Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:49, научная работа

Описание работы

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
При подготовке курсовой работы на тему: «Малый бизнес в развитой рыночной экономике»,я опиралась на различную литературу, в которую входила информация из надежных источников ,а именно: книги, журналы, различные статьи и, конечно же, собственные рассуждения и размышления.

Работа содержит 1 файл

Малый Бизнес.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

     -формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества; 

     -расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров, работ, услуг  и культуры обслуживания; 

     -приближения  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям; 

     -содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность. 

     -привлечение  личных средств населения на  развитие производства. Партнеры  в малых предприятиях вкладывают  свои капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем крупных. 

     -создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы; 

     -способствование  более эффективному использованию  творческих возможностей людей,  раскрытию их талантов, развитию  различных видов ремесел, народных  промыслов; 

     -вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  производство налагает определенные  ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); 

     -формирование  социального слоя собственников,  владельцев, предпринимателей; 

     -активизация научно-технического прогресса; 

     -освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; 

     -содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки; 

     -создание вспомогательных и обслуживающих производств; 

     -освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа; 

     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью формирования экономики  России. 

     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к  снижению цен, а с другой – к  тому, что потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества, возможность  для государства получать большие  средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. 

     Однако, анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации. 

     Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей. 

     Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе. 

     В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей. 

     В-четвертых, неотработанность организационных  и правовых основ регулирования  развития предпринимательства на региональном уровне. 

     В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства.

     Роль  малого бизнеса в  экономике.

В первую очередь, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Затем, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

Также, создавать атмосферу конкуренции.

И наконец, и это, пожалуй, самое главное, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. 

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. 

     Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что  во многих случаях небольшие фирмы  идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных  отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как  можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров  и услуг, что в свою очередь  активно стимулирует процесс  производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и  среднего предпринимательства. 

     Отношение нововведений к затратам на научные  исследования и разработки малых  предприятий в 3-4 раза выше, чем в  крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом  работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение  осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. 

     Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений  прежде всего в результате изменения  количества субъектов рынка, повышения  квалификации и степени приобщенности  все более и более широких  слоев населения к системе  предпринимательства и делового администрирования. 

     Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. 

     Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений  также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию  по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры  и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее  десятилетие во многих странах усилилась  тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и кооперации производства, в крупные  отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной  продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. 

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других, чтобы прибыль доставалась  именно им. 

     Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия, так  как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в  основном для поддержания престижа крупной фирмы. 

     Деятельность  малых предприятий в менее  развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. 

     В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции. 

     Заключение

Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса  к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет  к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для  России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства  в нашей стране. 

     Хотелось  бы заметить, что несомненная перспективность  сектора малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисных  мер. Это долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой  государственной политики в области  малого предпринимательства, могут  стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив  инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым  соединить процессы структурной  политики и формирование всероссийского рынка. 

     Таким образом, как у предприятий, так  и у государства до сих пор  открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики  стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация  практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. 

     Социальная  значимость МП определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: 

     - развитие МП способствует постепенному  созданию широкого слоя мелких  собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества; 

     -занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности; 

     -объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью; 

     -сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране; 

     -массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству. 

     Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. 

Информация о работе Малый бизнес