Малый бизнес и проблемы его налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Малые формы бизнеса наиболее экономически приспособлены к инновационному производству. Это обусловлено самим характером соединения факторов производства в системе малого предпринимательства, где роль предпринимателя во многом связана с непосредственным участием в организации бизнеса, его материального и финансового обеспечения. Но поскольку, как определил ещё И. Шумпетер, предприниматель предстает как новатор, использует нововведения для своей деятельности, то уже в этом предопределена ведущая роль малого бизнеса в процессе инновационного производства. Само же по себе инновационное производство связано с реальным производством, а его продукт призван более качественно, экономически выгодно и безопасно удовлетворить потребности потребителя. Однако если проанализировать развитие малого бизнеса в России, то необходимо отметить, что его развитие не оказывает существенного воздействия на производство ВВП и инновационный процесс.

Содержание

1.Введение.
1.1. Инновации в малом бизнесе.
2.Налогообложение малого бизнеса. Инвестиции в малый бизнес.
2.1.Основные проблемы налоговой политики государства и пути их решения.
2.1.1.Привлечение инвестиций в малый бизнес.
2.2.1 Налоговые льготы.
2.2.2.1.Инвестиционный налоговый кредит.
2.3.Государственное регулирование налогообложения в разных странах.
2.4.Роль местного бюджета в налогообложении малых предприятий.
3.Выводы и рекомендации.
4.Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Микроэкономике. Малый бизнес и проблемы его налогообложения.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     Нельзя сказать, что проблемы совершенствования системы налогообложения в России не решаются.

     Однако  для регулирования проблем налогообложения  малых предприятий необходимы организационно-методические меры, закрепленные законодательными актами:

  1. целесообразно ввести в Налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении малых предприятий как отдельного вида налогообложения;
  2. систематизировать множество налоговых изъятий и налоговых платежей с малых предприятий в разные фонды;
  3. соответствующими законодательными актами установить унификацию налогов, оставляя преимущества за теми, которые идут на развитие производства; считать приоритетными прямые, а не косвенные налоги; принять основным ориентиром налогов прибыль;
  4. ввести не облагаемый налогом минимум прибыли, индексируемый по темпам инфляции, и налогооблагаемый резерв прибыли;
  5. установить дифференцированную шкалу ставок, изменяющихся в зависимости от уровня дохода и различающихся по отраслевому признаку и приоритетным видам деятельности.

     Необходимы  льготы по портфельным инвестициям при жёстком разграничении доходов реальных инвесторов и спекулянтов. Для малых предприятий возможно введение пониженной на 50 % ставки налога на доходы от прироста стоимости ценных бумаг при условии, что они находятся на балансе предприятия более года. Аналогичную льготу следует установить для индивидуальных инвесторов на основе налоговой декларации. Это будет стимулировать инвестирование средств, главным образом, в небольшие предпринимательские структуры.

     Совершенствование системы налогообложения обеспечит:

  • прозрачность и публичность отчетности об использовании налогов на всех уровнях;
  • консолидацию не только налогов, но и органов контроля за налогами;
  • запрещение бесспорного взимания платежей и закрытия расчётных счетов без разрешения арбитража;
  • введение в действие любых новых нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения, не ранее чем через 3–6 месяцев после момента их опубликования;
  • упрощение порядка и сближение сроков уплаты по разным налогам;
  • обязанность налоговых органов обеспечивать налогоплательщиков информацией о принятии новых нормативных документов и не опубликованных в центральной прессе.

     Думается, что реализация предложенных нами мер  полностью отвечает интересам малых  предприятий. Нет сомнений, что налогообложение  должно рассматриваться как комплексная система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Последние – это отдельные виды налогов, которые, имея индивидуальные специфические особенности, воздействуют на систему в целом, определяют в совокупности целевую направленность налоговой системы. Следует учитывать мультипликационные свойства системы и её интеграционные качества, сочетание которых с анализом внутренних взаимосвязей и внешних взаимодействий на налоговую систему и дают основу для целевой её ориентации.

     Налоговая система должна и может противодействовать росту инфляции, повышению цен, увеличению себестоимости, а также минимизации прибыли. Действующее налогообложение по своей сущности фискально, направлено на решение текущих задач, не учитывает перспективу развития экономики, не связано с задачами её выхода из кризиса и перехода к устойчивому росту.

