Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;
-уточнить содержание понятия конкурентной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 472.82 Кб (Скачать)

Однако на данный момент указанная  работа не завершена – во многих сферах сохраняются ограничения  входа новых участников на рынки  в виде необоснованных разрешений, обязательных процедур и требований.

Не полностью разграничены функции по контролю (функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз) и надзору (проведение проверок, наложение  взысканий, выдача разрешений, приостановление  деятельности). Например, государственные  учреждения ветеринарии субъектов  Российской Федерации по прежнему осуществляют функции контроля и надзора, а  также оказывают платные услуги населению.

Не реализована поставленная административной реформой задача существенного  сокращения числа унитарных предприятий  с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо для  осуществления публичных функций.

Не завершена реформа  технического регулирования, предполагающая значительное сокращение предъявляемых  со стороны государства обязательных требований к параметрам и характеристикам  товаров и услуг. Исчерпывающие требования должны быть сконцентрированы в  технических регламентах. В настоящее время принята меньшая часть от запланированных к утверждению технических регламентов.

Технические регламенты становятся существенным фактором конкурентной среды, и их разработка не должна становится частью конкурентной борьбы. Отдельные  требования могут нанести вред одним  предприятиям и быть выгодным другим предприятиям - конкурентам. При этом такие требования могут не представлять большой значимости с точки зрения качества или безопасности товаров.

Конкурентная среда не защищена от появления новых административных барьеров – процедуры оценки и  обоснования до установления любых  административных требований к предпринимателям, обязательные во многих странах, не разработаны  и не установлены.

Опросы предпринимателей показывают, что административные барьеры  являются существенными, а для некоторых  новых и малых предприятий  и предприятий в сферах деятельности с относительно небольшой нормой рентабельности, запретительно высокими.

Необходимо продолжить системную  работу по анализу, ликвидации и снижению административных барьеров в экономике.

Во-первых, продолжить сокращение перечня лицензируемых видов  деятельности, в том числе путем  замены на альтернативный вид регулирования, осуществляемый экономическими субъектами, – обязательное страхование ответственности. Также необходимо продолжить работу по совершенствованию процедур лицензирования. В частности, необходимо:

- упростить процедуры  получения, и особенно - переоформления  лицензий;

- повысить открытость  и доступность информации о  деятельности лицензирующих органов  для граждан и хозяйствующих  субъектов;

- разработать унифицированный  (единый) порядок лицензирования  для однородных объектов лицензирования;

- провести анализ видов  деятельности, лицензирование которых  осуществляется по отличным от  общего порядка лицензирования  правилам;

- ускорить введение системы  электронного обмена документами  между органами власти;

- ввести запрет на требование  предоставления заявителем документов, которые могут быть получены  органом власти самостоятельно  через систему электронного обмена  документами.

Во-вторых, необходимо ускорить работу по  замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия.

В-третьих, необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование  процедуры разработки технических  регламентов, включая обеспечение  публичности и учета мнения широкого круга участников соответствующего рынка и их объединений в целях  обеспечения баланса интересов  государства и всех участников отрасли  при принятии таких регламентов.

В-четвертых, необходимо провести работу по разграничению функций по контролю и надзору в отдельных сферах, производство товаров или оказание услуг в которых регламентируется государством (том числе здравоохранение, транспорт, нефтехимия, продовольствие, строительные материалы).

Государственный контроль качества должен быть заменен соответствующей  деятельностью субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и  испытательных центров, аккредитованных  в органах исполнительной власти. Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям

В-пятых, на конкурентных рынках следует существенно сократить  количество унитарных предприятий, функционирование которых может  быть обеспечено негосударственными коммерческими  организациями. Необходимо обеспечить передачу имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления  публичных функций, в казну с  последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда  для сдачи в аренду хозяйствующим  субъектам.

В-шестых, расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение  взаимодействия участников рынка с  регулирующими органами.

В-седьмых, в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию.

В-восьмых, необходимо усовершенствовать  процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных  прав (в том числе права пользования  недрами, лесными, водными и био-ресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности.  Непрозрачные механизмы распределения создают существенные барьеры входа на рынок новых участников. Это касается, в том числе, недр, радиочастот, согласования топливных режимов и лимитов на отходы производства.

В-девятых, следует разработать  и принять региональные программы  развития конкуренции. Задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте и недопущение их появления, сокращение прямого участия государства и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, расширение практики заказа социальных (в том числе медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур, развитие государственного и муниципального заказа, развитие инфраструктуры.

В-десятых, федеральным органам  исполнительной власти необходимо включать показатели развития конкуренции в качестве целевых в доклады об основных результатах деятельности федеральных исполнительных органов власти.

5. Стремление монополий, сочетающих два направления деятельности (коммерческую и государственную), обрести политический вес и иметь возможность влиять на государственно-управленческие решения (сращивание власти и бизнеса).

6. Рентабельность сырьевых секторов экономики завышена и несопоставима (по сравнению с соответствующими показателями зарубежных стран) с низкими показателями уровня рентабельности наукоемких производств.

7. Отсутствие правовых основ политики в отношении локальных естественных монополий.

По содержанию данной главы  можно сделать следующие выводы:

1. Как показывает мировой опыт содержание конкурентной политики должны составлять два основополагающих направления: стимулирование развития конкуренции и антимонопольное регулирование.

2. Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности.

 

3. Особенности создания  конкурентной среды в сферах  деятельности естественных монополий  (на примере ОАО «РЖД»)

 

3.1 Направления реорганизации  ОАО «РЖД» в целях повышения  степени конкурентности её деятельности

 

Становыми отраслями российской экономики являются такие отрасли, которые относятся по своей природе  к естественным монополиям и, следовательно, обладают и плюсами и минусами присущими всем естественным монополиям. И поэтому Российская Федерация, которая стремится к повышению эффективности и конкурентоспособности своей экономики, стремится повысить конкуренцию в отраслях естественных монополий за счет создания программ по демонополизации экономики. Ярким примером таких программ является «Программа структурной реформы железнодорожного транспорта».

Зарождение и развитие теории демонополизации естественных монополий и, в частности, железнодорожного транспорта, широко обсуждавшейся в  среде экономистов в 70-80-е годы и получившей широкое распространение  на практике в 90-х годах ХХ века, произошло  в рамках неоинституционального направления экономической науки.

 Одна из основных особенностей монополизированного рынка – установление цены, превышающей тот уровень, который сложился бы на конкурентном рынке. Величину этого превышения иногда называют «монопольной сверхприбылью, полученной монополистом за счёт злоупотребления своим положением»27.

Понятие «естественная монополия» впервые было применено в 1838 г. Антуаном Огюстеном Курно к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов, откуда и пошло название.28

Федеральный закон «О естественных монополиях» в статье 3 определяет естественную монополию, как «состояние товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»29

Графическая модель естественной монополии представлена на рис.8. Здесь  точка минимума кривой средних издержек (АС- от англ. average costs) находится справа от кривой спроса, а точка пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек (МС - от англ. marginal costs) лежит под кривой средних издержек.

При производстве в точке, где цена равна средним издержкам (YAC), естественная монополия будет покрывать свои издержки, но производить слишком малый объём, сравнительно с эффективным (YAC<YMC). Если же она будет производить в точке, где цена равна предельным издержкам, то, несмотря на эффективный объём выпуска (YMC), монополия будет не в состоянии покрыть свои издержки (точка PMCY MC расположена ниже кривой средних издержек). Такого рода ситуации возникают в отраслях с большими постоянными издержками и относительно небольшими предельными издержками, отраслях - естественных монополиях.

Рис. 4. Графическая  модель естественной монополии30

Если допустить, что установление монопольной цены естественной монополией нежелательно, а заставить естественную монополию производить при конкурентной цене нереально из-за отрицательной  прибыли, то что же остаётся?

Существует несколько  ответов на этот вопрос. Часть экономистов  считает, что т.к. на рынке отсутствует  конкуренция, то государство должно осуществлять регулирование монополии. Другие полагают, что т.к. государственное  регулирование не может быть эффективным, то государство должно создавать  на таких рынках конкурентную среду.

На практике сочетаются оба  этих подхода, причём если в 60-х годах  прошлого века предпочтение отдавалось прямому государственному регулированию, то, начиная с середины 70-х, всё  больше специалистов склоняются к косвенному регулированию монополий, в т.ч. путём  создания институциональной среды, поощряющей конкуренцию.

Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий  двумя способами: во-первых, за счёт регулирования цен и тарифов  (в соответствии со ст.6 Федерального закона «О естественных монополиях»31); во-вторых, путём внедрения и развития элементов конкуренции.

При ценовом регулировании  могут быть использованы следующие  методы: метод предельных издержек (при котором государство требует, чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам), метод средних издержек (заключающийся в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается - то есть цена равна средним издержкам) и метод установления потолка цен (или как вариант предельной рентабельности)32.

При методе предельных издержек достигается оптимальный объём  производства. Но это зачастую приводит к убыткам и необходимости  субсидировать монополию за счёт государственных средств.

Лишённый этого недостатка метод средних издержек может  дать результат, при котором продукта будет производиться слишком  мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создаёт заинтересованности в минимизации издержек. Монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.

Усиление конкуренции  в сфере железнодорожных перевозок  возможно как на пути усиления внутриотраслевой конкуренции (так называемая политика «либерализации доступа к рельсам»), так и на пути усиления конкуренции между различными видами транспорта на рынке транспортных услуг.

Анализ монопольных рынков показывает, что «везде, где это, возможно, необходимо полагаться на конкуренцию, а не на регулирование.

Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России