Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:49, научная работа

Описание работы

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
При подготовке курсовой работы на тему: «Малый бизнес в развитой рыночной экономике»,я опиралась на различную литературу, в которую входила информация из надежных источников ,а именно: книги, журналы, различные статьи и, конечно же, собственные рассуждения и размышления.

Работа содержит 1 файл

Малый Бизнес.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

           Введение.

В последнее  время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место  ныне распадающихся крупных монополистических  предприятий, относящихся как к  тяжелой, так и к другим не менее  важным отраслям промышленности?

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они  могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству  большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке  малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров  и услуг, а большинство средних  и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая  ситуация создала условия для  оптимального варианта экономической  единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа  фирм привело к появлению новых  рабочих мест. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, да и  это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что  особенно важно, учитывая выделение  Москвы и огромный упадок субъектов  Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению  конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом  состоянии страны.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

В данной работе будет сделана попытка  охарактеризовать малое предпринимательство  в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства  и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

При подготовке курсовой работы на тему: «Малый бизнес в развитой рыночной экономике»,я опиралась на различную литературу, в которую входила информация из надежных источников ,а именно: книги, журналы, различные статьи и, конечно же, собственные рассуждения и размышления.

Малый бизнес даёт наиболее ускоренный выход на:

1.Развитие наукоёмких отраслей;

2.Диверсификацию1 экономики, её структурную перестройку.

Я считаю, что важнейшим условием  развития малого бизнеса является рост инвестиций.

    Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам  производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми  ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют технологический прогресс.

    С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост предприятий  малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. 

Цели, преследуемые малым  бизнесом в целом:

  1. активизация структурных изменений в экономике;
  2. ликвидация дефицита, увеличение ассортимента продукции, насыщение рынка пользующимися спросом товарами;
  3. торможение формирования монополий;
  4. создание здоровой конкуренции;
  5. снижение уровня безработицы, трудоустройство работников;
  6. значительные налоговые отчисления в местные и федеральные бюджеты . 
           Все мелкие предприятия можно условно разделить на три группы:
  7. Предприятия – коммутанты, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями.
  8. Предприятия – патенты — самостоятельные мелкие производители товаров и услуг. Сюда относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом.
  9. Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров

Объем инвестиций в малый  бизнес Московского  региона. Финансовое состояние.

    Для стабильного развития малый бизнес, с одной стороны, требует постоянного  притока инвестиций, с другой - испытывает «инвестиционный голод» в результате сложности привлечения их со стороны. О нестабильности данного процесса по годам свидетельствуют, в частности, данные статистики инвестиций. Данное обстоятельство во многом объясняется  особенностью циклов инвестиционных проектов, когда капитальные вложения окупаются лишь после определенного промежутка времени. В этот период предприятия вполне ожидаемо сокращают свои инвестиции. Сам же момент начала инвестирования средств определяется, прежде всего, благоприятной внешней деловой средой.

    На  протяжении 2002-2004 годов прослеживалась четкая тенденция спада показателя суммарных инвестиций в основные средства МП. Однако уже в 2005 году инвестиции выросли на 44% в номинальных ценах и на 30% в сопоставимых. В 2006 году данная тенденция роста замедлилась. Инвестиции выросли на 10% в номинальных, но сократились на 0,2% в сопоставимых ценах.

    В разрезе основных видов деятельности МП Москвы диапазон объемов инвестиций в основной капитал разнится значительно  более существенно, чем по всей совокупности. Так, например, в 2007 году наибольший темп прироста суммы инвестиций наблюдался у МП сферы «здравоохранение и  предоставление социальных услуг» (более  чем в 59 раз). По отдельным видам  деятельности инвестирующих предприятий  меньше в общем количестве предприятий, чем по всей совокупности МП Москвы, и здесь более заметны изменения  показателя инвестиций, так как выборка  более локальна.

    Примечателен  тот факт, что по показателю суммы  инвестиций, в отличие от ранее  рассмотренных показателей, лидером  являются не торговые МП, а МП сферы  «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (34,9% на 01.01.2008 г.). Это вполне объяснимо, так  как у торговых МП одно из наиболее низких значений средней суммы инвестиций на 1 МП (15,7 тыс. руб. на 01.01.2008г.).

    Значительный  вклад в сумму инвестиций МП Москвы в 2007 году вносили МП сферы «обрабатывающие производства» (28,9%).     У предприятий данного вида деятельности традиционно велики расходы на формирование основных средств и модернизацию производства, что обусловлено быстрой сменой технологических процессов в современных условиях.

