Малое предпринимательство и его становление в рыночных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.

Содержание

Введение 3

1. Социальный фактор малого бизнеса 4

2. Экономический фактор предпринимательства 6

3. Процесс развития предпринимательства 8

4. Основные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства 15

5. Заключение 18

6. Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство и его роль в становлении рыночных отношений в РФ .docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Социальный фактор малого бизнеса 4

2. Экономический фактор предпринимательства 6

3. Процесс развития предпринимательства 8

4. Основные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства 15

5.  Заключение 18

6.  Список использованной литературы 32

 

Введение

      Значение  малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных и актуальных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки предпринимательства.

      Цель  работы – исследовать процесс  развития малого бизнеса в России.

1. Социальный фактор малого бизнеса

     За  годы рыночных трансформаций как  по представленности, так и по вкладу в экономику России и ее регионов малый бизнес стал одним из ключевых секторов России, закрепив за собою  выполнение как социальных, так и  хозяйственных функций.

      Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной  рыночной экономики. Малые предприятия  имеют важное социально-экономическое  значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных  изменений, быстрее адаптируются к  меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные  нововведения.

      Однако  высокая социальная значимость малого бизнеса начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия  этой сферы создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели региона. Соответственно, поддержка  со стороны государства становится эффективной по двум направлениям:

  • доведение объемов выпуска на этих предприятиях до социально значимых величин;
  • оказание поддержки уже сформировавшемуся сектору малого бизнеса для повышения степени его зрелости и самоорганизации.

      Специалисты отмечают, что наиболее значимыми  эффектами функционирования малых  предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления  в бюджеты. Известны две стороны  малого бизнеса в обеспечении  занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя  в процессе труда на малом предприятии (самозанятость).

      По данным периодических источников, в США малые предприятия подразделяются на:

  • непосредственно предпринимательские, то есть ориентированные на поиск и использование новых возможностей и существование которых связано с высоким уровнем риска;
  • так называемые фирмы «уровня жизни», обеспечивающие систематический и стабильный доход самозанятому населению.

      В России же из фирм «выжимается» все для получения прибыли. Так, в России в 2002 г. специалисты отмечали «огромные масштабы скрытой самозанятости и теневой экономики, что свидетельствует о низкой эффективности государственного регулирования малого бизнеса и: политики занятости».

      По  данным экспертов, к работе в секторе  малого бизнеса дополнительно привлекается на условиях неполного рабочего дня  значительное количество работников, которые составляют около 80% от официальной  штатной численности.

      Вместе  с тем в малом бизнесе нередко  используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут  найти себе применение на крупных  предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для крупного бизнеса.

      Снижение ставки налога на прибыль, без увязки ее с другими изменениями ставок по другим налогам и повышением заработной платы в стране, не явилось и не явится решающим моментом в увеличении налоговых поступлений от малого бизнеса, так же, как снижение ставки налога на добавленную стоимость и отмена налога с продаж не привели к общему снижению цен на товары, работы или услуги. Российский малый бизнес как был, в большей части, «бесприбыльным» в бухгалтерской и налоговой отчетности, так и останется таковым. Думается, что без одновременного законодательного увеличения минимального месячного размера оплаты труда до разумных пределов малый бизнес по-прежнему будет официально «малодоходным» для своих работников и не расстанется с практикой двойной бухгалтерии, несмотря на снижение ставки единого социального налога.

      Практика  выплаты зарплаты в конвертах  разъедает правосознание населения, занятого в малом бизнесе. В среде предпринимателей и сотрудников малых фирм растет «правовой нигилизм», неверие в действенность законов, неуважение к законопослушным предпринимателям и гражданам, пренебрежение к праву вообще. Молодое поколение уже не представляет себе возможности получения на работе «социального пакета» в полном объеме, а использование труда социально незащищенных групп становится привлекательным для малого бизнеса в большей части из-за отсутствия официальной оплаты их труда.

2. Экономический фактор предпринимательства

      Сектор  частного малого бизнеса в России — ровесник рыночных реформ. Малое  предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное  с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко  проиллюстрировать с помощью  таблицы (табл. 2).

      Из  табл. 1 явствует, что жизнь предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

      Однако  именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.). 

      Таблица 1. SWOT-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны  малого бизнеса Возможности малого бизнеса Угрозы существованию  малого бизнеса
1. Небольшой  стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного  разорения
2. Высокая  эффективность Ограниченные  перспективы роста Сбалансированное  развитие Быстрое достижение «потолка» роста
3. Гибкость Высокая зависимость  от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения  конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность Отсутствие  влиятельной поддержки Творческая  самореализация Уязвимость  к попыткам силового давления «сильных мира сего»
 

      Там, где не существует малое предпринимательство  в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс  создания правового механизма регулирования  рынка (свобода договоров, защита и  разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства  в случаях противоправного ущемления  интересов любых категорий и  групп собственников).

      Поступательное  развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

3. Процесс развития предпринимательства

      Особую  роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой  опыт, играет предпринимательство (малый бизнес).

      В юридической и экономической  литературе дается множество определений  малого бизнеса, затрагивающих различные  аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение  термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:

  • небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
  • правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
  • персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.

      Становление предпринимательства в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

      О значительном потенциале малого бизнеса  свидетельствует тот факт, что  за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.

      Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупными предприятиями:

  • малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
  • более высокая оборачиваемость капитала;
  • малые предприятия часто проявляют себя как новаторы. В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях. При этом, как показывает практика, 80-85% разработок малых фирм внедряются в течение одного-двух лет;
  • относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;
  • высокая приспособляемость к изменениям рынка;
  • близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества.

Информация о работе Малое предпринимательство и его становление в рыночных отношениях