Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Введение 3
1. Социальный фактор малого бизнеса 4
2. Экономический фактор предпринимательства 6
3. Процесс развития предпринимательства 8
4. Основные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства 15
5. Заключение 18
6. Список использованной литературы 32
Содержание
Введение 3
1. Социальный фактор малого бизнеса 4
2. Экономический фактор предпринимательства 6
3. Процесс развития предпринимательства 8
4. Основные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства 15
5. Заключение 18
6. Список использованной литературы 32
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных и актуальных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки предпринимательства.
Цель работы – исследовать процесс развития малого бизнеса в России.
За годы рыночных трансформаций как по представленности, так и по вкладу в экономику России и ее регионов малый бизнес стал одним из ключевых секторов России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Однако
высокая социальная значимость малого
бизнеса начинает проявляться лишь
при условии, когда предприятия
этой сферы создают определенные
объемы продукции, влияющие на основные
социально-экономические
Специалисты отмечают, что наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджеты. Известны две стороны малого бизнеса в обеспечении занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя в процессе труда на малом предприятии (самозанятость).
По данным периодических источников, в США малые предприятия подразделяются на:
В России же из фирм «выжимается» все для получения прибыли. Так, в России в 2002 г. специалисты отмечали «огромные масштабы скрытой самозанятости и теневой экономики, что свидетельствует о низкой эффективности государственного регулирования малого бизнеса и: политики занятости».
По
данным экспертов, к работе в секторе
малого бизнеса дополнительно
Вместе с тем в малом бизнесе нередко используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для крупного бизнеса.
Снижение ставки налога на прибыль, без увязки ее с другими изменениями ставок по другим налогам и повышением заработной платы в стране, не явилось и не явится решающим моментом в увеличении налоговых поступлений от малого бизнеса, так же, как снижение ставки налога на добавленную стоимость и отмена налога с продаж не привели к общему снижению цен на товары, работы или услуги. Российский малый бизнес как был, в большей части, «бесприбыльным» в бухгалтерской и налоговой отчетности, так и останется таковым. Думается, что без одновременного законодательного увеличения минимального месячного размера оплаты труда до разумных пределов малый бизнес по-прежнему будет официально «малодоходным» для своих работников и не расстанется с практикой двойной бухгалтерии, несмотря на снижение ставки единого социального налога.
Практика
выплаты зарплаты в конвертах
разъедает правосознание
Сектор частного малого бизнеса в России — ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью таблицы (табл. 2).
Из табл. 1 явствует, что жизнь предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.
Однако
именно малый бизнес может заполнить те
ниши, которые пустовали в плановой экономике,
и выполнить те функции, которые зачастую
не готов взять на себя крупный бизнес.
Это, прежде всего, услуги населению (бытовые,
образовательные, в сфере отдыха и т. д.)
и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг
и др.).
Таблица 1. SWOT-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности
Сильные стороны малого бизнеса | Слабые стороны малого бизнеса | Возможности малого бизнеса | Угрозы существованию малого бизнеса |
1. Небольшой стартовый капитал | Ограниченный (локально) рынок | Рост до уровня «большого» бизнеса | Быстрота полного разорения |
2. Высокая эффективность | Ограниченные перспективы роста | Сбалансированное развитие | Быстрое достижение «потолка» роста |
3. Гибкость | Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры | Прочная ниша на «своем» рынке | Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
4. Самостоятельность | Отсутствие влиятельной поддержки | Творческая самореализация | Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего» |
Там,
где не существует малое предпринимательство
в экономике или оно слабо,
неизбежно останавливается
Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет предпринимательство (малый бизнес).
В юридической и экономической литературе дается множество определений малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:
Становление предпринимательства в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
Информация о работе Малое предпринимательство и его становление в рыночных отношениях