Механизм осуществления политики доходов и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Распределительные отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики -- одна из наиболее острых социально-экономических проблем, связанных как с формированием социальной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
1.1 Политика на макро- и микроуровнях
1.2 Государственное регулирование доходов
2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
2.1 Основные этапы реформирования
2.2 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
3.1 Основные элементы механизма
3.2 Результативность политики доходов
3.3 Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Возможности государственного и рыночного регулирования в  политике доходов и заработной платы ограничивает теневая экономика, на долю которой, по оценкам, приходится около 40% ВВП.

Значительные средства укрываются от налогообложения и  вывозятся за рубеж.

Огромное влияние  на перераспределение доходов оказывает  коррупция. Социально-экономической ее основой является монополия рабочего места. Взятки выступают как своеобразная социальная рента, которую получают чиновники за свою подпись при выдаче лицензий, регистрации фирм, предоставлении налоговых льгот и т.д. По данным Международной конференции по борьбе с коррупцией (1999 г.), наименее коррумпированной из 85 стран является Дания, а наиболее коррумпированной -- Камерун. Россия занимает в этом списке 76-е место. Борьба с теневой экономикой и коррупцией приобретает все более важную роль в политике доходов и заработной платы.

В этот период в структуре  доходов населения стабилизировалась  доля доходов от предпринимательской  деятельности, возросли доходы от продажи  иностранной валюты (с 0,6% в 1993 г. до 9,1% в 1997 г.), доходы от собственности (с 3% в 1993 г. до 5,6% в 1998 г.), снижалась доля оплаты труда (с 58% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.). Согласно мировой практике такая доля заработной платы в доходах населения является низкой. В Великобритании она составляет 65, в Германии -- 64, в Италии -- 52, в США -- 53, во Франции -- 58, в Японии -- 69%.

На втором этапе  падение реальных доходов замедлилось, а в 1995-1996 гг. наблюдался небольшой  их рост по сравнению с 1991-1993 гг. Стал формироваться средний класс, достигший  к 1998 г. 25% населения. Это свидетельствовало о некоторой стабилизации уровня жизни и расширении социальной базы рыночных реформ. Признаками среднего класса являются уровень душевого дохода, стандарт потребления, обеспеченность жильем со всеми коммунальными услугами, качество жизни, которое определяется уровнем социальных гарантий. Перспективы его развития связаны с расширением малого и среднего предпринимательства, самозанятости, повышением квалификации работников.

Однако существенно  улучшить ситуацию не удалось. В 1998 г. реальные доходы населения составляли около 40% от уровня 1990 г. Они уменьшились в 2,5 раза, в то время как ВВП сократился в 1,5 раза. В этот период социальная напряженность не ослабла: возросло число забастовок и участвующих в них, усилилась дифференциация доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло в 1998 г. 13,4 раза.

Выявилась неэффективность  межбюджетных и финансово-кредитных  отношений. Средства на заработную плату  и пенсии, выделяемые на федеральном  уровне, не доходили по назначению, а оставались в коммерческих банках. В результате обострилась проблема несвоевременных выплат заработной платы, пособий и пенсий. Особенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности, образовании, здравоохранении, что привело к массовым акциям протеста.

Финансовый кризис в августе 1998 г. показал неэффективность  государственного и рыночного регулирования  доходов и заработной платы. Обвал рынка ценных бумаг, крах ряда коммерческих банков и инвестиционных компаний вызвали глубокие потрясения в рыночной инфраструктуре. В результате девальвации рубля обесценились доходы и сбережения, резко понизилась покупательная способность рубля. Все это привело к снижению реальных доходов населения. В 1998 г. они составляли 81,8% к уровню 1997 г.

На следующем, послекризисном этапе возросла роль государственного регулирования доходов и заработной платы. В политике доходов и заработной платы основное внимание уделялось сокращению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, совершенствованию налогообложения и распределения трансфертов, контролю над инфляцией. В 1999 г. осуществлялась индексация заработной платы в бюджетной сфере и пенсий.

Таким образом, в ходе рыночных реформ государственное регулирование доходов и заработной платы проводилось в основном в виде ответных мер при обострении социальной напряженности. В Программе социальных реформ РФ на период 1996-2000 гг. регулированию доходов и заработной платы уделялось недостаточное внимание. Проведение комплексной, обоснованной политики доходов и заработной платы требует четкого определения ее приоритетов.

2.2 Социальные приоритеты  политики доходов  и заработной платы

Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

Взаимодействие государственного и рыночного регулирования создает  условия для развития свободного человека. Институты государственного регулирования доходов и заработной платы должны действовать по принципу: государство существует для людей, а не люди для государства.

Трансформация функций  государства предполагает разграничение  краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер.

К краткосрочным мерам  государственного регулирования доходов  и заработной платы относятся: совершенствование  Налогового кодекса, разработка мер  по реализации Закона «О прожиточном  минимуме», правовых основ социального  партнерства, обновление КЗоТа и Единой тарифной сетки, реформирование системы пенсионного обеспечения, разработка федеральных и региональных социальных программ.

Основными приоритетами политики доходов и заработной платы  в текущий период являются обеспечение  социально-политической стабильности и гарантий конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем, сокращение и ликвидация задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, формирование среднего класса, борьба с бедностью.

