Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:06, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;
-уточнить содержание понятия конкурентной политики;
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения
В сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий политика регулирующих органов приоритетно направлена на эффективное ценовое регулирование, ликвидацию перекрестного субсидирования, устранение дискриминационных условий договоров с потребителями, развитие состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии. Государственная политика в области защиты конкуренции направлена на недопущение злоупотребления рыночной властью и искажение информации о реальных издержках и прибыли со стороны крупных вертикально интегрированных компаний с естественно-монопольным компонентом.
В настоящее время нет единого государственного органа, который был бы ответствен за осуществление мер, направленных не только на защиту, но и на создание и развитие конкуренции. Согласно Положению о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации16, непосредственно функции по развитию конкуренции, созданию конкурентной среды на министерство не возложены, оно обязано осуществлять лишь функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности (в том числе среднего и малого бизнеса) и иные. Анализ деятельности Минэкономразвития России подтверждает, что функции по формированию единой последовательной конкурентной политики оно не выполняет, а затрагивает лишь некоторые аспекты. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России (во многом преемник МАПа) является органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства17. Формирование и осуществление конкурентной политики — в части создания и развития конкуренции — в функции ФАС России не входят. Таким образом, представляется необходимым четко закрепить за Минэкономразвития России и за федеральным антимонопольным органом функции по формированию и осуществлению государственной конкурентной политики, которая должна включать в себя целый комплекс мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной и равной конкуренции на российских рынках.
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности18.
По содержанию данной главы можно сделать следующие выводы:
1. Конкуренция – это соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели.
2. Механизмы реализации конкурентной политики – это совокупность экономических, правовых и социальных методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на внутреннюю (например, регламентация затрат на рекламу, поглощений и слияний фирм) и внешнюю (например контроль за ценообразованием, стимулирование дополнительного спроса, контроль за конкуренцией со стороны иностранных фирм) области конкурентного процесса.
3. Конкурентная политика
– это комплекс
2. Развитие
конкуренции и конкурентной
2.1 Мировой опыт проведения
государственной конкурентной
Проводимые в последние десятилетия в Российской Федерации экономические реформы привели к необходимости формирования государственной конкурентной политики, повышения ее эффективности. В настоящее время применяемые меры для борьбы с ограничением конкуренции в большей части ориентированны на зарубежный опыт, который не всегда может быть применим к российским условиям.
Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.
Впервые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.
Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.
Таблица 119.
Основные антимонопольные законы США
Название и дата принятия. |
Основное содержание и направленность. |
Институты и методы практической реализации. |
Акт Шермана (1890) |
Запрещение
любых контрактов, сделок и форм
межфирменного сотрудничества, в
том числе и скрытых, ограничивающих
возможность реализации своей продукции
на данном рынке другими хозяйственными
субъектами; постановка вне закона
монополизации, попытки монополизации
или скрытой формы |
Министерство юстиции: выдвижение гражданских и уголовных исков. ФТК: отсутствие полномочий. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба |
Акт Клейтона (1914) |
Установление
различного уровня цен разным покупателям
ставится вне закона, если оно направлено
на монополизацию или снижение конкуренции;
запрещение включать в контракт условия,
требующие с другой стороны бойкотировать
продукцию конкурентов в |
Министерство юстиции: выдвижение гражданских исков. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. |
Акт о Федеральной Торговой Комиссии(ФТК) (1914) |
Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона; запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. |
Министерство юстиции: отсутствие полномочий. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: отсутствие полномочий. |
Поправка Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение в седьмой параграф закона Клейтона, в соответствии с которой запретительная практика распространяется на приобретение вещественных элементов активов конкурирующих компаний.
С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.
В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.
Однако в действительности
случаи ужесточения по отношению
к компаниям-монополистам применяются
не так часто. К примеру, за всю
историю американского
В ряде случаев при наличии дополнительных обстоятельств делаются отступления от общих правил. Так, далеко не всякий сговор о совместном регулировании цен признается незаконным. Если в отрасли имеет место спад производства, то практика совместного регулирования цен признается допустимой. Этот принцип был применен в 1933 г., когда объединение угольных компаний "Аппалачиан коул" сделало попытку совместного регулирования цен. В 1972 г. было признано законным соглашение ассоциации мелких и средних торговцев о разделе рынка. По мнению Федеральной торговой комиссии, в данном случае сохранялись возможности для конкуренции с более крупными торговыми компаниями. С 1984 г. под действие антимонопольного законодательства практически не подпадают венчурные научно-исследовательские проекты.
В европейских странах
антимонопольное
В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд.
Регулирование монополистической деятельности административным путем характерно также для Германии и Бельгии.
Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистической деятельности, которые принимаются антимонопольными органами, не вправе отменять даже президент страны.
Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно либеральным
считается антимонопольное
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
В целом, как показывает мировой опыт содержание конкурентной политики должны составлять два основополагающих направления: стимулирование развития конкуренции и антимонопольное регулирование.
При этом приходится констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной, «в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей»20. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.
Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России