Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» наделяет представительные
органы местного самоуправления правом
законодательной инициативы в законодательном
(представительном) органе субъекта РФ,
а также закрепляет обязанность
органов государственной власти,
государственных должностных лиц
рассматривать направленные им обращения
органов и должностных лиц
местного самоуправления.
Государственные органы обеспечивают
соблюдение законности в деятельности
местного самоуправления.
3) соответствие материальных
и финансовых ресурсов местного
самоуправления его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя
экономическую и финансовую самостоятельность
местного самоуправления, признаёт и защищает
наравне с другими формами собственности
муниципальную собственность (ст.8). Согласно
статье 1 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» неотъемлемым
атрибутом каждого муниципального образования
является муниципальная собственность
и местный бюджет. Данный Закон закрепляет
гарантии обеспечения минимальных местных
бюджетов, которые должны формироваться
на основе нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности, устанавливаемых законами
субъектов РФ, что подтверждается в статье
69 закона Республики Хакасия «О местном
самоуправлении в Республике Хакасия».
4) ответственность органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления
перед населением. В случае неудовлетворительного
решения вопросов местной жизни
претензии населения муниципального
образования должны быть обращены
к органам и должностным лицам
местного самоуправления, а также
к себе, ибо население самостоятельно
формирует муниципальные органы,
а также непосредственно решает
в соответствии с Законом вопросы
местной жизни «под свою ответственность».
Согласно статьи 79 закона РХ «О
местном самоуправлении в Республике
Хакасия» ответственность органов
местного самоуправления перед
населением наступает в результате
утраты доверия со стороны
населения соответствующего муниципального
образования и реализуется через
выражение недоверия, право отзыва
депутатов представительного органа
и должностных лиц местного
самоуправления.
Порядок и условия ответственности
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
в результате утраты доверия населения
определяются уставами муниципальных
образований.
5) многообразие организационных
форм осуществления местного
самоуправления. Законодательство
предусматривает право муниципального
образования самостоятельно разрабатывать
и принимать свой устав, в
котором закрепляются конкретные
формы организации местного самоуправления:
структура и порядок формирования
органов местного самоуправления;
формы, порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении
вопросов местного значения: наименование
и полномочия выборных, других
органов местного самоуправления,
а также вопросы организации
местного самоуправления, обусловленные
проживанием на территории муниципального
образования национальных групп
и общностей, коренных (аборигенных)
народов, казачества с учётом
исторических и иных традиций,
и другие вопросы местного
самоуправления (ст.8 закона «О местном
самоуправлении в Республике
Хакасия»).
6) соблюдение прав и
свобод человека и гражданина.
Значение принципа соблюдения
прав и свобод человека в
муниципальной деятельности обусловлено
тем, что Конституция РФ признаёт
человека, его права и свободы
высшей ценностью (ст.2) и устанавливает,
что права и свободы человека
и гражданина определяют смысл
и содержание деятельности не
только органов государственной
власти, но и местного самоуправления
(ст.18). Статья 3 закона «О местном
самоуправлении в Республике
Хакасия» гласит: «при осуществлении
местного самоуправления граждане
Республики Хакасия имеют право:
участвовать в местных референдумах,
сходах и других формах прямого волеизъявления;
избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления; равного доступа к муниципальной
службе; обращаться в органы местного
самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления; получать полную
и объективную информацию о деятельности
органов местного самоуправления, знакомиться
с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы человека
и гражданина; защищать свои права на участие
в местном самоуправлении в судебном порядке».
Законодательство устанавливает, что
нормативные правовые акты органов местного
самоуправления и должностных лиц этих
органов, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования).
7) законность в организации и
деятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации
устанавливает запрет на ограничение
прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией и федеральными законами
(ст.133). В то же время ст.15 Конституции РФ
закрепляет: органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединение обязаны
соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно,
принцип законности требует, чтобы организация
и деятельность местного самоуправления
осуществлялась на основе закона и в рамках
закона. Государство, признавая и гарантируя
местное самоуправление, берёт на себя
обязательство осуществлять контроль
лишь за соблюдением местным самоуправлением
или его органами правовых норм, а не за
целесообразностью или качеством принимаемых
местным самоуправлением и его органами
решений по вопросам местной жизни.
