынки. В республике формируется целый комплекс инструментов государственно-частного партнерства в сфере инвестиционной политики.

Информация о работе Место и роль России в мировой экономике