Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:02, контрольная работа
Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
Контрольная работа по менеджменту в потребительской кооперации.
( выполняется в тетради )
Вариант – 2
Вопрос – 1
Основные проблемы потребительской кооперации как социально ориентированной системе.
Становление в России основ
рыночной экономики породило
не только целый ряд новых
хозяйственных процессов и
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
Кооперативное сообщество (кооператив) – это объединение граждан или обществ, которое ставит своей целью улучшение экономического и социального положения своих членов с помощью хозяйственной деятельности, основанной на взаимопомощи, и нацеленной на максимальное вознаграждение их труда, при одновременном отказе от поощрения капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца.
Кооперативные принципы:
Потребительская кооперация – система
потребительских обществ и их
союзов, созданных в целях
Потребительское общество – добровольное
объединение граждан и (или) юридических
лиц, созданное, как правило, по территориальному
признаку, на основе членства путем
объединения его членами
Союз потребительских обществ (далее
также – союз) – добровольное
объединение потребительских
Пайщик – гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.
Кооперативный участок – участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку.
Уполномоченный
Высший орган потребительского общества – общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества.
Представители потребительского общества в союзах потребительских обществ – пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества для участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ союзов.
Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
Потребительские общества
могут объединяться в союзы на
основе решений общих собраний пайщиков
потребительских обществ с
Экономические проблемы:
Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:
– проблемы всех предприятий российской экономики. Отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;
– проблемы потребительской кооперации, невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения, наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.
Вторая группа проблем решается в двух направлениях:
– перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;
– частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.
Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:
– перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов международного кооперативного движения (союз МКА);
– повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;
– законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот.
Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.
Реформирование отношений
Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.
– невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов)
– наличие малоэффективных избыточных основных фондов
– невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.
К 1917 г. потребительская кооперация занимала видное место в экономике и социальной жизни Российской Империи и заметное место в мировой экономике, т. к. обеспечивала существенную долю российского экспорта продуктов питания и сырья. Российская потребительская кооперация, используя предпринимательские приемы работы с капиталом развивалась динамично и имела значительную собственность не только в России, но и за рубежом.
Все виды деятельности, которыми занимается
потребительская кооперация, направлены
не на получение выгоды ради выгоды
(получение прибыли – это
Еще в 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.
В настоящее время создана
Возможно, в недалеком будущем
кооперация сможет стать основой
социальной инфраструктуры российского
села, и в этом случае наступит новый
расцвет этого интересного
Вопрос – 2
Функция планирования и ее особенности в потребкооперации.
В потребительской кооперации мы сталкивается с необходимостью принятия различных по своей направленности решений: организационных, правовых, кадровых, финансовых и т.д.
Роль и значение безошибочного принятия основополагающих решений очень велика. Правильно выбирать и принимать решения в потребительских обществах – одна из важнейших функций. От этого зависит успех в потребительской кооперации, благополучие людей которые там работают.
Важнейшей функцией в деятельности потребительской кооперации становится планирование.
Виды и этапы стратегического планирования, его значение.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
- распределение ресурсов;
- адаптация к внешней среде;
- внутренняя координация;
- организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде. В потребительской кооперации необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация. Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Осознание организационных стратегий. Способность учиться на опыте дает возможность правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
Стратегический план придает обществам потребкооперации определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу, которая направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
На сегодняшний день существует эталонная модель потребительского общества, которая вбирает в себя всю деятельность отдельных потребительских обществ из которой вытекают задачи и функции планирования в потребительской кооперации. Она наделяется следующими чертами: