Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:35, курсовая работа
Цель работы – раскрыть место, национальные особенности и проблемы малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть предпринимательство в целом.
Введение.
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в рыночной экономике
1.1. Предпринимательская деятельность: характеристика и формы
1.2. Место и роль малого бизнеса в экономике.
1.3. Особенности и проблемы малых форм предпринимательской деятельности.
2. Особенности становления и развития малого предпринимательства рыночной экономике России.
2.1. Малый бизнес и история его становления
2.2. Современное состояние и проблемы малого предпринимательства в переходной экономике России.
2.3. Влияние экономического кризиса на малый сектор экономики.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
В условиях кризиса малые предприятия были вынуждены оптимизировать расходы, снизив издержки на ведение бизнеса. В первую очередь это повлекло за собой увольнения. По официальным данным, среднесписочная занятость в российских малых компаниях за 1-й квартал 2009 года по сравнению с показателем за 1-й квартал 2008 года сократилась на 5,4 %. По сокращению рабочих мест лидировали торговые (173,9 тыс.) и строительные компании (112,5 тыс.). [34]
Одним из наиболее актуальных в период кризиса стал вопрос кредитования малых предприятий. В первые месяцы кризиса банки ужесточили требования к потенциальным заёмщикам среди малых предпринимателей. Были повышены кредитные ставки по вновь выдаваемым кредитам, многие действующие ранее кредитные программы были свёрнуты — в частности, программы беззалоговых и беспроцентных кредитов.[35]
По состоянию на конец 2009 года наблюдались противоречивые тенденции. Эксперты полагали, что, несмотря на конкуренцию на рынке кредитования малого предпринимательства, в целом спрос оставался неудовлетворённым. Лишь 40—50 банков (в том числе 20 федеральных и 20—30 региональных) выдавали кредиты малым предпринимателям, причём многие из этих банков появились на российском рынке в последние 2—3 года. В основном, они действовали в городах-миллионниках, а в регионах при имеющемся там спросе предложение оставалось невысоким.[12]
Несмотря на кризис ликвидности (недостаток финансовых средств у банков), малое предпринимательство продолжало получать кредиты на ведение бизнеса, но на иных условиях. Кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (до кризиса они составляли 13—15 %). Дальнейшего повышения ставок российские банки не планировали.[13]
К середине 2009 года получили распространение альтернативные источники кредитования малого предпринимательства, такие как беззалоговые кредиты (например, в форме овердрафта или под инкассируемую выручку), продажа имеющихся активов и акций, обращение заёмщика в квазигосударственные банки, кредитные кооперативы и т. д.[14] Росфинмониторинг выразил опасение, что малый бизнес, как это уже было в 1990-е годы, уйдёт в тень, пытаясь добывать оборотные средства не легальным путём (через банки), а по «серым» и «чёрным» схемам, в том числе у криминальных структур. Эксперты, однако, эти опасения не поддержали — по их мнению, по состоянию на середину 2009 года доля нелегальных кредитов составляла не более 3—4 % от объёма легальных ссуд.[15]
Кроме негативных последствий, в период кризиса наметился также ряд положительных тенденций для малого бизнеса. С рынка ушли в основном неконкурентоспособные предприятия, на первый план вышли отечественные производители. Произошло некоторое снижение цен на товары и услуги, таким образом, кризис в какой-то мере способствовал приведению рынка к естественному ценообразованию.[35]
Кроме того, положительные тенденции в новых экономических условиях отметили для себя и предприниматели. Прежде всего, это снижение предпочтений по заработной плате среди персонала. В период кризиса малые предприниматели смогли брать на работу высококвалифицированных специалистов за более низкую заработную плату.[16]
По мнению большинства экспертов, точные прогнозы относительно перспектив развития малого бизнеса в условиях кризиса в 2009 году было давать преждевременно, но единого мнения по этому вопросу не было. Некоторые радикально настроенные аналитики, например, Михаил Хазин, предрекали крайне тяжёлое положение сектора.[35] Другие, напротив, давали в целом оптимистичные прогнозы. «Мы можем говорить о выходе из рецессии», — заявил министр финансов Алексей Кудрин осенью 2009 года. По его мнению, «мировой финансовый кризис будет затяжным, а выход из него — медленным», в течение года или полутора лет продолжится рост безработицы, произойдёт замедление промышленного производства.[17]
Однако в таких условиях прогнозировались и некоторые положительные тенденции. По мнению руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаила Вышегородцева, безработные будут предпринимать попытки по созданию собственного бизнеса: «будет больше желающих не устроиться куда-то в крупную компанию, потому что таких возможностей может и не быть, а заняться собственным бизнесом». Эксперт полагал, что это может стать стимулом для развития малого предпринимательства: «количество реального бизнеса будет увеличиваться».[13] Возможные положительные тенденции отмечал и генеральный уполномоченный Торгово-промышленной палаты РФ в странах ЕС, председатель правления компании Investbau AG Юрий Жданов, утверждавший, что на развитие малого предпринимательства повлияет снижение роли крупных компаний.
