Меры социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:18, реферат

Описание работы

Социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (например: болезнь, безработица, старость, инвалидность и др.) Это комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизн

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения.docx

— 39.97 Кб (Скачать)

Особенность социальной политики государств в современных  условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей  непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального м местных бюджетов, а также специально создаваемых  фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими  фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В последние годы наблюдается  значительный рост общественных и благотворительных  организаций, активизация их участия  в осуществлении мероприятий  по социальной защите населения. В связи  с этим следует рассмотреть вопрос о третьем секторе, как о новом  социальном явлении в современной  России. Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным. 
 
 

Механизм  социального взаимодействия государства и  некоммерческих организаций.

 
            Механизмы
 
              Сущность Нормативно-правовая база
Государственный социальный заказ Принципы, правила  и положения формирования, размещения и исполнения на конкретной основе заказов на социальные программы  предприятиями независимо от форм собственности  через конкурсный механизм Закон проект «О государственном  социальном заказе»
Социальное  обслуживание Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями  в таких сферах деятельности, где  требуется лицензирование (медицина, образование) ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 24
Государственное социальное спонсорство Предоставление льгот  некоммерческим благотворительным  организациям ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 31, ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17
Лоббирование Легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан РФ на участие в  управлении делами государства посредством  воздействия на процесс принятия решений органами власти, а также  для обеспечения большей гласности  в работе этих органов. Законопроект «О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти»
Стимулирование  финансовой активности прямым финишированием Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ. ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 13, ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17
Социальное  побуждение негосударственных спонсоров Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим  материальную поддержку в форме  взносов.  

Методы  социальной защиты населения.

1.Социально-экономические методы социальной защиты населения.

В настоящее время  к числу социальных гарантий относятся:

· права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанный  с его условиями, на образование  и медицинское обслуживание, на отдых  на жилище;

· права, устанавливаемые  законодательными и нормативными актами: минимальная заработная плата, уровень  пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.

Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально важно, - дополнение их новыми.

Методы социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления  различных благ и услуг, размера  денежных доходов и других условий  жизнедеятельности населения. Важнейшим  среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся  в обществе представления о минимальном  общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей

Традиционно технологии разработки минимального потребительского бюджета формировались на статистической, нормативно-статистической и нормативной  базе, то есть информационно-методических основах.

При исчислении прожиточного минимума до начала 1990 г. минимальный  прожиточный бюджет, который должен был лечь в основу социальных гарантий, разрабатывался практически чисто  нормативным методом, с использованием статистической информации в качестве вспомогательной. Бюджет включал приблизительно триста разновидностей различных товаров  и услуг, объединенных в «потребительские корзины»: продукты питания, гардероб. Предметы бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования, предметы санитарии и гигиены, лекарства, социально-культурные услуги, содержание детей в дошкольных учреждениях  и т.п.

Поскольку потребности  разных групп населения различны, нормативы потребления по конкретным продуктам определялись по различным  демографическим группам населения: детей по четырем возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей  разного состава.

Минимальный потребительский  бюджет - нормативная  основа системы социальной защиты населения. Это  связано с:

1) объем минимального  потребительского бюджета является  той границей, которая очерчивает  уровень малой обеспеченности. Все  лица, уровень дохода которых  ниже его, автоматически должны  быть объектами социальной защиты  и иметь право на помощь  общества, т.к. они попадают в  категорию бедности.

Бедность - это состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов в течение определенного  отрезка времени и в такой  степени, что ведение нормального  образа жизни и наличие условий  жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становятся невозможными или чрезвычайно затруднительным.

Черта бедности - минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, т.е. обеспечить прожиточный минимум. Прожиточный минимум - минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

В настоящее время  в социальных науках сложилось две  технологии определения бедности.

а)Абсолютный подход. Основан на понимании бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется на основе прожиточного минимума. При этом подходе границы бедности определяются экспертно, путем изучения уровня удовлетворения социальных потребностей семей разного типа и размера дохода.

б)Относительный подход. Бедность рассматривается как относительная категория. Бедными считаются семьи, доходы которых в значительной степени отстают от принятого в данном обществе стандарта благосостояния и не позволяют вести образ жизни, наиболее распространенный в обществе.

Проблема  бедных - одна из самых сложных для любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой - чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Поддержка нетрудоспособных граждан, например, инвалидов детства, многодетных и неполных семей - всех, кто по объективным причинам просто не в состоянии заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счет налоговых и других поступлений  в бюджет государства.

Государство при этом выступает в роли перераспределителя доходов между различными группами граждан (такие перераспределения обычно называют трансфертными платежами).

2) Вторая важнейшая  функция минимального бюджета  - функция нормативной основы социальной защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь, - размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

Нормативно-информационной основой обеспечения этих гарантий являются системы нормативных бюджетов, прежде всего бюджеты «скромного достатка». Такие бюджеты разрабатываются  государственными органами, научными организациями по заказам профсоюзов. Результаты их разработки - уровни скромного  достатка и бедности - не являются официальными нормативными актами, однако служат основой  при определении устанавливаемой  правительством минимальной заработной платы, она корреспондируется с  уровнем скромного достатка (минимума материальной обеспеченности в нашей  терминологии). Такой уровень в  среднем составляет примерно 70% к  среднему уровню дохода.

Уровень бедности может  обеспечить только самые необходимые  потребности - в питании и некоторых  услугах. К такому уровню привязывается  минимальное социальное пособие, на которое имеют право практически  все граждане страны. Обычно размер социального пособия составляет 20-30% уровня средней зарплаты.

Нормативы минимального потребительского бюджета являются также основой для установления и пересмотра норм потребления в  учреждениях сферы социально-культурных услуг, действующих на бесплатной основе: больниц, детских дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты.

3) «Потребительская корзина» - набор предметов, входящих в состав минимального потребительского бюджета, - служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуги, что в свою очередь, является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения.

Индексация должна соответствовать текущему росту  цен. Для регистрации ее создается  служба наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг.

Индексация представляет собой механизм корректирования  денежных доходов населения с  учетом индекса уровня потребительских  цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, из видов доходов, которые  подлежат индексации, и частоты их регулирования.

Основными направлениями  социальной политики государства в  области доходов с     1993 г. и по настоящее время стало регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработной платы, пенсий, пособий). Главным инструментом такого регулирования является показатель «прожиточный минимум», который представляет собой минимально допустимую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания.

При проведении индексации обычно допускаются  следующие манипуляции:

- «в корзину» включаются, как правило, самые дешевые и недоброкачественные товары с разной возможностью роста цен;

- объем потребления определяется по физиологическому минимуму

- и нередко бывает даже значительно ниже этого минимума;

-индексация доходов осуществляется со значительным опозданием и отставанием от фактического роста цен, открывая возможности дополнительно «прикарманивать» доходы населения.

Итак, группа социально-экономических  методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты  социальной работы оказывают воздействие  на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия  на социальные и экономические потребности  и интересы используются в форме  натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа  и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.  
 

Организационно-распорядительные методы социальной защиты населения.

Административные (организационные) методы имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.

В системе управления используется достаточно большое число  методов административного воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.

Если в качестве критерия рассматривать функцию, которую  выполняют способы административного  воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие  группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

Распорядительные  методы - это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

Информация о работе Меры социальной защиты населения