    Несмотря  на имеющиеся трудности, малый бизнес в Российской Федерации и, в частности, Московском регионе развивается  достаточно стабильно, о чем свидетельствует  рост оборотов малых предприятий г. Москвы. На начало 2008 года данный показатель составил 4642 млрд. руб., что на 16,1% в номинальных и 5,3% в сопоставимых ценах больше, чем на начало 2007 года.

    Среди восьми анализируемых видов деятельности МП Москвы наибольший вклад в оборот приходится на сферу «торговля». Доля МП этой сферы деятельности в сумме  оборота всей совокупности МП Москвы составляла на начало 2008 г. 77,8%,что почти полностью совпадает с аналогичным показателем по сумме выручки (76,7%). Как и в случае со всей совокупностью МП Москвы, оборот торговых МП немного превышает их сумму выручки (на 5.2%).

Внешние факторы инвестиционной привлекательности                                  предприятия.

     Институциональные факторы во многом определяют эффективность применения рыночных механизмов повышения экономической отдачи от инвестиций (фактически уровень экономической самостоятельности предприятия), а также возможность оперативного создания необходимой кооперации соисполнителей с использованием рыночных инструментов (создание корпораций современного типа).

      Фактически, речь должна идти, прежде всего, о реальном распределении капитала предприятия, претендующего на выполнение инвестиционного  проекта по созданию экспортной продукции, между его собственниками, а также  о владении предприятием акциями  других компаний.

      При исследовании распределения капитала между собственниками важным показателем  является степень участия Российской Федерации и иностранного капитала в данном предприятии.

      Особую  привлекательность могут составить  предприятия, участвующие в капитале зарубежных компаний, поскольку это  в ряде случаев может стать  важным конкурентным преимуществом  на мировом рынке. Важно отметить, что в настоящее время при  продвижении своей продукции, многие предприятия создают специальные  корпорации (при своей головной роли), в состав которых включаются маркетинговые предприятия, предприятия, производящие отдельные комплектующие и т.д., а также предприятия страны-импортера экспортной продукции.

      Внутренние   факторы  инвестиционной привлекательности     предприятия.

     Производственно-технологические  факторы связаны с возможностью предприятия осуществлять разработку и производство продукции, отвечающей установленным требованиям. В их основе лежат производительность труда, уровень развития производства, используемых технологий и т.д., которые находят свое воплощение в конечном итоге в системе обеспечения качества.

     Внедрению современных систем обеспечения  качества во многом препятствуют, сильная изношенность основных фондов и низкий уровень используемых технологий. Это также является существенным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность малого бизнеса.

     Кроме этого, необходимо учитывать и степень  диверсифицированности производства. Поскольку это характеризует  способность предприятия мобильно изменить профиль выпускаемой продукции, а, следовательно, обеспечить оперативное  реагирование на запросы рынка.

     Ресурсные факторы характеризуют такие аспекты, как экономическое состояние предприятия (обеспеченность финансовыми ресурсами и т.д.), наличие комплекса ресурсов, необходимых для функционирования производства (сырье, энергия, интеллектуальная собственность и т.д.) и степень эффективности использования этих ресурсов (издержки производства, цены и т.д.).

     Основными видами ресурсов, которые определяют инвестиционную привлекательность  малого бизнеса являются финансовые ресурсы, достаточность которых свидетельствует о высоких возможностях по реализации инвестиционных проектов. Это, помимо прочего, также свидетельствует о возможности технического перевооружения производства.

     Кроме того, из ресурсных факторов, учитываемых  при оценке инвестиционной привлекательности, особого внимания требуют трудовые и информационные ресурсы. Главное  преимущество трудовых ресурсов заключается  в еще пока достаточно высоком  уровне квалификации специалистов.

     При рассмотрении информационных ресурсов необходимо учитывать их принадлежность, поскольку важную роль играют вопросы  обеспечения прав на интеллектуальную собственность - одного из важнейших  компонентов создания перспективных  образцов экспортной продукции. Кроме  того, важно учитывать новизну  и обновляемость информационных ресурсов на предприятии, характеризующих  способность дальнейшего развития научно-технического прогресса.

      Финансовые  факторы оцениваются с помощью системы взаимосвязанных относительных показателей (финансовых коэффициентов), позволяющих   оценить  ликвидность    предприятия,   его    финансовую устойчивость, рентабельность и т.п. Применение этих коэффициентов также предполагает осуществление их сравнительного анализа: Анализ рентабельности капитала предприятия.

Проблемы  финансирования малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес