Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:49, научная работа

Описание работы

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
При подготовке курсовой работы на тему: «Малый бизнес в развитой рыночной экономике»,я опиралась на различную литературу, в которую входила информация из надежных источников ,а именно: книги, журналы, различные статьи и, конечно же, собственные рассуждения и размышления.

Работа содержит 1 файл

Малый Бизнес.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

Одно  из первых мест по значимости для развития малого бизнеса занимают проблемы финансирования, в частности кредитования. Малые предприятия в любой стране сталкиваются со следующими основными проблемами в финансовой сфере:

  1. Недостаточность собственных средств;
  2. В отличие от крупного и среднего бизнеса, проблематичность получения кредита;
  3. Повышенный уровень себестоимости, отвлекающий финансовые ресурсы;
  4. Нерегулярность и задержки финансирования;
  5. Отсутствие единообразных методик кредитования;
  6. Неразработанное     нормативно-правовое     законодательство     кредитной деятельности.

     Проблема  финансирования является актуальной на протяжении всего жизненного цикла  компании. Так, недостаток средств для  создания компании отмечают около  45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (29%), а также средства друзей и знакомых (25%). Банковские займы доступны лишь 12% малых предприятий. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.

    Основными источниками финансирования малого бизнеса, существующих в нашей стране на данный момент являются:

1. Самофинансирование:

  1. Из накопленной капитализированной прибыли (за счет фонда развития фирмы).
  2. Из накопленного амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений.
 
  1. Из резервного фонда для покрытия временных  текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия  на проектные показатели объемов  выпуска и продаж.
  2. Из уставного капитала (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
 
  1. Заемные средства в виде банковских кредитов
  2. Привлеченные средства в виде франчайзинга
  3. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования:
 
  1. Выпуск  и размещение конвертируемых акций  и облигаций.
  2. Инновационный кредит.
  3. Получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.

5.Государственная поддержка малых предприятий. 
5.1. Государственное кредитование.

Я убеждена, что государственное кредитование не является выгодным для развития малого бизнеса .Свою точку зрения я  могу обосновать тем, что, впринципе, с одной стороны, банк делает доброе дело, оказывая услугу человеку, который, возможно, копил бы необходимые средства не один год, но с другой — наживается на этом достаточно сильно.

    На  сегодняшний день только 23% предпринимателей решаются брать кредит на малый бизнес, притом, что нуждается в нем  не менее 45% компаний.

    Если  в экономически развитых странах  основным видом финансирования малого бизнеса является именно банковское кредитование, то в нашей стране несколько иная ситуация. Тем не менее, и в России существуют специальные организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса.

Оценка  доступности ресурсного обеспечения малого бизнеса в России.

Малое предпринимательство в России находится  в стадии становления, "первоначального накопления капитала".

Большинство малых предприятий, особенно вновь  созданных, характеризуется явной  недостаточностью собственных ресурсов. Начальный капитал малых предприятий, как правило, незначителен, что во многом объясняется снижением жизненного уровня населения и отсутствием  у подавляющего большинства граждан  необходимых средств для официального начала собственного бизнеса. Низкий уровень заработной платы и других видов доходов, неоднократные денежные реформы, рост потребительских цен и, следовательно, расходов на текущее личное потребление. Периодические кризисы на финансовом, валютном и кредитном рынках - все эти факторы привели в течение последних нескольких лет к почти полному устранению возможностей для населения начать хорошо поставленное собственное дело за счет личных сбережений.

    Развитие  уже существующего малого предприятия  за счет собственных средств также  весьма затруднено в связи с низким уровнем прибыльности, высоким налогообложением, кризисом неплатежей, недобросовестностью  контрагентов, проблемами в банковской сфере, банкротствами деловых партнеров.

    Малые предприятия испытывают острый дефицит производственных и служебных помещений, который усугубляется еще и введенными практически повсеместно ограничениями на регистрацию предприятий по домашнему адресу. Между тем во многих странах большинство предпринимателей начинает свой бизнес именно в собственном жилище.

    Серьезные проблемы вызывает неурегулированность  земельных отношений (поскольку  земля также является одним из основных факторов производства).

    При отсутствии или недостаточности  собственных ресурсов для поддержания  и развития бизнеса предприниматель  должен иметь возможность приобрести их на рынке. Однако на рынке малые  предприятия оказываются в невыгодном положении из-за недостатка собственных  средств и практического отсутствия государственной поддержки в  деле приобретения достаточных ресурсов для открытия и нормального функционирования собственного предприятия.

