Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:36, курсовая работа
Учитывая важность местных бюджетов в жизни регионов РФ рассмотрим подробнее их законодательную базу, структуру и принципы формирования, роль органов местного самоуправления в формировании и использовании этих средств.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним
из главных направлений
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В
расходах местных бюджетов на социально-культурные
мероприятия наиболее быстрыми темпами
растут затраты на здравоохранение, просвещение
и науку, что связано с развитием сети
медицинских учреждений и расширением
научных и проектных работ, финансируемых
из этих бюджетов по проблемам градостроительства,
комплексного развития административно-
Тенденции развития экономики города Казани за последние годы свидетельствуют о наличии стабилизирующих факторов. Наметилось снижение темпов роста потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению, уровня инфляции – показателя, характеризующего стабильность действующей экономической системы. Так, если индекс потребительских цен за 2009 г. составил 141,5%, то за 2010 г. – 118,7%. В течение всего прошедшего года индекс потребительских цен постепенно снижался.
Сформировалась положительная динамика промышленного производства, обусловленная прежде всего ростом физических объемов, развитием процессов, импортозамещения, относительным сокращением производственных издержек.
Если за 2009 г. индекс физического объема составлял 11,9%, то за 2010 г. индекс физического объема составил 118,6%. Кроме роста объема товарной продукции в сопоставимых ценах, происходит увеличение объема отгруженной продукции по сравнению с произведенной, что говорит об уменьшении остатков готовой продукции на складах.
Индекс цен производителей промышленной продукции за год составил 130,6%, по инвестициям в основной капитал – 135,6%, тарифам на грузовые перевозки – 120,4%.
Таблица 1.
Макроэкономические показатели
социально-экономического
положения города.
январь
–
декабрь 2010 г. |
в %
к соответствующему
периоду | ||
январю
–
декабрю 2009 г. |
декабрю 2009 г. | ||
Экономические
индикаторы
Объем промышленной продукции, млн рублей в том числе: потребительские товары, из них, пищевые Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м. Розничный товарооборот по всем каналам реализации, млн.руб. Грузооборот предприятий транспорта, млн.т/км. |
6599,3 2303,5 1882,5 109,2 5589,1 419,5 |
159,0 155,2 150,3 82,3 115,4 97,2 |
135,7 148,1 129,3 116,7 |
Социальные
индикаторы
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, рублей Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (без выплат социального характера) Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода, человек Индекс потребительских цен на товары и услуги |
1655,6 2417 101,6* |
141,2 115,5 63,6 122,3 |
131,9 111,1 118,7 |
*
- декабрь к ноябрю
Таблица 2.
Распределение зарегистрированных предприятий города
по
организационно-правовым
формам и формам собственности
Наименование
организационно-правовой формы, формы собственности |
01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. |
Всего единиц | 8241 | 8807 |
По
организационно-правовым
формам
в том числе: юридические лица, в том числе: коммерческие организации, из них: государственные предприятия муниципальные предприятия
акционерные общества и некоммерческие организации филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц |
7861 6641 122 169 6150 1420 380 |
8455 6781 98 160 6523 1674 352 |
По
формам собственности
государственная собственность муниципальная собственность частная собственность собственность обществ, объединений, организаций прочие формы собственности |
464 455 6054 802 466 |
471 492 6439 932 473 |
Распределение общего числа зарегистрированных
предприятий по формам собственности
на 1 января 2011 года представлено в диаграмме.
Наибольший удельный вес (73,1%) среди зарегистрированных предприятий составляют предприятия с частной формой собственности.
Производственный
потенциал экономики
В 2010 году было проведено 99 конкурсов по размещению муниципального заказа, заключены договора на сумму 61,4 млн.руб. Это позволило сэкономить 1,1 млн.руб. бюджетных средств.
Противоречивые тенденции в реальном секторе экономики сопровождаются возрастанием стоимости жизни. К концу 2000 года прожиточный минимум в среднем на душу населения превысил 796 руб., что на 3,8 % больше прошлогоднего.
Аномальной является и структура бюджета прожиточного минимума, в которой на продукты питания приходится почти 70% всей величины. В течение наступившего года и последующих лет предполагается постепенное слияние минимальной оплаты труда и минимальной пенсии с уровнем прожиточного минимума.
К сожалению, по-прежнему, большинство предприятий города испытывают острый недостаток оборотных средств, проблемы с выплатой заработной платы, велика взаимная задолженность.
Общая кредиторская задолженность на конец 2000 года достигла 8421,5 млн.руб., что к уровню прошлого года составит 113,9%, в том числе просроченная 3912,7 млн.руб. Из общего объема кредиторской задолженности 55% приходится на задолженность поставщикам. Задолженность по полученным кредитам и займам достигла 736,8 млн.руб.
Дебиторская
задолженность сложилась в
По-прежнему высока доля убыточных предприятий, 32,3% предприятий сработали с отрицательными показателями. Доля убыточных предприятий в общем числе предприятий и их финансовый результат характеризуется данными таблиц 3 и 4.
Таблица 3.
Объем
полученной прибыли
по отдельным отраслям
экономики
Балансовая
прибыль, млн.руб. |
Январь-декабрь
2000 г. в %
к январю-декабрю 1999 г. |
Доля
предприятий, получивших убыток, в % | |
Всего по г.Брянску | 1114,0 | 112,6 | 32,3 |
Промышленность | -40,2 | - | 32,3 |
Транспорт и связь | 1000,8 | 187,4 | 39,6 |
Строительство | 22,3 | 41,8 | 30,8 |
Торговля и общепит | 16,0 | 69,5 | 32,3 |
ЖКХ | -24,8 | - | 46,7 |
Таблица 4.
Январь-декабрь
1999 г. |
Январь-июнь
2000 г. |
Январь – декабрь 2000 г. | ||||
Число убыточных в % к общему количеству предприятий в отрасли | Сумма убытка | Число убыточных в % к общему количеству предприятий в отрасли | Сумма убытка | Число убыточных в % к общему количеству предприятий в отрасли | Сумма убытка | |
Промышленность | 34,0 | 97,6 | 29,5 | 63,2 | 32,3 | 406,7 |
Строительство | 39,4 | 26,0 | 40,6 | 18,7 | 30,8 | 33,1 |
Транспорт и связь | 43,5 | 38,4 | 42,6 | 17,3 | 39, | 20,4 |
Торговля
и
общепит |
32,4 | 18,6 | 31,7 | 8,1 | 32,3 | 12,7 |
ЖКХ | 50 | 40,0 | 42,1 | 51,6 | 46,7 | 74,1 |