Менджмент в потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:02, контрольная работа

Описание работы

Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.

Работа содержит 1 файл

контр работа по менеджменту в потребкооперации - копия.docx

— 52.23 Кб (Скачать)
  • экономически грамотное руководство. Это, как правило, высоко квалифицированные специалисты с высшим кооперативным образованием, среднего возраста, имеющие значительный стаж работы в потребительской кооперации, первоначально чаще всего в должности бухгалтера (финансиста) или экономиста. Их отличительная черта и преимущество – умение управлять финансами;
  • жесткий контроль за расходованием средств и сохранностью кооперативной собственности.
  • Изначальной основой собственного оборотного капитала послужили паевые заемные средства пайщиков, работников, обслуживаемого населения. Сейчас оборотные средства пополняются за счет фонда развития потребительской кооперации;
  • Опора на пайщиков, создание условий для их активного экономического участия, повышение материальной заинтересованности пайщиков в результатах хозяйственной деятельности;
  • Выход на прямые связи с производителями без посредников, увеличение доли товаров собственного производства и заготовок в розничном товарообороте торговой сети и предприятий питания;
  • концентрация материальных и финансовых ресурсов, эффективное их использование на основе сокращения числа юридических лиц, объединение всех или большинства предприятий в единую хозрасчетную организацию с одним бухгалтерским балансом, внедрение внутреннего хозрасчета;
  • выбор производства в качестве приоритетной отрасли деятельности, обеспечивающей доходы организации товарные ресурсы торговле и предприятиям питания, рабочие места и доходы пайщикам и некооперированному обслуживаемому населению;
  • повышение качества обслуживания населения, контроль за качеством реализуемых товаров, создание нового, привлекательного имиджа кооперативной организации как надежного партнера;
  • постоянная работа с кадрами, систематическое повышение квалификации и переподготовка, улучшение условий труда.

Для потребительских обществ, союзов эти признаки должны стать ориентиром в хозяйственной деятельности.

Основная задача планирования –  достижение целей наиболее эффективным  экономичным способом. В свою очередь  важным критерием эффективности  является социальная эффективность, то есть способность удовлетворять  насущные социально-культурные потребности  своих членов.

 

Вопрос  – 3

Основные  компетенции совета союза потребительских  обществ.

      Современная Россия переживает процесс перехода к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, обязывает к совершенствованию организационной структуры всех уровней, требует оптимизации управления потребительскими обществами и их союзами.

     Потребительская кооперация России представляет собой целостное образование, т.е. систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребительской кооперации как системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ.

Фундамент этой системы составляют потребительские общества (кооперативы), в первую очередь, осуществляется хозяйственная и общественная деятельность кооперативной системы. Потребительские общества являются юридическими лицами и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, также своими уставами.

Потребительские общества составляют основное структурное звено  системы потребительской кооперации. В зависимости от района деятельности  функционируют следующие виды кооперативов: сельские потребительские общества (сельпо); поселковые потребительские  общества (поспо); районные потребительские  общества (райпо); городские потребительские  общества (горпо); потребительские общества, действующие на территории иных населенных пунктов.

Сегодня в потребительской кооперации функционируют в основном две формы первичного звена системы: райпо и сельпо. Причем, исторически сложилось так, что наиболее массовым видом потребительского общества в России являются райпо. Главная причина лежит в мероприятиях советской власти, которая вела политику на преобразование районных потребительских союзов (райпотребсоюзов) в районные потребительские общества (райпо) с одновременной ликвидацией сельских потребительских обществ, т.е. на территории одного административного района действовало одно потребительское общество – райпо. Переход к рыночным отношениям поставил в повестку дня повышение роли пайщика в потребительской кооперации, чтобы восстановить кооперативы в качестве самоуправляемой, высокультурной, экономически свободной, хозяйственной системы. Райпо как вид производственного объединения для выполнения своих уставных задач создают разнообразные предприятия (торговые, промышленные, заготовительные и т.п.), наделяя их правами юридического лица. Имущество за ними закрепляется на праве полного хозяйственного ведения. Как уже отмечалось, райпо представляет собой хозяйственную систему с обособленным аппаратом управления.

 

     Согласно Закону о потребительской кооперации 1997 г. «союз потребительских обществ (далее также - союз) - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности. Членами союза являются потребительские общества, зарегистрированные и действующие в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Член союза сохраняет свою самостоятельность и права юридического лица.

Для вступления в союз и добровольного выхода из него потребительское общество представляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, протокол или выписку  из протокола общего собрания общества, принявшего решение о вхождении  в союз или добровольном выходе из него. Такое заявление должно быть рассмотрено советом общества в  течение 30 дней и передано для принятия решения общему собранию представителей потребительских обществ союза. Потребительское общество признается членом союза с момента вынесения  положительного решения общим собранием  представителей и уплаты взноса.

Членство  в союзе прекращается в случае добровольного выхода или исключения потребительского общества из союза, а  также в случае прекращения деятельности общества. Потребительское общество может быть исключено из союза  решением общего собрания представителей потребительских обществ союза  при нарушении им требований Закона «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации», устава союза и своего устава, а также невыполнения решений  органов управления и контроля данного  союза.

Члены союза  имеют право: вносить на обсуждение органов управления союза предложения  участвовать в их обсуждении и  принятии решений; требовать в необходимых  случаях созыва чрезвычайного общего собрания представителей потребительских  обществ союза; получать от органов  управления союза, его должностных лиц информацию о деятельности союза; выходить из состава союза; выдвигать своих представителей в органы управления и контроля союза; вносить предложения о внесении изменений и дополнений в устав союза.

Члены союза  обязаны: соблюдать Закон «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и устав союза; выполнять решения  общего собрания представителей, совета и президиума совета, правления союза; производить внутрихозяйственные  отчисления союзу; представлять союзу  бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность о своей деятельности.

Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между  союзами являются партнерскими и  строятся на основе уставов и договоров. Союз вправе осуществлять контрольные  и распорядительные функции, предусмотренные  учредительными документами.

 

 

В системе  «общества – союз» особая роль принадлежит Центросоюзу Российской Федерации. Решения органов управления Центросоюза обязательны как для потребительских обществ, так и для союзов всех уровней.

     

В 1992 г., в разгар шоковой терапии, к ликвидации кооперативных союзов призывали отдельные представители антимонопольного комитета Верховного Совета РФ и правая пресса. Необходим был законодательный акт, который восстановил бы легальный статус системы потребительской кооперации и ее союзную вертикаль. Таким актом стал Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 19 июня 1992г.

По объему закон небольшой  – 4 главы, 9 статей. Однако, некоторые  его нормы оказали большое влияние на развитие организационной структуры потребительской кооперации в течении 1992 – 1997 гг. В этом законе пайщик был назван центральной фигурой в потребительской кооперации, а потребительской общество - ее основой. Единственными учредителем союзов стали потребительские общества.

Изменились  функции центральных органов  потребительской кооперации. На Центросоюз РФ была возложена защита интересов  системы в законодательных и  исполнительных органах Российской Федерации, участие в разработке новых законов, постановлений правительства, других нормативных документов. На основе закона по инициативе Центросоюза  в январе 1994 г принято постановление Правительства РФ № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», в нем предусматривался принципиально новый тип взаимоотношений Центросоюза с правительством - ежегодно заключаемые соглашения.

В то же время в этот период было принято  и ряд решений, которые существенно  ослабили систему потребительской  кооперации. Среди них было положение  Закона РФ «О потребительской кооперации»  от 1992 о правах союза потребительских  обществ. В статье 4, пункт 4 говорится: «Союз потребительских обществ является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с  делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не  наделен по отношению к ним организационно-распорядительными и  контрольными функциями». Но в условиях экономического кризиса и нестабильной государственной власти, эти нормы лишь ослабили в целом систему потребительской кооперации в стране. В потребительской кооперации начался «парад суверенитетов» отдельных потребсоюзов и потребительских обществ, отделение некоторых из них от вышестоящих союзов и Центросоюза. В обстановке ослабления контроля и ответственности отдельные потребсоюзы использовали самостоятельность и безотчетность для сокрытия своей бесхозяйственности и растаскивания кооперативной собственности.

Также тяжелыми социально-экономическими последствиями  для потребительской кооперации обернулась, развернувшаяся в стране в 1991 - 1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных  предприятий. Суть коммерциализации сводилась  к разукрупнению действующих  предприятий и предоставлению выделившимся из них хозяйственным единицам права  юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив юридических  лиц, начали выходить из сельских и  районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной  собственности многими организациями  потребительской кооперации.

Еще большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Ее инициаторы объясняли свои действия стремлением  преодолеть кризисное финансовое положение  своих организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности  в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих  акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно  увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически  исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем  оставшееся меньшинство создавало  акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды  на пай.

Такие негативные явления вели к развалу системы  и ухудшению снабжения сельского  населения, особенно в отдаленных районах. Необходимо было принимать срочные  меры. В 1996 г. по инициативе руководства Центросоюза Президент Российской Федерации издал Указ № 795 от 31. 05. 96 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами». Указ обязал организации потребительской кооперации восстановить в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 – 1996 гг. В Указе была провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации и поручено Правительству РФ предоставить налоговые льготы и снизить тарифные ставки за используемую электроэнергию тем организациям потребительской кооперации, которые полностью восстановят в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 – 1996 гг.

Другим  юридическим актом, который остановил  распад системы потребительской  кооперации явился Закон РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г. Закон 1997 г. привел в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы деятельности потребительских обществ и их союзов, закрепил их юридический статус как некоммерческих организаций, ввел новый орган управления - совет, на который возлагаются представительские функции потребительских обществ и союзов. Совет потребительского общества или потребсоюза назначает председателя и членов правления, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств. Закон создал правовую основу для сохранения кооперативной собственности, определив субъектами кооперативной собственности юридические лица: потребительские общества и союзы потребительских обществ. Кооперативная собственность определена как общая, совместная. Также в этом законе были восстановлены контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам. Так, статья 31, пункт 5 гласит: «Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза».

Информация о работе Менджмент в потребительской кооперации