Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:35, курсовая работа
Цель работы – раскрыть место, национальные особенности и проблемы малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть предпринимательство в целом.
Введение.
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в рыночной экономике
1.1. Предпринимательская деятельность: характеристика и формы
1.2. Место и роль малого бизнеса в экономике.
1.3. Особенности и проблемы малых форм предпринимательской деятельности.
2. Особенности становления и развития малого предпринимательства рыночной экономике России.
2.1. Малый бизнес и история его становления
2.2. Современное состояние и проблемы малого предпринимательства в переходной экономике России.
2.3. Влияние экономического кризиса на малый сектор экономики.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Третий этап: 1999-2001 гг.
События августа 1998 г. стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. [Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3 - 5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. [5, c.55]
В эти годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 - 2001 гг. обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Как считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».
Становление малого бизнеса в Российской Федерации длилось довольно долго и порой меры принимаемые правительством были не очень удачны. Но все же за эти годы можно проследить значительное увеличение числа малых предприятий и увеличение его доли в ВВП страны.
(См.Приложение1)
2.2Состояние и проблемы малого бизнеса в переходной экономике России.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.[3, с 18-24]
Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики. [30, с 11-13]
В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать. [28, с 23-30]
Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.
В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В приложении 2 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. [32]. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.
Однако согласно данным РосГосСтата в 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2006 и 2005 году (См.приложение 3). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.
Малый бизнес в России отличается от этой сферы в других странах. Имеет специфические проблемы, такие как «Теневизация» экономики, не состоятельность сельского хозяйства вследствие некоторых факторов и др. Процент вклада мп в ВВП страны в разы ниже чем в развитых западных странах. Но все же Россия имеет более миллиона малых предприятий и развивает эту сферу экономики.
2.3Влияние экономического кризиса на малый сектор экономики.
Российский малый бизнес в условиях кризиса 2008—2010 годов характеризовался рядом негативных тенденций: абсолютным уменьшением объёмов оборота, падением оптимизма малых предпринимателей, «замораживанием» бизнеса и банкротством малых предприятий, значимыми увольнениями. Это сопровождалось сменой кредитной политики в российских банках и рядом существенных антикризных мер в отношении малого бизнеса со стороны государства. [6;7;34;35]
|
В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек.[8] Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах.
Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объём инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики — в среднем на 15,6 %).[34] Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие — уменьшение покупательной способности населения) повлекли за собой негативные тенденции.
Настроения малых предпринимателей в первые месяцы кризиса оценивались экспертами как наиболее пессимистичные. В новых экономических условиях для многих компаний стоял вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены были заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 годом количество не желающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %.[7]
Наибольшее падение оптимизма малых предпринимателей в России было зафиксировано в ноябре 2008 года, когда проводилась 9-я волна «ТРАСТ Индекс МСБ».[9] Практически во всех российских регионах к этому времени проявились последствия кризиса. Ноябрьский показатель «ТРАСТ Индекс МСБ» упал на 20 %, составив 109 пунктов. Настроения предпринимателей, их оценки сложившейся ситуации также резко понизились — на 20 % (еще в августе было зафиксировано 142 пункта, в ноябре же показатель упал до 115 пунктов). «Индекс ожиданий» упал на 22 % (102 пункта в ноябре по сравнению со 130 пунктами в августе).
К весне 2009 года какой-либо положительной динамики в ожиданиях предпринимателей не произошло. К маю 2009 года индекс ожиданий малого и среднего бизнеса, согласно подсчетам банка «Траст» и социологического холдинга «Ромир», снизился до 70 пунктов (в 2008 году этот показатель равнялся 132 пунктам).[12]
Среди малых предприятий от кризиса в первую очередь пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, обороты в сфере туризма упали на 40—50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15 % малых предприятий. Падение строительного рынка в среднем по регионам России достигло 40 %. [16]
По сокращению количества малых предприятий лидировали сфера образования (57,1 %) и сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). До кризиса эти виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, но после начала кризиса услуги частных клиник или, например, услуги обучения иностранным языкам оказались менее востребованными.[12]
Значимое число малых предпринимателей в условиях кризиса приняло решение о выходе из бизнеса либо о его замораживании. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % — по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше.
Таким образом, российский малый бизнес к середине 2009 года оказался в упадке и не мог играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний, — роль, которая отводилась ему, в частности, логикой президента России Дмитрия Медведева.[34]
В отдельных регионах России банкротство малых предприятий не стало основной тенденцией. По данным аналитиков, в Санкт-Петербурге, например, наблюдалось некоторое оживление малого бизнеса по сравнению с другими регионами. Этот город занимал в то время лидирующее положение по количеству малых предприятий — 2 757 на 100 тыс. жителей (в Москве — 2 060).[10]
Аналогичная ситуация сложилась в Уральском федеральном округе, где количество небольших компаний на 100 тыс. человек выросло на 21,1 единицу, а число занятых в малом бизнесе увеличилось на 11,5 %. В данном случае улучшения были связаны с тем, что УрФО — промышленный регион, где прошли самые массовые увольнения.[34]
С 2008 года Росстат ввёл новый термин для обозначения небольших компаний с численностью персонала до 15 человек и выручкой, не превышающей 60 млн руб., — «микропредприятия».[11] Предельные показатели выручки для микро- и малых предприятий были установлены в июле 2009 года — не боле 400 млн руб. В связи с этими нововведениями данные о сокращении количества малых предприятий в России некоторое время не позволяли делать выводы о динамике сектора — уменьшились ли малые предприятия до микро- или же полностью обанкротились. Более точные прогнозы ожидались в 2010 году, с появлением итоговой статистики по микропредприятиям за 2009 год.[34]