Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:
1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;
2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;
4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;



5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственнос



Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.56 Кб (Скачать)

1. Понятие местного самоуправления.             

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет  следующие основные признаки:

1) местное самоуправление  имеет особый субъект: население  муниципального образования;            

2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;             

3) местное самоуправление  имеет особый объект управления: вопросы местного значения;            

4) местное самоуправление  имеет особую форму организации  и осуществления власти: самостоятельность;    

 

 

 

         5) местное самоуправление  осуществляет свою деятельность  под собственную ответственнос

 

 

 

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]

 

Правовые основы

Местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается и  гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

 

 

 

Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы  местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также  полномочия органов государственной  власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный  закон допускает наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  с предоставлением им соответствующих  субвенций и подконтрольностью  органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных  полномочий, не переданных органам  местного самоуправления.

[править] 

 

 

Формы осуществления 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления  населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения в осуществлении  местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

[править]Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных  образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной  реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных  образований установлен Федеральным  законом.

[править]Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом  существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

[править]Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени  муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные  предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет (местный  бюджет). К собственным доходам  местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов  и городских округов путем  предоставления дотаций из регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и  уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг, связанных с  решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных  полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

 

 

 

2. Основные принципы местного самоуправления.            

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов  Российской Федерации, основываясь  на положениях Европейской Хартии о  местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1) самостоятельность решения  населением вопросов местного  значения. Самостоятельное решение  населением вопросов местного  значения осуществляется путём  местного референдума, муниципальных  выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и  другие органы местного самоуправления. Эти и другие формы организации  и осуществления местного самоуправления  регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Решения принятые путём прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.            

2) организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством  и взаимодействие с органами  государственной власти в осуществлении  общих задач и функций.            

Основное содержание этого  принципа раскрывает статья 12 Конституции  РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные  лица местного самоуправления не относятся  к категории государственных  служащих (ст.1).            

Вместе с тем муниципальное  законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного  вмешательства государственных  органов в деятельность органов  местного самоуправления, но и устанавливает  основы их тесного взаимодействия. В соответствии со статьёй 132 Конституции  РФ органы местного самоуправления могут  наделяться отдельными государственными полномочиями и содействовать в  соответствии с законом государственным  органам в выполнении их задач  и функций на местном уровне. Аналогично строятся взаимоотношения между  муниципальными образованиями в  границах одной территории. Им должна обеспечиваться экономическая и  финансовая самостоятельность в  соответствии с разграничением предметов  ведения между ними. При этом подчинённость  одного муниципального образования  другому не допускается.

Информация о работе Местное самоуправление