Соблюдение законности в
деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления обеспечивается
прежде всего с помощью прокурорского
надзора. Статья 51 Федерального закона
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» конкретизирует предмет
прокурорского надзора в отношении
местного самоуправления: прокуратура
РФ осуществляет надзор за исполнением
федеральных законов, законов субъектов
РФ и уставов муниципальных образований
органами и должностными лицами местного
самоуправления.
Обеспечение законности в
организации и деятельности местного
самоуправления осуществляется также
с помощью судебных органов, на основании
решений которых органы государственной
власти субъектов РФ могут принять
решение о прекращении полномочий
соответствующего органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного
самоуправления (ст.79(п.5) и ст.81 закона
«О местном самоуправлении в Республике
Хакасия»).
Необходимо также заметить,
что соблюдение законности в организации
и деятельности местного самоуправления
обеспечивается контролем представительного
органа местного самоуправления за деятельностью
органов местного самоуправления и
должностных лиц, предусмотренных
уставами муниципальных образований
(ст.26(п.6) закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»). В свою очередь,
уставы местного самоуправления до своего
вступления в силу подлежат обязательной
юридической экспертизе и государственной
регистрации (ст.8, п.3-5).
8) гласность деятельности
местного самоуправления.
Реализация принципа гласности
в работе местного самоуправления,
его органов и должностных
лиц означает открытый характер их
деятельности, систематическое информирование
о ней население муниципального
образования.
Статья 3 Федерального закона
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» и закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» устанавливает
обязанность органов местного самоуправления
обеспечить получение гражданами полной
и достоверной информации о своей
работе. Осуществление этого важного
требования предполагает, во-первых, информирование
населения о заседаниях представительных
органов местного самоуправления, о
вопросах, решаемых выборными и другими
органами местного самоуправления (ст.21
(п.3), ст.41 (п.11) и др. Закона РХ). Во-вторых,
органы местного самоуправления должны
доводить до сведения граждан содержание
решений, принимаемых ими. И в
третьих, устанавливаемая Законом
обязанность органов местного самоуправления
обеспечить получение гражданами полной
и достоверной информацией о
своей деятельности предполагает использование
традиционных организационно-массовых
форм работы с избирателями, используемых
в своё время местными советами и
их исполнительными комитетами. Многие
из этих форм должны получить своё правовое
отражение в уставах муниципальных
образований, регламентах представительных
органов местного самоуправления, других
нормативных правовых актах, определяющих
статус депутатов, выборных должностных
лиц местного самоуправления. Это
такие формы как: отчёты депутатов
и выборных должностных лиц перед
населением; их встречи с избирателями,
выступления в средствах массовой
информации и т.д.
Гражданам гарантируется
возможность получения полной и
достоверной информации о деятельности
органов местного самоуправления, если
иное не предусмотрено законом РФ
«О государственной тайне» от 21 июля
1993 г.
Осуществление принципа гласности
в деятельности органов местного
самоуправления создаёт необходимы
предпосылки и условия для
участия граждан в контроле за
работой муниципальных органов,
а также в решении вопросов
местного значения. Так, реализация населением
права на правотворческую инициативу
в вопросах местного значения, согласно
ст.53 Закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия», обязывает
органы местного самоуправления рассматривать
проекты правовых актов по вопросам
местного значения, внесённые населением,
на открытом заседании с участием
представителей населения, и с обязательным
официальным опубликованием (обнародованием)
результатов рассмотрения. Устав
муниципального образования также вступает
в силу не только после его государственной
регистрации, но и обязательного официального
опубликования (обнародования).
9) коллегиальность и единоначалие
в деятельности местного самоуправления.
Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», закрепляя коллегиальный
порядок деятельности представительного
органа местного самоуправления (ст.15),
оставляет открытым вопрос о принципах
организации и деятельности иных
органов местного самоуправления. Данный
вопрос должен регулироваться уставами
муниципальных образований, уставами
и законами субъектов РФ. Органы,
осуществляющие управление в системе
местного самоуправления, могут действовать
как на основе коллегиальности, так
и на основе принципа единоначалия.
В любом случае данные органы в
соответствии с уставами муниципальных
образований или законами субъектов
РФ наделяются собственной компетенцией
в решении вопросов местного значения
и несут ответственность в
случаях и порядке, установленных
в уставах муниципальных образований
и законах субъектов РФ. Так
например, законодатель Республики Хакасия,
дублируя Федеральный закон, определяет
представительный орган местного самоуправления,
Совет депутатов, как коллегиальный
орган (ст.14, п.6 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»), и затем,
вводит понятие исполнительного
органа местного самоуправления - местной администрации (ст. 34),
возглавляет которую глава местной администрации,
наделённый при руководстве работой местной
администрации и осуществлении своих
полномочий принципом единоначалия (ст.35).
