Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:02, контрольная работа
Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. Наделил союзы распорядительными и контрольными функциями, определил потребительские общества и их союзы субъектами собственности, утвердил новые органы управления - Советы и распределение функций и ответственности между общими собраниями, советами и правлениями потребительских обществ и их союзов, усилил роль пайщика в управлении и хозяйственной деятельности всех организаций потребительской кооперации.
Возвращение к мировым принципам потребительской кооперации, коренное улучшение ее работы предполагает изменение роли и места пайщика в системе потребительской кооперации. В отличие от зарубежных кооперативов где управление является демократическим в принятии целевых решений и административным в текущем руководстве предприятием, в российской потребительской кооперации в этом смысле мало что изменилось с советских времен. Как и раньше, управление остается административно-общественным.
Для преодоления этого положения в законе РФ «О потребительской кооперации» 1997 г. устанавливается ряд мер, призванных с точки зрения законодателя, повысить уровень участия пайщиков в управлении. Это положение устанавливается статьей 15 пункт 1: «Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества». Пунктом 2 этой же статьи определяется что: «Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества».
Совет осуществляет управление в период между общими собраниями потребительского общества: исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.(ст.15 пункт 5).
Статья
16 определяет полномочия общего собрания
пайщиков по управлению обществом. Так,
согласно пункту 1: «Общее собрание пайщиков
потребительского общества полномочно
решать все вопросы, касающиеся деятельности
потребительского общества, в том
числе подтверждать или отменять
решения совета, правления потребительского
общества». При этом пункт 2 к исключительной
компетенции общего собрания пайщиков
потребительского общества относит: принятие
устава потребительского общества, внесение
в него изменений и дополнений;
определение основных направлений
деятельности общества; избрание председателя
и членов совета, членов ревизионной
комиссии потребительского общества и
прекращение их полномочий, заслушивание
отчетов об их деятельности, определение
средств на их содержание; определение
размеров вступительного и паевого
взносов; исключение пайщиков из потребительского
общества; решение вопросов о создании
союзов, вступлении в союзы и выходе
из них; избрание представителей потребительских
обществ союза; выработка наказов
представителям потребительских обществ
союза для принятия по ним решений
общими собраниями представителей потребительских
обществ союза; утверждение программ
развития потребительского общества,
его годовых отчетов и
Статья 19 этого же Закона определяет функции совета потребительского общества как органа управления, его права и обязанности, отношения с другими органами управления потребительского общества. Так, пункт 1 этой статьи устанавливает: Совет потребительского общества является органом управления потребительского общества и подотчетен его общему собранию. Совет потребительского общества осуществляет полномочия, определенные настоящим Законом и уставом потребительского общества. Пункт 2 устанавливает, что председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на пять лет. Председатель и члены совета потребительского общества могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания потребительского общества. Досрочно избранный председатель или член совета потребительского общества исполняет свои обязанности до истечения пятилетнего срока полномочий предыдущего председателя или члена совета потребительского общества.
Пункт 4статьи 19 определяет
права совета как органа управления:
К исключительной компетенции совета
потребительского общества относятся:
осуществление
Также демократизация системы управления в этом законе была распространена и на союзы потребительских обществ. Так, согласно пункту 1 статьи 34 управление союзом осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза. Пунктом 2 устанавливается, что высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ союза. Статья 35 определяет полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза. Прием в члены союза и исключение из него; определение размера взноса членов союза; утверждение годовых отчетов о деятельности союза; определение видов, размеров и условий формирования фондов союза; принятие решений о реорганизации и ликвидации союза.
Статья 37 определяет полномочия, права и обязанности совета союза. Так, согласно этой статье совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза.
Пункт 2 определяет, что к исключительной компетенции совета союза потребительских обществ относятся: осуществление представительства союза потребительских обществ; подготовка и проведение общих собраний представителей потребительских обществ союза; представление общему собранию представителей потребительских обществ союза отчета о работе союза в период между общими собраниями;
определение полномочий правления союза потребительских обществ и осуществление контроля за его деятельностью; назначение и увольнение заместителей председателя совета союза, председателя правления и членов правления союза, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств; обеспечение эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; принятие решений о создании хозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, в том числе филиалов, а также об участии в хозяйственных обществах, кооперативах или об участии в товариществах на вере в качестве вкладчиков; отчуждение имущества союза потребительских обществ; утверждение бюджета и фондов союза; выдача доверенностей на заключение договоров.
В то же время, несмотря на законодательные меры, которые способствуют демократизации управления в кооперативах, организационная структура российской потребительской кооперации, во многом поддерживается административными методами управления, а не энергией пайщиков. При этом следует отметить, что для современных российских условий еще долгое время будет сохраняться достаточно эффективное административное управление, но его следует дополнить демократическимчленским контролем.
Заключение
В современных
российских условиях сохранение и совершенствование
организационной структуры
Концентрация и
централизация кооперативного хозяйства
неизбежны и впредь. Однако тут
важно соблюсти два условия: любые
структурные изменения должны проводиться
в интересах пайщиков и без
ущерба внутрикооперативной
В то же
время серьезной проблемой
Используемая литература
Законодательные и иные нормативные материалы
Основная литература
1. Корчагин, Л. М. Организационное поведение в потребительской кооперации [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Корчагин. – Чита : ЗИП СибУПК, 2004. – 233 с.
2. Корчагин, Л. М. Проблемы целевого управления в потребительской кооперации [Текст] : монография / Л. М. Корчагин. – Чита : ЗИП СибУПК, 2006. – 116 с.
4. Макаренко, А. П. Теория
и история кооперативного
Дополнительная литература