Малое предпринимательство и его становление в рыночных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.

Содержание

Введение 3

1. Социальный фактор малого бизнеса 4

2. Экономический фактор предпринимательства 6

3. Процесс развития предпринимательства 8

4. Основные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства 15

5. Заключение 18

6. Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство и его роль в становлении рыночных отношений в РФ .docx

— 49.38 Кб (Скачать)

      Негативные  внешние барьеры в основном связаны  с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной  определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью  финансовой инфраструктуры и исторически  сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень  предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры  и содержания экономического образования.

      Переход к ускоренному развитию предпринимательства  в России требует, прежде всего, совершенствования  внешней среды малого бизнеса, в  первую очередь, законодательной и  нормативно-правовой базы этого вида деятельности.

      Успешное  развитие малого бизнеса существенно  сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев  не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.

      Остаются  значительной налоговая нагрузка, достаточно сложными процедуры ведения учета  и представления отчетности, излишними  налоговое администрирование.

      Существуют  проблемы, которые испытывают субъекты предпринимательства в области  имущественной поддержки:

  • отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);
  • длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами малого бизнеса сделок по использованию имущества;
  • высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;
  • отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

      Отсутствуют реальные возможности в получении  предпринимателями необходимой  информации по широкому спектру интересующих их вопросов:

  • нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок и условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а также полномочиям контролирующих органов;
  • о состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе, сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий;
  • о государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу;
  • о государственном заказе и условиях проведения конкурсов.

      Не  решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных  и муниципальных заказов. Действующие  законодательные и нормативные  акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов  повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допускаются  к госзаказу.  

Заключение

      Малый бизнес представляет собой самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению эти  собственники принадлежат к большинству  населения, одновременно являясь как  непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается  и циркулирует основная масса  национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

      Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость  оборотных средств, активная инновационная  деятельность. Вместе с тем, ему свойственны  относительно низкая доходность, высокая  интенсивность труда, сложности  с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

      Существует  целый ряд препятствий, мешающих динамичному развитию малого бизнеса, в числе которых труднодоступность кредитов, административные барьеры, не стимулирующая налоговая система и т.д.

      Государственная власть обязана эти проблемы снимать, чтобы создавать условия для  свободного саморазвития малого предпринимательства. Переориентация экономической реформы  на цели поддержки производства и  ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия  развития малого производства и организации  малого предпринимательства в различных  хозяйственных сферах, ослабить «теневой»  характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.

Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят  в основном конструктивный и комплексный  характер. Сделан существенный шаг  вперед в понимании сути экономических  проблем малого бизнеса. Основные формы  его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения  в налоговой системе, выделение  кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование  программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных  инвестиций, использование опыта  и привлечение зарубежных специалистов.

Разрабатывая комплексные меры по поддержке малого предпринимательства, государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г.)
  2. Зевелов С.А. Малый бизнес – большая проблема России. – М.: МГП «Формика», 2004.
  3. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием.- М.:Инфра-М, 2007.
  4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  5. Муравьев А. Н., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организации, финансы: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004.
  6. Попов В.М., Ляпунов С.И. Малый бизнес в России. – М.:  Издательство КноРус, 2004.
  7. Алимова Т.А., Тихонова Н.Е., Обыденнова Т.Б. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес// Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. – 2005. - № 12
  8. Волосатых Н., Сухинина Т. Регистрация и ликвидация предприятий в России//Финанс. – 2006. - №1

Информация о работе Малое предпринимательство и его становление в рыночных отношениях