Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:58, курсовая работа
Распределительные отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики -- одна из наиболее острых социально-экономических проблем, связанных как с формированием социальной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ
1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
1.1 Политика на макро- и микроуровнях
1.2 Государственное регулирование доходов
2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
2.1 Основные этапы реформирования
2.2 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
3.1 Основные элементы механизма
3.2 Результативность политики доходов
3.3 Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
Выводы
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
1.1 Политика на макро- и микроуровнях
1.2 Государственное регулирование доходов
2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
2.1 Основные этапы реформирования
2.2 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
3.1 Основные элементы механизма
3.2 Результативность политики доходов
3.3 Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
Выводы
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Распределительные отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики -- одна из наиболее острых социально-экономических проблем, связанных как с формированием социальной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).
В общем комплексе проблем социальной политики, а также общеэкономических и прикладных учебных дисциплин вопросы взаимосвязи эффективности общественного производства, уровня и качества жизни населения, его доходов, их структуры и динамики занимают одно из определяющих мест.
В условиях переходной экономики современной России изучение особенностей и специфики регулирования доходов и заработной платы, его макро- и микроэкономических аспектов приобретает особую значимость. В комплексе этих проблем выделяются вопросы об основных целях, приоритетах и механизме осуществления социальной политики в увязке с социальной ориентацией экономики страны; значении национального дохода (внутреннего валового продукта) как основного источника роста доходов и уровня жизни населения; экономической природе основных элементов доходов: заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и прибыли. Особое место занимают проблемы формирования положительной мотивации к эффективному труду в увязке потребностей, интересов, мотивов и стимулов.
1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
1.1 Политика на макро- и микроуровнях
В рыночной экономике
политика доходов и заработной платы
осуществляется на макро- и микроуровнях.
На макроуровне она проводится государством,
органами законодательной и
На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.
На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.
1.2 Государственное регулирование доходов
Государство с помощью
налоговых, бюджетных, кредитных и
административных мер осуществляет
перераспределение доходов в
целях повышения
* размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
* покупательной способности национальной валюты;
* демографических тенденций;
* традиционно сложившихся
функций государственного
* доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
* установление ставок
налогообложения физических
* единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
* утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
* упорядочение системы
предоставления пособий и
* индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
* эмиссию денег;
* контроль над инфляцией и валютным курсом;
* налоговые льготы
благотворительным
* налоговые льготы малому предпринимательству;
* тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.
В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов -- от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства -- труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия -- непременное условие выхода из кризиса -- будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.
политика доход заработный плата
2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
2.1 Основные этапы реформирования
Переход к рыночной экономике в России охватывает длительный период. В нем можно выделить несколько этапов.
На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена планово-административных методов регулирования доходов и заработной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.
Преувеличение рыночного саморегулирования выражалось в либерализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте дифференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в планово-административной экономике, где существовали «потолки» заработной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.
С переходом к рынку
были сняты запреты на свободный
выбор человеком направлений
своей деятельности, произошла трансформация
всех социально-экономических
На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились новые виды доходов -- от частной собственности (проценты, дивиденды и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпринимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предпринимательской деятельности -- с 8,7 до 18,6%, в то время как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58%.
В этот период начала
формироваться нормативно-
Усиление рыночного регулирования в распределении доходов проявлялось в том, что субъекты хозяйствования -- акционерные общества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие организации и др. -- стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то что государство рекомендовало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.
В этот период центр
тяжести в государственном
В период гиперинфляции в 1992 г. был принят Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация в некоторой степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.
Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло снижение реальных доходов основной массы населения более чем в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыночной экономике.
На втором этапе-- 1994-1998
гг. -- во взаимодействии государственного
и рыночного регулирования
В политике доходов и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Однако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфертами.
На политику доходов и заработной платы оказывало влияние возрастание доли доходов частного сектора. В этот период в формировании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной системы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, доходов от «челночного» бизнеса.
Информация о работе Механизм осуществления политики доходов и заработной платы