Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:09, реферат
1. Содержание материального баланса.
2. Использование материальных балансов в системе государственного и муниципального управления.
3. Показатели материального баланса.
Материально-вещественная сбалансированность представляет собой соответствие между произведенными материальными благами и услугами и потребностью общества в них. Большую роль при анализе и определении необходимых материальных пропорций территориального воспроизводственного процесса, выявлении диспропорций в развитии хозяйственного комплекса страны, региона, муниципального образования и принятии мер по их устранению и предупреждению играют материальные балансы.
Материальный баланс представляет собой систему показателей, отражающих наличие материальных ресурсов и их распределение. К материальным балансам относятся:
- балансы производства и потребления продукции (основных видов продовольствия и сельскохозяйственной продукции, топливно-энергетический баланс, электробаланс, баланс основных фондов, баланс строительных материалов, оборудования, полезных ископаемых, земельных угодий и др.),
- балансы спроса и предложения продукции (материально-технических ресурсов, товаров народного потребления и продовольствия). Материальные балансы разрабатываются по России в целом, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
Материальный баланс производства и потребления продукции региона состоит из двух разделов - ресурсного и распределительного, и включает следующие показатели (см. табл.).
Таблица
Примерная схема баланса материальных ресурсов региона
Показатели |
Год |
1. Ресурсы |
|
Запасы на начало года |
|
Производство за год |
|
Ввезено - всего |
|
Импорт - всего |
|
в т.ч. из стран дальнего зарубежья |
|
из стран СНГ |
|
Прочие поступления |
|
Итого ресурсов |
|
2. Использование |
|
Производственные цели |
|
Потери - всего |
|
Вывезено - всего |
|
Экспорт - всего |
|
в т.ч. в страны дальнего зарубежья |
|
в страны СНГ |
|
Личное потребление (фонд потребления) |
|
Прочие расходы |
|
Запасы на конец года |
|
Итого использовано ресурсов |
|
Баланс |
Экономическими органами разрабатываются прогнозные балансы спроса и предложения материально-технических ресурсов, товаров народного потребления и продовольствия (в дальнейшем - продукции).
В условиях рыночной экономики решение вопросов об объемах производства и ввоза продукции в основном определяется уровнем платежеспособного спроса на нее. Платежеспособный спрос - потребность в продукции, обеспеченная собственными или заемными средствами покупателя. Предложение - объемы товаров (продуктов, услуг), прогнозируемых к продаже, включая все операции по обмену на внутреннем и внешнем рынках, а также бартерные операции.
Прогнозы спроса и предложения по важнейшим видам продукции разрабатываются в натуральном и стоимостном выражении.
Показатели |
Факт |
Оценка |
Прогноз |
1. Спрос на продукцию - всего |
|||
1.1.Спрос регионального рынка |
|||
1.1.1. Объемы закупок для региональных государственных нужд |
|||
1.2. Спрос других регионов Российской Федерации (вывоз) |
|||
1.3. Спрос внешнего рынка (экспорт) - всего |
|||
1.3.1. Спрос стран СНГ - всего |
|||
1.3.2. Спрос стран вне СНГ |
|||
2. Предложение продукции - всего |
|||
2.1. Предложение регионального рынка - всего |
|||
2.1.1. Остатки на начало года |
|||
2.1.2. Производство |
|||
2.2. Предложение регионов Российской Федерации (ввоз) |
|||
2.3. Предложение внешнего рынка - всего |
|||
2.3.1. Объемы импорта продукции из стран СНГ |
|||
2.3.2. Объемы импорта продукции из стран вне СНГ |
Фактические данные реализации спроса и предложения продукции получают из существующей отчетности государственных статистических, таможенных и налоговых органов по производству, продаже, ввозу и вывозу продукции, а также результаты маркетинговых исследований товарных рынков соответствующими службами предприятий и администраций регионов. Оценочные показатели платежеспособного спроса и предложения получают в результате изучения складывающейся ситуации на рынке. Прогнозные данные спроса и предложения продукции получены в результате прогноза методами опроса, экспертной оценки, маркетинговых исследований или математических расчетов (корреляционного, регрессионного анализа динамических рядов).
