Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:
1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;
2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;
4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;



5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственнос



Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.56 Кб (Скачать)

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ, а также закрепляет обязанность  органов государственной власти, государственных должностных лиц  рассматривать направленные им обращения  органов и должностных лиц  местного самоуправления.            

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.            

3) соответствие материальных  и финансовых ресурсов местного  самоуправления его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст.8). Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Данный Закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами субъектов РФ, что подтверждается в статье 69 закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия».             

4) ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления  перед населением. В случае неудовлетворительного  решения вопросов местной жизни  претензии населения муниципального  образования должны быть обращены  к органам и должностным лицам  местного самоуправления, а также  к себе, ибо население самостоятельно  формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает  в соответствии с Законом вопросы  местной жизни «под свою ответственность». Согласно статьи 79 закона РХ «О  местном самоуправлении в Республике  Хакасия» ответственность органов  местного самоуправления перед  населением наступает в результате  утраты доверия со стороны  населения соответствующего муниципального  образования и реализуется через  выражение недоверия, право отзыва  депутатов представительного органа  и должностных лиц местного  самоуправления.            

Порядок и условия ответственности  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения  определяются уставами муниципальных  образований.            

5) многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления. Законодательство  предусматривает право муниципального  образования самостоятельно разрабатывать  и принимать свой устав, в  котором закрепляются конкретные  формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования  органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения: наименование  и полномочия выборных, других  органов местного самоуправления, а также вопросы организации  местного самоуправления, обусловленные  проживанием на территории муниципального  образования национальных групп  и общностей, коренных (аборигенных)  народов, казачества с учётом  исторических и иных традиций, и другие вопросы местного  самоуправления (ст.8 закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия»).            

6) соблюдение прав и  свобод человека и гражданина. Значение принципа соблюдения  прав и свобод человека в  муниципальной деятельности обусловлено  тем, что Конституция РФ признаёт  человека, его права и свободы  высшей ценностью (ст.2) и устанавливает,  что права и свободы человека  и гражданина определяют смысл  и содержание деятельности не  только органов государственной  власти, но и местного самоуправления (ст.18). Статья 3 закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия» гласит: «при осуществлении  местного самоуправления граждане  Республики Хакасия имеют право:  участвовать в местных референдумах, сходах и других формах прямого волеизъявления; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; равного доступа к муниципальной службе; обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина; защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке». Законодательство устанавливает, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).            

7) законность в организации и деятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией и федеральными законами (ст.133). В то же время ст.15 Конституции РФ закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или качеством принимаемых местным самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.            

Соблюдение законности в  деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского  надзора. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует предмет  прокурорского надзора в отношении  местного самоуправления: прокуратура  РФ осуществляет надзор за исполнением  федеральных законов, законов субъектов  РФ и уставов муниципальных образований  органами и должностными лицами местного самоуправления.            

Обеспечение законности в  организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также  с помощью судебных органов, на основании  решений которых органы государственной  власти субъектов РФ могут принять  решение о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.79(п.5) и ст.81 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).            

Необходимо также заметить, что соблюдение законности в организации  и деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем представительного  органа местного самоуправления за деятельностью  органов местного самоуправления и  должностных лиц, предусмотренных  уставами муниципальных образований (ст.26(п.6) закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»). В свою очередь, уставы местного самоуправления до своего вступления в силу подлежат обязательной юридической экспертизе и государственной  регистрации (ст.8, п.3-5).            

8) гласность деятельности  местного самоуправления.            

Реализация принципа гласности  в работе местного самоуправления, его органов и должностных  лиц означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней население муниципального образования.            

Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» устанавливает  обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей  работе. Осуществление этого важного  требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о  вопросах, решаемых выборными и другими  органами местного самоуправления (ст.21 (п.3), ст.41 (п.11) и др. Закона РХ). Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. И в  третьих, устанавливаемая Законом  обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о  своей деятельности предполагает использование  традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в своё время местными советами и  их исполнительными комитетами. Многие из этих форм должны получить своё правовое отражение в уставах муниципальных  образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных  лиц местного самоуправления. Это  такие формы как: отчёты депутатов  и выборных должностных лиц перед  населением; их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации и т.д.            

Гражданам гарантируется  возможность получения полной и  достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.            

Осуществление принципа гласности  в деятельности органов местного самоуправления создаёт необходимы предпосылки и условия для  участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, а также в решении вопросов местного значения. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, согласно ст.53 Закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», обязывает  органы местного самоуправления рассматривать  проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесённые населением, на открытом заседании с участием представителей населения, и с обязательным официальным опубликованием (обнародованием) результатов рассмотрения. Устав  муниципального образования также вступает в силу не только после его государственной регистрации, но и обязательного официального опубликования (обнародования).            

9) коллегиальность и единоначалие  в деятельности местного самоуправления.             

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя коллегиальный  порядок деятельности представительного  органа местного самоуправления (ст.15), оставляет открытым вопрос о принципах  организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставами муниципальных образований, уставами и законами субъектов РФ. Органы, осуществляющие управление в системе  местного самоуправления, могут действовать  как на основе коллегиальности, так  и на основе принципа единоначалия. В любом случае данные органы в  соответствии с уставами муниципальных  образований или законами субъектов  РФ наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в  случаях и порядке, установленных  в уставах муниципальных образований  и законах субъектов РФ. Так  например, законодатель Республики Хакасия, дублируя Федеральный закон, определяет представительный орган местного самоуправления, Совет депутатов, как коллегиальный  орган (ст.14, п.6 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»), и затем, вводит понятие исполнительного  органа местного самоуправления - местной администрации (ст. 34), возглавляет которую глава местной администрации, наделённый при руководстве работой местной администрации и осуществлении своих полномочий принципом единоначалия (ст.35).             

Вместе с тем, принцип  единоначалия, в деятельности исполнительных органов управления в системе  местного самоуправления, допускает  использование и коллегиальных  начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке  решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы  местной администрации может  сочетаться с работой коллегии, которая  образуется при главе местной  администрации в составе руководителей  структурных подразделений местной  администрации или ином составе  и выполняет совещательные функции.             

10) государственная гарантия  местного самоуправления.             

Осуществление рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство  устанавливает правовые основы организации  и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической  и организационной самостоятельности  местного самоуправления(ст.1, 2, 13(6), 61, 62, 63, 67-745 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»), принципы взаимодействия органов местного самоуправления с  органами государственной власти (ст. 49, 50, 75, 76). Помимо этого, государство  в рамках Федеральной программы  государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

3. Функции местного самоуправления.            

 

С учётом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач , решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:            

а) обеспечение участия  населения в решении вопросов местного значения. Муниципальное право  закрепляет правовые гарантии участия  населения в осуществлении муниципальной  деятельности как через выборные и другие органы местного самоуправления, так и непосредственно. В соответствии со статьёй 3 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» граждане имеют  право участвовать в местных  референдумах, сходах, выборах других формах прямого волеизъявления, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, равного доступа  к муниципальной службе, обращаться в органы местного самоуправления и  к должностным лицам местного самоуправления по вопросам местной  жизни, получать полную и объективную  информацию о деятельности органов  местного самоуправления, знакомиться  с документами и материалами  непосредственно затрагивающими права  и свободы человека и гражданина, защищать свои права на участие в  местном самоуправлении в судебном порядке. Статья 51 данного Закона предусматривает  возможность осуществления полномочий представительных органов, контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения либо для выявления общественного  мнения, в порядке определяемым уставом  муниципального образования, может  проводиться местный референдум (ст.52), в котором имеют право  участвовать все граждане, проживающие  на территории местного самоуправления. Институт муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц  местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав  муниципального образования(ст.8) регулирует порядок отзыва, выражения недоверия  населением или досрочного прекращения  полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Статья 53 Республиканского закона закрепляет институт народной правотворческой  инициативы Население в соответствии с уставом муниципального образования  вправе 1) вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать  на открытых заседаниях с участием представителей населения; 2) вносить  запросы в органы местного самоуправления, ответы на которые подлежат официальному опубликованию в местных средствах  массовой информации. Кроме того законодатель РХ, не регламентирует уставом местного самоуправления право населения  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы и к должностным лицам  местного самоуправления, определяя  жёсткий срок ответа (1 месяц) по существу обращений граждан (ст.54). И наконец  Закон предусматривает реализацию права населения на участие в  решении вопросов местной жизни через систему территориального общественного самоуправления (ст.55), которое в наибольшей степени отвечает требованию Европейской Хартии о местном самоуправлении: «...обеспечивает эффективное, и, одновременно, приближенное к гражданину управление».            

Информация о работе Местное самоуправление