Расходы по заработной плате и социальным выплатам в  бюджетах всех уровней включены в  число приоритетных и защищенных, а средства, выделяемые на эти цели, используются строго по назначению. Осуществляются нормативное закрепление прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти, меры по сокращению дифференциации социальных пособий в регионах.

Актуальной задачей  является реформа социального страхования, предполагающая распределение социальных выплат по целевому и адресному принципу. Обязательства государства устанавливаются в соответствии с его возможностями. Это позволит восстановить доверие граждан к государству.

Формируется двухуровневая  система социальных гарантий. Минимальный  их уровень обеспечивается за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а общий уровень -- также за счет средств предприятий и граждан на основе страховых взносов. Для того чтобы граждане вкладывали свои средства в развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.п., они должны знать, на какие цели и под какие гарантии отчисляют часть своих доходов, от каких рисков страхуются, какие пенсии или пособия получат при наступлении старости, в случае болезни или потери работы.

Осуществление всех этих приоритетных мер позволяет повысить роль заработной платы как основного источника доходов населения и стимула к эффективной трудовой деятельности, поднять долю налогов с физических лиц в формировании доходной части бюджета, поддерживать разумное соотношение между доходами трудоспособных и нетрудоспособных граждан, обеспечить минимальные гарантии доходов населения, оказывать поддержку нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам.

Выполнение краткосрочных  программ является предпосылкой для  среднесрочных. В среднесрочных  прогнозах и программах развития российской экономики предполагается на основе стабилизации экономики замедление тенденции снижения реальных доходов населения.

В этот период взаимодействие государственного и рыночного регулирования  будет осуществляться на основе дальнейшего совершенствования его нормативной базы. Повысится доля налогов с физических лиц в перераспределении доходов, в формировании доходной части бюджета. Возрастет роль государства в регулировании социальной нагрузки между различными социальными группами населения, произойдет сокращение дифференциации доходов.

На этом этапе усилится воздействие рыночного саморегулирования  доходов и заработной платы. Завершатся реформа системы пенсионного  обеспечения и жилищно-коммунальная реформа. Сократятся дотации государства на содержание жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергию, газ и т.д. Одновременно в целях защиты малообеспеченных слоев населения будет совершенствоваться механизм субсидий, трансфертов, пособий, усилится деятельность благотворительных организаций.

В долгосрочной перспективе  возможно повышение реальных доходов  населения до уровня дореформенного периода. Основой устойчивого развития в этот период станет возрастание  роли реального сектора экономики. Поступление налогов от этого  сектора в бюджет увеличится. В структуре доходов населения повысится доля заработной платы, она приблизится к уровню развитых стран.

Более активно будет  сокращаться дифференциация доходов, изменятся внутригосударственные  отношения по вертикали и горизонтали, повысится роль регионов в обеспечении доходов и заработной платы населения, сократится число дотационных регионов.

Однако в политике доходов и заработной платы сохранится определяющая роль государства в  обеспечении минимальных социальных стандартов. Будут осуществляться различные социальные льготы, например предоставляться кредиты на получение образования, возможно развитие потребительского кредита.

3. Механизм осуществления  политики доходов  и заработной платы

3.1 Основные элементы  механизма

Механизм осуществления  политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.

Рыночное регулирование  доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.

Государственное регулирование  доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они  составляют основной механизм перераспределения доходов.

Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны  граждан как получателей доходов  и собственников имущества. Важнейшим  налогом с физических лиц является подоходный налог.

Социальный трансферт -- это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.

Государство также  оказывает влияние на доходы населения  с помощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные трансферты могут приобретать форму натуральных доходов.

Политика доходов  и заработной платы строится с  учетом издержек перераспределения  доходов, включающих затраты на осуществление  самого перераспределения и его влияние на эффективность производства. Издержки перераспределения доходов должны быть минимизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граждан не наносило ущерба другим.

Механизм политики доходов и заработной платы должен обеспечивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших банков и т.д., установить ответственность за нанесение убытков и порядок их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о защите вкладов населения и другими нормативно-правовыми актами.

3.2 Результативность  политики доходов

О результативности действующей  политики доходов и заработной платы  можно судить по макроэкономическим показателям -- благосостоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу населения, уровню доходов на душу населения, сокращению их дифференциации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти показатели влияет не только политика доходов и заработной платы, но также политика занятости, научно-техническая политика и т.д. Но главным источником экономического роста является человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализация трудовых и предпринимательских способностей каждого человека.

Известно, что снижение предельных ставок налогообложения  доходов стимулирует трудовую и  предпринимательскую деятельность. При сокращении ставок налогов увеличивается  база налогообложения, о чем свидетельствует  кривая Лаффера (рис. 1).

Важным результатом  политики доходов и заработной платы  является изменение доли граждан, живущих  за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство  проводит неэффективную политику доходов  и заработной платы, если она сокращается -- политика эффективна.

О результатах политики доходов и заработной платы можно  судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы  условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес среднего класса достигает 70%.

Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности -- участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует  об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП.

Информация о работе Механизм осуществления политики доходов и заработной платы