Менджмент в потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:02, контрольная работа

Описание работы

Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.

Работа содержит 1 файл

контр работа по менеджменту в потребкооперации - копия.docx

— 52.23 Кб (Скачать)

Контрольная работа по менеджменту в потребительской  кооперации.

( выполняется  в тетради )

 

 

Вариант – 2

 

Вопрос  – 1

Основные  проблемы потребительской кооперации как социально ориентированной  системе.

     Становление в России основ  рыночной экономики породило  не только целый ряд новых  хозяйственных процессов и явлений,  но и заставило по-новому оценивать  те традиционные для экономики  советского периода хозяйственные  формы, которые трансформировались  в рыночные образования. Одной  из таких хозяйственных форм  явилась кооперация, которая, выступая  в многообразных проявлениях,  приобретает все более сложный  характер и новые рыночные  признаки, сохраняя при этом свое  самобытное содержание.

В настоящее  время в потребкооперации активно  идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции  и сырья потребкооперация имеет  не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет  людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.

Кооперативное сообщество (кооператив) – это объединение граждан  или обществ, которое ставит своей  целью улучшение экономического и социального положения своих  членов с помощью хозяйственной  деятельности, основанной на взаимопомощи, и нацеленной на максимальное вознаграждение их труда, при одновременном отказе от поощрения капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца.

Кооперативные принципы:

  • членство в кооперативе должно быть добровольным и доступным, без искусственных ограничений и согласны нести ответственность, связанную с членством;
  • кооперативными организациями должны руководить лица, избранные и назначенные членами кооператива, пользующиеся равными правами (один человек – один голос) и участвующие в принятии решений, касающиеся работы их сообществ;
  • вознаграждение капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца, не допускается, за исключением форс-мажорных обстоятельств;
  • результаты деятельности кооператива распределяются между его членами пропорционально их трудовому участию в реализации планов развития сообщества и зачисляются на лицевые счета кооператоров;
  • кооперативы и их объединения должны выделять средства на обучение своих – членов, управляющих и служащих;
  • организации, придерживающиеся кооперативных принципов, в целях лучшего удовлетворения своих членов и их общин, должны активно сотрудничать с такими же сообществами на местном, национальном и международном уровнях;
  • кооперативное движение – это общественное движение, имеющее своей непосредственной целью создание в виде кооперативов, форм самозащиты трудящихся от неблагоприятных условий их жизни;
  • организованное кооперативное движение не может быть политически нейтральным;
  • организованное кооперативное движение не может быть орудием какой-либо партии;
  • организованное кооперативное движение не может быть орудием государства.

 Сущность потребительской кооперации

Потребительская кооперация – система  потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических  лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем  объединения его членами имущественных  паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Союз потребительских обществ (далее  также – союз) – добровольное объединение потребительских обществ  на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ  для координации их деятельности.

Пайщик – гражданин и (или) юридическое  лицо, внесшие вступительный и  паевой взносы, принятые в потребительское  общество в предусмотренном уставом  потребительского общества порядке  и являющиеся его членами.

Кооперативный участок – участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может  создаваться, как правило, по территориальному признаку.

Уполномоченный потребительского общества – пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка  и наделенный полномочиями решать вопросы. Он является связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, организует деятельность потребительского общества на кооперативном участке.

Высший орган потребительского общества – общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме  общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества.

Представители потребительского общества в союзах потребительских обществ  – пайщики, избранные на общем  собрании потребительского общества для  участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ  союзов.

Потребительское общество создается  за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и  иные виды деятельности.

Потребительские общества могут объединяться в союзы на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ с целью  координации их деятельности, обеспечения  защиты имущественных и иных прав, представления их интересов в  государственных органах и органах  местного самоуправления.

      Проблемы российской потребительской кооперации

 

Экономические проблемы:

Можно выделить две группы экономических  проблем, стоящих перед современной  российской кооперацией:

– проблемы всех предприятий российской экономики. Отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

– проблемы потребительской кооперации, невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения, наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Вторая группа проблем решается в двух направлениях:

– перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

– частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.

Очерченный круг экономических  проблем сам подсказывает пути их решения:

– перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов международного кооперативного движения (союз МКА);

– повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;

– законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот.

Сравнивая проблемы российских потребительских  кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической  системы в другую.

Реформирование отношений собственности  вновь превратило потребительскую  кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе. Возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Потребительская кооперация в первые годы Советской власти, обеспечила физическое выживание большинства населения; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская  кооперация снижает социальную напряженность  в обществе. Поэтому, государству  несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести  непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Вывод: перед российской потребительской  кооперацией стоят следующие  экономические проблемы:

– невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов)

– наличие малоэффективных избыточных основных фондов

– невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

                                                     Заключение

 

К 1917 г. потребительская кооперация занимала видное место в экономике и социальной жизни Российской Империи и заметное место в мировой экономике, т. к. обеспечивала существенную долю российского экспорта продуктов питания и сырья. Российская потребительская кооперация, используя предпринимательские приемы работы с капиталом развивалась динамично и имела значительную собственность не только в России, но и за рубежом.

Все виды деятельности, которыми занимается потребительская кооперация, направлены не на получение выгоды ради выгоды (получение прибыли – это основная и отличительная черта всех коммерческих образований), а на получение прибыли  для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии.

Еще в 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны, членами  ее были 30 миллионов сельских жителей  России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок  овощей, более трети выпечки хлеба.

В настоящее время создана Ассоциация кооперативных организаций России, куда вошли кооперативы разного  профиля. Центросоюз (высший орган управления) проводит ежегодные научно-практические конференции, на которых принимаются  рекомендации, определяющие перспективы  развития кооперации в России.

Возможно, в недалеком будущем  кооперация сможет стать основой  социальной инфраструктуры российского  села, и в этом случае наступит новый  расцвет этого интересного экономического механизма, существующего в мире 170 лет.

 

 

Вопрос  – 2

Функция планирования и ее особенности в  потребкооперации.

     

В потребительской  кооперации мы сталкивается с необходимостью принятия различных по своей направленности решений: организационных, правовых, кадровых, финансовых и т.д.

Роль  и значение безошибочного принятия основополагающих решений очень  велика. Правильно выбирать и принимать  решения в потребительских обществах – одна из важнейших функций. От этого зависит успех  в потребительской кооперации, благополучие людей которые там работают.

Важнейшей функцией в деятельности потребительской кооперации становится планирование.

 Виды и этапы стратегического планирования, его значение.

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение  ресурсов;

- адаптация  к внешней среде; 

- внутренняя  координация; 

- организационное  стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде. В потребительской кооперации необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация. Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий. Способность учиться на опыте дает возможность правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

Стратегический  план придает обществам потребкооперации определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу, которая направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

 Эталонная модель потребительского общества

     На сегодняшний день  существует эталонная модель потребительского общества, которая вбирает в себя всю деятельность отдельных потребительских обществ из которой вытекают  задачи и функции планирования в потребительской кооперации. Она наделяется следующими чертами:

Информация о работе Менджмент в потребительской кооперации