Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты маркетинга персонала
1.1 Сущность и принципы маркетинга персонала
1.2 Функции и понятия маркетинга
2 Информационная функция маркетинга персонала
2.1 Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам
2.2 Исследование внешней и внутренней среды организации
2.3 Изучение рынка труда
2.4 Изучение имиджа организации как работодателя
3 Коммуникационная функция маркетинга персонала
3.1 Сегментирование рынка труда
3.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале
3.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 38.92 Кб (Скачать)

СЕВЕРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

«Национальный исследовательский ядерный университет  «МИФИ»»

(СТИ НИЯУ  МИФИ) 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

на тему «МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил:

                                          студент гр. Д-370

                                          _____________ Дмитриев С.Е.

                                          «___»_________________2011г.

                                          Проверил:

                                          преподаватель кафедры  «СМиБУ»

                                          _____________ Вотякова И.В.

                                          «___»_________________2011г. 
 
 
 
 
 
 
 

Северск-2011г.

     Содержание 

Введение

1 Теоретические  аспекты маркетинга персонала

1.1 Сущность и принципы маркетинга персонала

1.2 Функции и понятия маркетинга

2 Информационная  функция маркетинга персонала

2.1 Изучение  требований, предъявляемых к должностям  и рабочим местам

2.2 Исследование  внешней и внутренней среды  организации

2.3 Изучение  рынка труда

2.4 Изучение  имиджа организации как работодателя

3 Коммуникационная  функция маркетинга персонала

3.1 Сегментирование  рынка труда

3.2 Источники  и пути покрытия потребности  в персонале

3.3 Внутриорганизационные  связи в маркетинге персонала

Заключение

Список использованных источников

 

      1 Теоретические аспекты маркетинга персонала

     1.1 Сущность и принципы  маркетинга персонала

     Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими  ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью  которого возможно решение конкретных целевых задач.

     Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного  маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

     - маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;

     - маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через использование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;

     - маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решают стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной.

     Маркетинг персонала трактует рабочее место  как продукт, который продается  на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).

     В существующих зарубежных организациях подходах к определению состава  и содержания задач маркетинга персонала  следует выделить два основных принципа.

     Первый  принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в  широком смысле. Под маркетингом  персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия  управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних  и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное  использование кадровых ресурсов путем  создания максимально благоприятных  условий труда, содействующих повышению  его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного  отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим  собственным сотрудникам. Принцип  маркетинга персонала в его широком  толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

     Второй  принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле – как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности  предприятия в кадровых ресурсах. Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала  подразумевает его отнесение  к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение  комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая  оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

     Отсюда  маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий  достижения целей организации выступает  четкое определение требований к  персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более  эффективными, чем у конкурентов, способами.

 

      1.2 Функции и понятия маркетинга

     Обычно  содержание маркетинга отождествляют  со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако, фактически, сбыт является одной из функций маркетинга и  часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление  потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них  соответствующей цены, налаживание  системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже  не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высоко конкурентном рынке. Как утверждает теоретик управления Петер Друккер: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуги будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

     Маркетинговые функции формируют следующие  понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

     Исходной  идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

     Нужда — чувство нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличие от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект, способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить ее.

     Второй  исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

     Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при минимальных стоимостных, временны́х, информационных издержках.

     Спрос — это потребность, подкреплённая покупательной способностью.

     Смена выбора может оказаться и результатом  изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему  наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

     Товар — всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

     Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить  свою нужду и запросы с помощью  обмена.

     Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий:

    • Сторон должно быть как минимум две;
    • Каждая сторона  должна располагать чем-то, что могло  бы представлять ценность для другой стороны;
    • Каждая сторона  должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара;
    • Каждая сторона  должна быть совершенно свободной в  принятии или отклонении предложения другой стороны;
    • Каждая сторона  должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

     Эти пять условий создают только потенциальную  возможность обмена. Состоится ли обмен, зависит от соглашения между  сторонами о его условиях. Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

     Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Например, покупатель отдает продавцу какую-то сумму и получает нужный ему товар. Это классическая денежная сделка. При бартерной сделке происходит обмен вещами — подсолнечник обменивают на металл, или услугами — юрист составляет завещание врачу, в обмен на медицинское освидетельствование.

     Сделка  предполагает наличие ряда условий:

    • по меньшей  мере, двух ценностно-значимых объектов;
    • согласованных условий её осуществления;
    • согласованного  времени совершения;
    • согласованного  места проведения.

     Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

     Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В различных экономических системах способы удовлетворения нужд людей различаются. В примитивных социальных структурах преобладает само обеспечение — потребностей мало и каждый человек сам обеспечивает себя всем необходимым. В случае децентрализованного обмена, каждый производитель определённого товара ищет и вступает в сделку с каждым потребителем интересующих его товаров. Третий способ — централизованный обмен, при котором необходимо появление дополнительного участника обмена — купца и определённого места обмена — рынка.

 

      2 Информационная функция маркетинга персонала

     2.1 Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам

 

     Анализ  требований, предъявляемых к рабочим  местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет персоналу, претендующему  на определенные вакансии.

     Предметом анализа и прогнозирование, кроме  требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры  требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях  к рабочему месту и фактической  квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.

     Изучение  требований к должностям и рабочим  местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:

     - общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

     - тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих.

     Свое  конкретное выражение требования к  должности должны находить во внутриорганизационных  регламентирующих документах:

     - описание работы или должности (должностная инструкция), включающие в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;

Информация о работе Маркетинг персонала