Тем не менее, статистические показатели свидетельствовали об обратном. В 2009 году продолжились тенденции снижения оборота розничной торговли, падения показателей динамики инвестиций в основной капитал (в апреле 2009 года был достигнут самый низкий уровень — показатели динамики упали на 16,2 %). По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, дальнейшие перспективы зависели, главным образом, от этих двух показателей. Эксперт полагал, что кризис достиг дна в конце 2009 года, и такое состояние экономики продлится довольно долго.[18]
Количество малых и средних предприятий в России за год выросло на 9,3 % — с 5 126,9 до 5 605,8 единиц. При этом динамика численности зависела от штата предприятий — микропредприятий стало больше на 30,6 %, а количество предприятий с численностью работников от 15 до 100 человек снизилось почти на 20 %. Количество занятых в МСБ сократилось за год на 1,1 %, товарооборот упал на 9,7 % (в том числе в микросекторе на 6 %), а инвестиции сократились на 26,7 % (в том числе в микросекторе на 40 %).[19]
На поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил в 2009 году, по разным сведениям, от 10,5 до 18,7[20] млрд руб. По расчётам общественной организации предпринимателей МСБ «Опора России», это составило 1,6 % от общего объёма федеральной антикризисной поддержки экономике.[36] Росфиннадзор установил, что около 1 млрд руб федеральных субсидий региональному малому бизнесу (5,5 % общего их объёма) не дошла до адресатов, а 822,3 млн руб остались неиспользованными. Эксперты заметили, что доля растрат гораздо больше: 20—30 % госбюджета.[20]
В сфере банковского кредитования сектор малого и среднего бизнеса (МСБ), как отмечало агентство «Эксперт РА», стал единственным развивающимся — за 2009 год объём кредитования компаний сектора достиг 2,648 трлн руб., увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,7 %.[21] Среди негативных факторов, проявившихся в 2009 году, директора банков называли введение налогообложения субсидий и низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей. Прогнозируя рост сектора кредитования МСБ, банкиры в то же время предостерегали от резкого перелива банковских капиталов с потребительского кредитования на помощь малому бизнесу — иначе малый бизнес столкнётся с падением спроса. НИСИПП как негативную отмечал тенденцию первоочередного кредитования успешных малых предприятий, но, по мнению ряда экспертов, именно такая политика оправдывала себя в долгосрочной перспективе.
В строительной отрасли объёмы работ снизились за год на 18 % (данные Минэкономразвития), а доля замороженных строящихся жилых домов достигла 30 % (данные Российского союза строителей).[22] Замена лицензирования на допуски СРО оказалась не только очень позитивным для отрасли фактом, но и вызвала желание других отраслей последовать этой практике. В июне 2010 года в России работали 223, а в сентябре 230 СРО, их участницами были более 80 тысяч компаний. Строители отметили, что благодаря СРО в отрасли заметно снизилось количество компаний-однодневок, стало больше порядка, а главное — удалось защитить граждан от недобросовестных застройщиков. К ноябрю 2010 года в стране было 589 СРО в строительстве, проектировании, оценке, аудите и пр. О желании создать собственные саморегулируемые организации заявили патентные поверенные, пожарные, медики, многоквартирные дома, туристские организации, форексные компании. Страховщики собрались объединить собственные СРО в единый союз. Правительство занялось подготовкой закона о СРО, пытаясь создать механизм саморегулирования в качестве замены административному государственному контролю. [23]
По данным Росстата, в сентябре 2010 года в малых предприятиях страны было занято около 22 % экономически активного населения, или 19,5 млн человек, из которых 10 млн работали в трёх сферах: торговля, ремонт транспортных средств, ремонт бытовых изделий. До 20 % малых предприятий в целом и 17 % малых предприятий в торговле были убыточными.[24]
В 2011 году Росстат запланировал провести обязательный для зарегистрированных малых предпринимателей опрос-перепись. Для этого бюджет выделил 0,5 млрд руб. За отказ предусмотрели штраф 3—5 тыс. руб. Данные каждого предпринимателя Росстат пообещал сохранить в тайне, предоставив результаты в обобщённом виде. Предприниматели, однако, выразили сомнение в достоверности предоставленных таким способом данных.