     Важно также абстрагироваться от односторонней  монетаристской направленности налоговой  системы и обеспечить органичное единство налогообложения с целями экономики. Это основа развития любой финансовой системы и, тем более, налоговой. Налоги тесно связаны с производством и реализацией продукции. Мировой опыт показывает, что государство может обеспечить устойчивое развитие производства лишь при условии, если налоговая политика исходит из необходимости отражения эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства).

     Существует  один путь решения этих задач –  сокращение, снижение налоговых ставок на дифференцированной основе с учётом приоритетности отраслей производства, сфер экономики (малого предпринимательства) и расширения на этой основе инвестиционной активности предпринимателей. Это приведет к развитию производства и, следовательно, к росту массы налоговых поступлений, развитию налоговой базы. Выбрать обоснованные пути реализации этой стратегической направленности развития налоговой системы – одна из основных задач государственного регулирования малого предпринимательства.

     Реализацию  рассмотренных проблем налогообложения в интересах малых предприятий можно успешно осуществить в рамках федеральной программы государственного регулирования малого предпринимательства.

     Налоги, как элемент государственного регулирования, играют двойственную роль: фискальную и регулирующую. Последняя, на основе выбора определённой альтернативы налоговых инструментов, может привести к одному из двух путей развития бизнеса: благоприятному, стимулирующему приоритетные виды деятельности или, наоборот, снижающему интерес к предпринимательству.

     Общепризнанным  является тот факт, что в последние 15 лет общая масса налогов превышала  массу прибыли нормально функционирующего предприятия. Совокупные изъятия в  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты  в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90 % балансовой прибыли предпринимательских структур, а в отдельных случаях превышают 100 %.

     По  другим данным, среднее предприятие  обязано перечислять в бюджет до 46 % вновь созданной стоимости.

     Российская  система налогообложения носит сугубо фискальный характер и направлена на максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли – основного мотива их деятельности.

     Таким образом, можно говорить о недейственности  системы налогообложения как фактора инвестиционной активности, поскольку существующая модель налогообложения не способствует накоплению денежных фондов малых предприятий, средства которых направляются на модернизацию и расширение производства.

     Очевидно, что трансформация системы налогообложения необходима, причём речь идёт не о снижении процентных ставок налогов, а о пересмотре принципов налогообложения. Однако, как показывает анализ, ни программы развития, ни существующая законодательная база не способствуют этому шагу.

     Изменчивость и сложность законодательных актов России по вопросам налоговой политики и собственно налогообложения в сочетании с недостаточной опытностью большинства российских предпринимателей создают довольно большие трудности для развития предпринимательства в целом и особенно малого бизнеса. Это приводит к необходимости принятия ведомственных и региональных положений по вопросам налогообложения, направленных на уточнение законодательных актов. Предприниматели всё труднее разбираются в соотношении Федеральных и региональных законодательных норм и, как следствие, уходят «в тень».

     По  мнению некоторых учёных, наибольший ущерб экономике наносят неустойчивость и непредсказуемость российского  налогового законодательства.

     Рассматривая  положения регионального налогообложения, необходимо отметить, что действующее налоговое законодательство предоставляет субъектам Федерации и органам местного самоуправления большие права на введение собственных налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

     Каждое  муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

     Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

     Формирование  местного бюджета осуществляется путём  применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования  и органы местного самоуправления в  процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

     В качестве составной части местных  бюджетов могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

     Глава муниципального образования, иные должностные  лица местного самоуправления несут  ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

     Органы  местного самоуправления представляют отчётность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

     Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в  различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки  муниципальных образований), средства по взаимным расчётам.

     К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

     К местным налогам и сборам относятся  налоги и сборы, установленные в  соответствии с федеральными законами.

     К доходам местных бюджетов относятся:

  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
  • платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • не менее 50 % налога на имущество предприятий (организаций).

     К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных  налогов, распределённые между бюджетами  разных уровней и закреплённые за муниципальными образованиями на постоянной основе. К таким доходам относятся:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту Российской Федерации.

     К местным налогам ранее также  относились: налог на рекламу и  местные лицензионные сборы, но с 1 января 2005 г. они отменены.

     Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчёт долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объёма средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Информация о работе Малый бизнес и проблемы его налогообложения