Механизм осуществления политики доходов и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Распределительные отношения на разных уровнях управления и функционирования экономики -- одна из наиболее острых социально-экономических проблем, связанных как с формированием социальной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
1.1 Политика на макро- и микроуровнях
1.2 Государственное регулирование доходов
2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы
2.1 Основные этапы реформирования
2.2 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
3.1 Основные элементы механизма
3.2 Результативность политики доходов
3.3 Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Политика доходов  и заработной платы в рыночной  экономике

1.1 Политика на макро-  и микроуровнях

1.2 Государственное регулирование доходов

2. Социально-экономические  основы реформирования  политики доходов  и заработной платы

2.1 Основные этапы реформирования

2.2 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы

3. Механизм осуществления  политики доходов  и заработной платы

3.1 Основные элементы механизма

3.2 Результативность политики доходов

3.3 Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы

Выводы

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Распределительные отношения  на разных уровнях управления и функционирования экономики -- одна из наиболее острых социально-экономических  проблем, связанных как с формированием  социальной политики в общегосударственном масштабе, так и с решением вопросов организации заработной платы и дифференциации доходов граждан на низовом уровне (предприятие, учреждение и т.п.).

В общем комплексе  проблем социальной политики, а также  общеэкономических и прикладных учебных дисциплин вопросы взаимосвязи эффективности общественного производства, уровня и качества жизни населения, его доходов, их структуры и динамики занимают одно из определяющих мест.

В условиях переходной экономики современной России изучение особенностей и специфики регулирования доходов и заработной платы, его макро- и микроэкономических аспектов приобретает особую значимость. В комплексе этих проблем выделяются вопросы об основных целях, приоритетах и механизме осуществления социальной политики в увязке с социальной ориентацией экономики страны; значении национального дохода (внутреннего валового продукта) как основного источника роста доходов и уровня жизни населения; экономической природе основных элементов доходов: заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и прибыли. Особое место занимают проблемы формирования положительной мотивации к эффективному труду в увязке потребностей, интересов, мотивов и стимулов.

1. Политика доходов  и заработной платы  в рыночной экономике

1.1 Политика на макро- и микроуровнях

В рыночной экономике  политика доходов и заработной платы  осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

На этом уровне устанавливаются  общие институциональные нормы  для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

На микроуровне  происходит купля-продажа рабочей  силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.

1.2 Государственное  регулирование доходов

Государство с помощью  налоговых, бюджетных, кредитных и  административных мер осуществляет перераспределение доходов в  целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:

* размера внутреннего  валового продукта (ВВП), его динамики  и структуры;

* покупательной способности  национальной валюты;

* демографических  тенденций;

* традиционно сложившихся  функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;

* доли теневой экономики  в ВВП.

В рыночной экономике  государство сочетает меры прямого  и косвенного регулирования доходов  и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:

* установление ставок  налогообложения физических лиц,  минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное  обслуживание и услуги транспорта  для населения;

* единая тарифная  сетка оплаты труда работников  бюджетной сферы;

* утверждение размера,  порядка начисления и расчета  пенсий и пособий;

* упорядочение системы  предоставления пособий и компенсаций;

* индексация доходов  и сбережений.

Меры косвенного регулирования  доходов и заработной платы включают:

* эмиссию денег;

* контроль над инфляцией и валютным курсом;

* налоговые льготы  благотворительным организациям, а  также фирмам и частным лицам,  вносящим средства на благотворительные  цели;

* налоговые льготы  малому предпринимательству;

* тарифно-квалификационные  справочники рабочих и служащих.

В частном секторе  государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его  нормативные акты носят рекомендательный характер.

Важным условием эффективной  политики доходов и заработной платы  является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов -- от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства -- труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.

Политика доходов  и заработной платы оказывает  непосредственное воздействие на мотивации  и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия -- непременное условие выхода из кризиса -- будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.

политика доход  заработный плата

2. Социально-экономические  основы реформирования  политики доходов  и заработной платы

2.1 Основные этапы  реформирования

Переход к рыночной экономике в России охватывает длительный период. В нем можно выделить несколько  этапов.

На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена планово-административных методов регулирования доходов и заработной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.

Преувеличение рыночного  саморегулирования выражалось в  либерализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте дифференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в планово-административной экономике, где существовали «потолки» заработной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.

С переходом к рынку  были сняты запреты на свободный  выбор человеком направлений  своей деятельности, произошла трансформация  всех социально-экономических отношений  в производстве, распределении, обмене и потреблении. Частная собственность  и рынок усиливали свое воздействие на формирование доходов и заработной платы. Рабочая сила стала товаром, предметом купли и продажи на рынке. По мере увеличения доли наемных работников в общей численности занятых государство утратило прежнюю роль в формировании доходов и заработной платы. Однако новые институты государственного регулирования сформировались не сразу.

На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились  новые виды доходов -- от частной  собственности (проценты, дивиденды  и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпринимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предпринимательской деятельности -- с 8,7 до 18,6%, в то время как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58%.

В этот период начала формироваться нормативно-правовая база государственного регулирования  доходов и заработной платы. В  нем появились новые направления, обусловленные такими нормативными актами, как Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», законы «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости населения в РСФСР», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об образовании», «Об основах федеральной жилищной политики», и др.

Усиление рыночного  регулирования в распределении  доходов проявлялось в том, что  субъекты хозяйствования -- акционерные  общества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие организации и др. -- стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то что государство рекомендовало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.

В этот период центр  тяжести в государственном регулировании  был перенесен с централизованного  регулирования заработной платы  на установление социальных ограничений  деятельности рыночных механизмов. Так, это проявлялось в политике тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия), на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, в регулировании цен на товары, входящие в потребительскую корзину, составляющую прожиточный минимум.

В период гиперинфляции  в 1992 г. был принят Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан  в РСФСР». Индексация в некоторой  степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.

Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло  снижение реальных доходов основной массы населения более чем  в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыночной экономике.

На втором этапе-- 1994-1998 гг. -- во взаимодействии государственного и рыночного регулирования доходов  и заработной платы произошли большие изменения. Были приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, новая редакция Закона «О занятости населения в Российской Федерации», законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ (часть I), введена единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; складывался механизм межбюджетных отношений и перераспределения трансфертов.

В политике доходов  и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась  доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Однако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфертами.

На политику доходов  и заработной платы оказывало  влияние возрастание доли доходов  частного сектора. В этот период в формировании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной системы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, доходов от «челночного» бизнеса.

Информация о работе Механизм осуществления политики доходов и заработной платы