Малые предприятия достаточно тяжело переносят мировой финансовый кризис, многие обанкротились, упал обьём инвестиций в малое предпринимательство, были увеличены процентные ставки на кредиты малому бизнесу. Но эксперты все же находят положительные моменты кризиса- с рынка ушли не конкурентно способные предприятия, изменились предпочтения по заработной плате, высококвалифицированных кадров.
Анализируя материал этой главы можно сделать следующие выводы:
Прошло несколько лет прежде чем малое предпринимательство полностью вошло в Российскую экономику.
Малое предпринимательство в России имеет отличительные черты, отстает в развитии от западных стран и имеет немного не такое разделение по секторам(Приложение3)
Экономический кризис оказал как отрицательное так и положительное влияние на экономику Российской Федерации. С одной стороны малым предприятиям было сложнее остаться на рынке, а с другой- не конкурентно способные предприятия ушли с рынка.
Заключение.
В данной работе было охарактеризовано предпринимательство в целом , были рассмотрены виды предпринимательства. Более подробно рассматривается малый сектор рыночной экономики.
Малое предпринимательство в России отличается от этой сферы в других странах. Имеет специфические проблемы, такие как «Теневизация» экономики, не состоятельность сельского хозяйства вследствие некоторых факторов и др. Процент вклада мп в ВВП страны в разы ниже чем в развитых западных странах. Но все же Россия имеет более миллиона малых предприятий и развивает эту сферу экономики.
Большое влияние на малые сектор экономики оказал экономический кризис , многие фирмы ушли с рынка, предпринимателям стало труднее получить кредит на развитие бизнеса , снизилась оплата труда высококвалифицированных работников.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Список литературы.
Нормативные документы.
1. Гражданский кодекс РФ. –М.:Ось-89,2006.
2. Конституция РФ[Текст]-М.Юрист, 2010
Книги
3. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12
4. . Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.
Статьи
5. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001, с. 47
6. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы./ Научный вестник. № 7,// ИЭПП.ру, июль 2009 года.
7. Загвоздина, И.М. Россияне боятся начинать свое дело.//Загвоздина И.М.// Metro International, 21 июля 2009.
8. Влияние кризисных явлений на малый бизнес в экономике РФ.// Ростехадзор: Наш регион, № 4,// апрель-май 2009 года.
9. Малый бизнес впал в пессимизм// Новая экономическая газета, № 154, 26 декабря 2008 года.
10. Глазова, Л. Большие перспективы малого бизнеса.//Новости Петербурга, № 1 (578)//Глазова Л., 20—26 января 2009 года.
11. Малый бизнес должен стать ответственнее.// ИА «Альянс Медиа», 5 августа 2008 года.
12. Гмырин, А. Кризис — шанс для «малых»?//Деловой балтийский вестник, № 1,//Гмырин А. 16—22 января 2009 года.
13. Заславская, О. Своё дело //Российская газета, № 4800, 27 ноября 2008 года
14. Каньшина, Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? //РБК.Кредит, Каньшина Б. 16 июня 2009.
15. Зарщиков, А. Чисто реальное кредитование «Финанс» № 27—28 (310—311)// (27 июля —16 августа 2009 года).
16. Груздев, С. Меньше, да лучше.// Независимая газета, 25 ноября 2008 года.
17. Стригин, А. Затяжное дно. //Российская газета, № 5023 (199), 21 октября 2009 года.
18. Эксперты не увидели дна кризиса, но предсказали трудности малому бизнесу.//ИА «Альянс Медиа», 27 мая 2009 года.
19. . Загадки статистики. //«Российская бизнес-газета» № 749 (16) (11 мая 2010 года).
20. Мереминская, Е. Малый бизнес много откатил.// «Газета.ру» (18 ноября 2010 года).