Материальные балансы разрабатываются с целью определения потребностей территории в определенной продукции, возможностей территории в собственном производстве этой продукции и источников ввоза необходимой продукции из других регионов и вывоза за пределы региона, позволяют определить полный объем использования продукции на внутреннем рынке, служат базой для анализа использования отдельных видов продукции и разработки мер по стимулированию и регулированию деловой активности, обеспечению экономического роста, структурной перестройке экономики, развитию спроса внутреннего рынка на товары, в особенности отечественного производства, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, поддержке отечественных товаропроизводителей, сокращению неплатежей, повышению уровня платежеспособности, совершенствованию механизма финансирования и кредитования товародвижения, улучшению учета произведенной и импортируемой продукции, нормативно-правовому обеспечению функционирования товарных рынков, совершенствованию методического и программного обеспечения разработки региональных прогнозов товарных рынков, решению ряда социально-экономических проблем.
Определение потребностей территории в материальных ресурсах осуществляется на основе нормативной системы. Данные баланса позволяют определить уровень самообеспечения региона продовольственной продукцией (отношение объема произведенной в регионе продукции к объему ее потребления в регионе), долю импорта в объеме потребляемой в регионе продукции, производство и потребление продукции на душу населения, показатели специализации региона. Материальные балансы позволяют определить полный объем использования продукции на внутреннем рынке и служат базой для анализа использования отдельных видов продукции.
Материальные балансы разрабатываются по России в целом, субъектам РФ, муниципальным образованиям.
Комплексным материальным балансом, охватывающим совокупность взаимозаменяемых топливно-энергетических ресурсов, является топливно-энергетический баланс, включающий частные балансы отдельных видов топлива и энергии, и характеризующий их объем, структуру добычи, распределение и использование. Для оценки направлений развития топливно-энергетического комплекса России, изменений в структуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов в промежуточные годы между отчетными топливно-энергетическими балансами Федеральной службой государственной статистики разрабатывается ежегодный расчетный топливно-энергетический баланс на федеральном уровне по краткой схеме.
В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 14.12.2011 № 600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» топливно-энергетический баланс содержит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта РФ (муниципального образования) и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов. Баланс составляется на основе однопродуктовых балансов энергетических ресурсов, включающих баланс угля; баланс сырой нефти; баланс нефтепродуктов (и отдельные однопродуктовые балансы по каждому нефтепродукту); баланс природного газа; баланс прочего твердого топлива; баланс электрической энергии; баланс тепловой энергии.
Основными задачами формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ (в соответствии с Приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей») являются: удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности; обеспечение надежного энергоснабжения потребителей; минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности); обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемых на оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ) по регулируемым ценам (тарифам) и отпускаемой с него на основании регулируемых договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в ценовых зонах ОРЭМ и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в неценовых зонах ОРЭМ.
Наиболее полное представление об изменении объема основных фондов за год можно получить на основе балансового метода. Баланс основных фондов - это система показателей, характеризующих объем и структуру основных фондов и их воспроизводство по экономике в целом, видам экономической деятельности, формам собственности, разрабатывается по РФ в целом, по субъектам РФ по полной и остаточной (за вычетом износа) стоимости, в текущих, среднегодовых и постоянных (базисного периода) ценах. По данным этого баланса исчисляются показатели износа, годности, обновления, выбытия, использования основных фондов. Данные о наличии основных фондов используются для расчета показателей фондоемкости, фондовооруженности, фондоотдачи и других важнейших экономических расчетов.
Баланс основных фондов составляется органами статистики на федеральном и региональном уровнях по полной и остаточной (за вычетом износа) стоимости. И тот, и другой балансы могут быть составлены по балансовой оценке в текущих ценах, в среднегодовых ценах или в постоянных (базисного периода) ценах.
Схема баланса основных фондов по полной первоначальной стоимости представлена в табл.
Таблица
Баланс основных фондов по балансовой стоимости, млн. руб.
Виды основных фондов в группировке по разным признакам |
Наличие на начало года |
Поступило в отчетном году |
Выбыло в отчетном году |
Наличие на конец года | ||||
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе | |||||
ввод в действие |
прочие поступления |
выбытие по ветхости и износу |
прочее выбытие | |||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 = 1 + 3 + 4 - 6 - 7 |