Местные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Учитывая важность местных бюджетов в жизни регионов РФ рассмотрим подробнее их законодательную базу, структуру и принципы формирования, роль органов местного самоуправления в формировании и использовании этих средств.

Работа содержит 1 файл

Местные бюджеты.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

      Представительные органы местного самоуправления вправе:

      1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

      2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

      Органы  местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

      Население муниципального образования может  непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

      Основные  принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования

1.7 Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования.

      Организация межбюджетных отношений органов  местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

      Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

      взаимной  ответственности;

      применения  единой для всех муниципальных образований  методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

      выравнивания  доходов муниципальных образований;

      максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

      компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

      повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

      гласности межбюджетных отношений.

      К средствам бюджетного регулирования  местных бюджетов относятся:

      1) нормативные отчисления от регулирующих доходов;

      2) дотации и субвенции местным бюджетам;

      3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

      4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли (в процентах) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются путем применения единой методологии, разрабатываемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Порядок предоставления субвенций устанавливается  нормативными правовыми актами органов государственной власти. Указанные органы осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств.

      Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово - хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах) средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

      При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства Российской Федерации по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.

      Органы  государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

      Порядок формирования и функционирования фонда финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации

 

    Глава 2. Расходы местных бюджетов.

      Развитие  экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

      Рост  территориальных бюджетов непосредственно  связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

      Рост  городских поселений, увеличение числа  городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

      Наиболее  ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных органов власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов территориальных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

      Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения.

      1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

      2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

      3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

      4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

      5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

      6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

      Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

      Размещение  муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

     • содержание органов местного самоуправления;

    • формирование муниципальной собственности и управление ею;

    • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

    • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

    • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

     • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

     • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

     • обеспечение противопожарной безопасности;

     • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

     • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

     • обслуживание и погашение муниципального долга;

     • целевое дотирование населения;

     • содержание муниципальных архивов;

     • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

      Направление использования средств  местных бюджетов характеризуется следующими позициями:

      1. Государственное управление

      2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

      3. Промышленность, энергетика и строительство

      4. Сельское хозяйство и рыболовство

      5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

      6. Жилищно-коммунальное хозяйство

      7. Образование

      8. Культура и искусство

      9. Здравоохранение и физическая культура

      10. Социальная политика

      11. Прочие расходы

      12. Расходы целевых бюджетных фондов Итого расходов

      Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.

Информация о работе Местные бюджеты