Вместе с тем, принцип
единоначалия, в деятельности исполнительных
органов управления в системе
местного самоуправления, допускает
использование и коллегиальных
начал, в частности, при подготовке
проектов актов этих органов, выработке
решений по наиболее важным вопросам
управления местной жизнью. Так, практика
местного самоуправления показывает,
что единоначальная деятельность главы
местной администрации может
сочетаться с работой коллегии, которая
образуется при главе местной
администрации в составе руководителей
структурных подразделений местной
администрации или ином составе
и выполняет совещательные функции.
10) государственная гарантия
местного самоуправления.
Осуществление рассматриваемого
принципа означает прежде всего создание
системы правовых гарантий защиты прав
местного самоуправления. Государство
устанавливает правовые основы организации
и деятельности местного самоуправления,
правовые гарантии финансовой, экономической
и организационной самостоятельности
местного самоуправления(ст.1, 2, 13(6), 61,
62, 63, 67-745 закона РХ «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»), принципы взаимодействия
органов местного самоуправления с
органами государственной власти (ст.
49, 50, 75, 76). Помимо этого, государство
в рамках Федеральной программы
государственной поддержки местного
самоуправления взяло на себя создание
системы подготовки и переподготовки
кадров для органов местного самоуправления.
3. Функции местного самоуправления.
С учётом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении
власти народа, задач , решаемых в процессе
муниципальной деятельности и полномочий
местного самоуправления, можно выделить
следующие основные функции местного
самоуправления:
а) обеспечение участия
населения в решении вопросов
местного значения. Муниципальное право
закрепляет правовые гарантии участия
населения в осуществлении муниципальной
деятельности как через выборные
и другие органы местного самоуправления,
так и непосредственно. В соответствии
со статьёй 3 закона РХ «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» граждане имеют
право участвовать в местных
референдумах, сходах, выборах других
формах прямого волеизъявления, избирать
и быть избранными в органы местного
самоуправления, равного доступа
к муниципальной службе, обращаться
в органы местного самоуправления и
к должностным лицам местного
самоуправления по вопросам местной
жизни, получать полную и объективную
информацию о деятельности органов
местного самоуправления, знакомиться
с документами и материалами
непосредственно затрагивающими права
и свободы человека и гражданина,
защищать свои права на участие в
местном самоуправлении в судебном
порядке. Статья 51 данного Закона предусматривает
возможность осуществления полномочий
представительных органов, контроля за
деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления собраниями (сходами)
граждан. Для принятия решений по
наиболее важным вопросам местного значения
либо для выявления общественного
мнения, в порядке определяемым уставом
муниципального образования, может
проводиться местный референдум
(ст.52), в котором имеют право
участвовать все граждане, проживающие
на территории местного самоуправления.
Институт муниципальной демократии
обеспечивает тесную связь выборных
органов и должностных лиц
местного самоуправления с населением,
их подконтрольность населению. Устав
муниципального образования(ст.8) регулирует
порядок отзыва, выражения недоверия
населением или досрочного прекращения
полномочий выборных органов и выборных
должностных лиц местного самоуправления.
Статья 53 Республиканского закона закрепляет
институт народной правотворческой
инициативы Население в соответствии
с уставом муниципального образования
вправе 1) вносить проекты правовых
актов по вопросам местного значения
в органы местного самоуправления,
которые обязаны их рассматривать
на открытых заседаниях с участием
представителей населения; 2) вносить
запросы в органы местного самоуправления,
ответы на которые подлежат официальному
опубликованию в местных средствах
массовой информации. Кроме того законодатель
РХ, не регламентирует уставом местного
самоуправления право населения
на индивидуальные и коллективные обращения
в органы и к должностным лицам
местного самоуправления, определяя
жёсткий срок ответа (1 месяц) по существу
обращений граждан (ст.54). И наконец
Закон предусматривает реализацию
права населения на участие в
решении вопросов местной жизни через
систему территориального общественного
самоуправления (ст.55), которое в наибольшей
степени отвечает требованию Европейской
Хартии о местном самоуправлении: «...обеспечивает
эффективное, и, одновременно, приближенное
к гражданину управление».