    На  начальном этапе развития малого бизнеса (конец 80-х - начало 90-х годов) весьма остро стояла проблема дефицита специализированного оборудования для малых предприятий. поскольку  отечественные производители были ориентированы на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий.

    С развитием структурных преобразований и активизацией внешнеэкономической  деятельности данная проблема практически  утратила актуальность - предложений  по поставкам отечественного и импортного оборудования вполне достаточно.

    Трудности в приобретении подобного оборудования малыми предприятиями связаны, прежде всего, с нехваткой средств, общим  неблагоприятным инвестиционным климатом, постоянным удорожанием средств производства.

    Аналогичным образом складывается для МП ситуация на рынке сырья, основных и вспомогательных  материалов. Наличие достаточного объема предложения данных видов товаров  сопровождается их постоянным удорожанием. Причем рост цен на продукцию базовых  отраслей, используемую малыми предприятиями  в своем производстве, опережает  рост цен на продукцию самих малых  предприятий, что ведет к постоянному  ухудшению экономического положения  последних и углублению проблем  нехватки оборотных средств. В настоящее  время, на первое место по значимости для МП в ресурсном обеспечении выходит нехватка производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости , крупных предприятий и муниципальных органов - стал договор аренды на короткий срок, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях. Рынок объектов недвижимости в значительной степени монополизирован.

    Я полагаю, что особенно остро для МП стоит проблема квалификационного уровня руководителей среднего звена и специалистов финансово-бухгалтерских служб. На крупном предприятии ошибка бухгалтера ведет к его увольнению, а на малом - к банкротству самого предприятия. Очевидно, что для развития малых предприятий государство должно проводить определенную политику, направленную на их ресурсную поддержку:

1) В  области финансовой политики государства,в отношении малого бизнеса необходимо устранение объективно присущего малым предприятиям неблагоприятного положения на рынке, кредитных ресурсов и инвестиций,в силу их недостаточной залогоспособности: целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности, привлечь в сферу малого бизнеса частные инвестиции;

2) На рынке средств производства государство призвано обеспечить свободный и равный доступ субъектов малого предпринимательства к материально-вещественным факторам, необходимым  для  их деятельности, стимулировать формирование рынка недвижимое, а также принять специальные меры по снижению затрат малых предприятий  на приобретение средств производства (в том числе путем стимулирования лизинговых  и  франчайзинговых2 отношений).

3) В области развития рынка труда необходимо обеспечить качественный (структурный) баланс спроса и предложения путем  совершенствования системы переподготовки кадров, в  том  числе руководителей  и специалистов малых предприятий. 

Развитие  инфраструктуры малого бизнеса.

      Большую роль    в   повышении   инвестиционной  привлекательности малого бизнеса имеет законодательство субъектов РФ, в качестве поддержки и   развития    малого   предпринимательства,   формирования    в    стране  соответствующей  инфраструктуры. Целеустремленно и последовательно эту работу проводит большая часть субъектов РФ, а также активно ведется работа по формированию законодательной базы, по реальной поддержке малого предпринимательства и по созданию условий, способствующих

выработке  устойчивых  состояний  предпринимательской  среды  малого бизнеса.

     В настоящее время существуют разные формы финансирования поддержки малого   предпринимательства:   финансовая,   имущественная, налоговая, обеспечение государственным заказом, информационное обеспечение, подготовка кадров.

Финансовая  поддержка малого бизнеса осуществляется в форме:

• непосредственной выдачи кредитов;

•предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий;

• компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

Имущественная поддержка — это:

• предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков;

  • передача малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через лизинговую3 компанию;
  • создание бизнес- инкубаторов и технопарков.

     Для  поддержки  малого  бизнеса  важна  система информационно-консультационных услуг, удовлетворяющая все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным  аспектам

Предпринимательской деятельности,  повышающая профессиональный уровень работы малых предприятий. Все структуры, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, должны функционировать как компоненты единой организационно-правовой и финансовой системы, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании малых предприятий.

     Эти структуры должны располагать финансовым потенциалом, адекватным задаче существенного  роста малого бизнеса, его качественного  обновления.

     Перспективы развития малого бизнеса  на современном этапе.

Анализ  экономической литературы и фактически статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства  убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий  даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых  предприятий относительно низкая. При  росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной  поддержке малое предпринимательство  является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости  населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем: 

Информация о работе Малый бизнес