Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;
-уточнить содержание понятия конкурентной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 472.82 Кб (Скачать)

Наряду с поведенческой  трактовкой конкуренции в XIX и особенно в XX веке получила распространение ее трактовка структурная, истоки которой восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной теории конкуренции.

Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции  было вызвано чрезмерным вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Говоря о совершенной  конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: "... Это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен на счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации"5. Более определенно высказывался Ф. Хайек: "... Надо принимать во внимание то, что государственное устройство уже существует ... и процесс конкуренции происходит в уже существующей системе. Если бы модель совершенной конкуренции когда-нибудь существовала бы в реальном государстве, то не было бы никаких ограничений во всех сферах деятельности. Но это фактически невозможно, так как ограничения со стороны государства жизненно необходимы"6.

Критики модели совершенной  конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику  и не находящие отражение в  существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические  модели олигополии и монополии позднее  внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления  о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин "конкуренция" ("competition") чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом – "соперничество" ("rivalry").

При структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые  господствуют на нем. Так, в работах  К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю говорится, что "конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его"7.

Можно выразить ту же мысль  и иначе: в центре внимания оказывается  не соперничество хозяйствующих  субъектов в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния  отдельного хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной  конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции  несовершенной.

Третий подход к определению  сущности конкуренции можно определить как функциональный. Он рассматривает  роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии 8.

Ф. Хайек рассматривал конкуренцию как "процедуру открытия". По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. И только конкуренция "открывает", какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик9.

Рассмотрев изложенные подходы  к определению конкуренции, можно  сделать вывод о том, что каждый из них учитывает те или иные аспекты  этого понятия. Однако наиболее полно, на наш взгляд, сущность конкуренции  как экономического явления, определяющего  деятельность конкретных хозяйствующих  субъектов на рынке, отражает поведенческий  подход. Таким образом, в целях  настоящей работы конкуренция может  быть определена как соперничество  между хозяйствующими единицами, заинтересованными  в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение  прибыли. Основным способом получения  прибыли в условиях рыночной экономики  выступает реализация продукции  и заложенной в ней прибавочной  стоимости (здесь и далее под  продукцией понимаются любые производимые и/или реализуемые товары, выполняемые  работы либо оказываемые услуги). При  этом деятельность хозяйствующих субъектов  осуществляется в условиях ограниченности как ресурсов, необходимых для  производства продукции, так и спроса на эту продукцию со стороны потребителей.

Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста М. Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители –все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль10.

Результатом исследований М. Портера стала концепция  пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:

- угроза вторжения новых конкурентов;

- угроза появления продуктов-заменителей;

- экономический потенциал поставщиков;

- экономический потенциал покупателей;

- соперничество среди существующих конкурентов.

Рис. 1. Конкурентные силы11

Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых  функционирует конкретный рынок  и составляющие его единицы. Состояние  каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками. Кратко рассмотрим каждую из представленных сил.

Угроза вторжения новых  конкурентов.

Новые конкуренты привносят  на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. Насколько  серьезной является угроза со стороны  возможного появления на рынке новых  конкурентов, зависит от наличия  барьеров для входа и реакции  существующих конкурентов. Если барьеры  входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся  в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане  вторжения. Прогноз в отношении  реакции существующих в отрасли  конкурентов также может быть основанием для принятия решения  о вторжении в данную отрасль.

Угроза появления продуктов-заменителей.

Подобно угрозе вторжения  новых конкурентов продукты-заменители ограничивают потенциал отрасли. Теоретически, чем более привлекательно соотношение  цена-качество, "предлагаемое" продуктами-заменителями, тем жестче ограничение потенциала прибыли отрасли. Продуктами-заменителями, которые заслуживают особого  внимания с точки зрения конкуренции, являются продукты, которые способны обеспечить лучшее соотношение цены и качества по сравнению с производимой в отрасли продукцией либо производятся отраслью, получающей высокую прибыль. Продукты-заменители быстро вступают в игру, когда та или иная разработка увеличивает конкуренцию в соответствующей  отрасли либо служит причиной снижения цены или повышения производительности.

Экономический потенциал  поставщиков.

Поставщики могут оказывать  давление при заключении сделок, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков, таким образом, "выжимает" прибыль  из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при фиксированных  ценах.

Экономический потенциал  покупателей.

Потребители, подобно поставщикам, "выжимают" прибыль из отрасли, снижая цены, требуя высшего качества продукции и большего обслуживания, настраивая производителей друг против друга – в ущерб прибыли всей отрасли.

Соперничество среди существующих конкурентов.                                                                                                                                                                                        

Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению всеми средствами добиться выгодного  положения, используя тактику ценовой  и неценовой конкуренции, продвижения  товаров на рынок и интенсивную  рекламу. Интенсивность и характер конкуренции зависят от множества  факторов. При анализе интенсивности  и характера конкуренции на отраслевом рынке представляется полезным обратиться к упоминавшемуся ранее структурному подходу определения сущности конкуренции. В рамках указанного подхода, в зависимости  от характера конкуренции поставщиков (производителей), выделяется четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Совершенная конкуренция характеризуется наличием большого количества конкурентов, в результате чего ни один из участников рынка не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждого производителя считается заданной рынком. Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны. Для совершенной конкуренции характерна весьма высокая информированность продавцов и покупателей о продукции и ценах.

Монополистическую конкуренцию отличает большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой. Отличительная особенность рынка – большое количество мелких и средних предприятий, ни одно из которых не занимает лидирующего положения на рынке вследствие незначительной доли продаж. В отличие от чистой конкуренции здесь используются неценовые методы конкуренции. Вход на рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

Олигополистическая конкуренция характеризуется наличием нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Доля каждого из участников рынка при данной структуре конкуренции значительна, что позволяет осуществлять влияние на рыночную цену. При олигополии продукция предприятий может быть как стандартизированной, так и дифференцированной. Каждый из участников олигополии проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынужден считаться с ними, причем используются преимущественно неценовые методы конкурентной борьбы. Олигополисты стремятся к завоеванию преимуществ за счет ослабления конкурентов, что приводит к частым конкурентным "войнам". Однако, как показывает практика, предприятия-олигополисты чаще стремятся прийти к соглашению по поводу раздела рынка, установления цен, действуя в результате соглашения как единая чистая монополия. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Чистая монополия – крайнее проявление несовершенной конкуренции – может быть охарактеризована как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

М. Портер отмечает, что конкуренция  – это динамичный и развивающийся  процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. Условия на рынке изменяются, потому что в движении находятся силы, которые создают условия для  перемен. Сам М. Портер выделяет не менее  одиннадцати основных движущих сил, изменяющих условия и характер конкуренции. Очевидно, что указанный перечень хотя и является достаточно полным, но все же не исчерпывающим. Рассмотренная модель пяти сил конкуренции М. Портера является концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных сил механизма рыночной конкуренции12.

Можно констатировать, что  степень влияния конкурентных сил  определяет предельный потенциал прибыли  отрасли. Цель предприятия – найти  и занять позицию в отрасли, где  оно будет лучше всего защищено от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние  на них. Анализ отмеченных сил конкуренции  обеспечивает прочный фундамент  для стратегического плана действий. При этом, каждый хозяйствующий субъект находится в уникальной конкурентной ситуации, что обуславливает необходимость поиска уникальных конкурентных решений.

Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России