Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Введение 3
1. Социальный фактор малого бизнеса 4
2. Экономический фактор предпринимательства 6
3. Процесс развития предпринимательства 8
4. Основные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства 15
5. Заключение 18
6. Список использованной литературы 32
Эффективное функционирование
Таблица
2. Малый бизнес в разных странах
Страны | Количество предприятий (тыс.) | Количество занятых (млн.) | Доля малого бизнеса в ВВП (%) | Количество занятых на одном предприятии |
Германия | 2290 | 18,5 | 50-52 | 8,0 |
Италия | 3920 | 16,8 | 57-60 | 4,2 |
США | 7300 | 70,2 | 50-52 | 9,6 |
Япония | 6450 | 39,5 | 52-55 | 6,0 |
Россия | 844 | 8,3 | 10-11 | 9,9 |
Предпринимательство в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
В 2005 г. в России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2004 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2003 г. По состоянию на 1 января 2003 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2-3 раза ниже показателей развитых стран.
К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1-2.
Структура
уставного капитала малых предприятий
выглядит следующим образом. Наибольшая
его доля приходится на физические
лица (70% от всего уставного капитала
малых предприятий). Второй по значимости
категорией акционеров-учредителей
являются малые предприятия (25,3%). В
то же время доли федеральных, региональных
и местных органов
Динамику
развития малого бизнеса в нашей
стране нельзя назвать ровной. За прошлые
годы пик роста малых предприятий
пришелся на 1999 г. (890 тыс.), затем пошел
спад до 843 тыс. в 2001 г. Особенно пострадали
базовые, серьезные для малого бизнеса
отрасли. Так, за период с 1996 по 2001 г. число
малых предприятий в
Характерной тенденцией прошлых лет являлась предпочтительность статуса индивидуального предпринимателя по сравнению с малыми предприятиями. Первый имеет ряд преимуществ (трудовых, налоговых, финансовых, учетных). Данный процесс значительно повлиял на снижение числа малых предприятий. Так, обследование, проведенное в Республике Коми, показало, что на долю ПБОЮЛ приходится более половины розничного товарооборота.
В научной литературе выдвигается тезис, согласно которому основная причина снижения темпов развития малого бизнеса в России по сравнению с началом 90-х гг. XX в. состоит в том, что «в 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности малых предприятий. Ситуация в России стала все больше напоминать положение вещей в нормальной рыночной экономике, где малый бизнес в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране».
Однако, это слишком упрощенный взгляд на проблему. По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
В
настоящее время наиболее привлекательными
для малого бизнеса являются отрасли,
не требующие значительных капитальных
вложений, торговля, общественное питание,
строительство гражданских
За последние годы в развитии малого бизнеса в России можно выделить следующие тенденции: постепенное увеличение количества малых предприятий; крайне неравномерное представительство в регионах (более половины предприятий малого бизнеса работает в восьми субъектах РФ); очень сжатый отраслевой охват.
Вместе с тем о большом, хотя и не реализованном, потенциале отечественного малого бизнеса свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего 3% основных фондов, дают пятую часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. Как показал опыт прошедших лет, малый бизнеса может бурно развиваться при самой незначительной поддержке, не сравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства.
В 2004 г. для определения масштабов деятельности сектора малого предпринимательства была исследована первичная информация от данных предприятий из всех субъектов РФ. Вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек (по цензу Европейского союза) в 2003 г. составил:
доля в общей численности
доля малого предпринимательства в общей занятости - 49%;
доля малого предпринимательства в общем объеме выручки - 47% (увеличение этого показателя связано не только с увеличением объема выручки сектора, но и с более точной оценкой объема выручки крупных предприятий).
Удельный
вес (в процентах) малых предприятий
в основных экономических показателях
предприятий и организаций
Таблица 3. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий, в %
Показатели | 2000 г | 2001 г | 2002 г | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г |
Среднесписочная численность работников | 13,6 | 12,9 | 13,4 | 13,3 | 13,9 | 14,1 | 14,3 |
Средняя
численность внешних |
40,7 | 38,9 | 38,9 | 39,3 | 39,0 | 38,5 | 39,0 |
Средняя
численность работников, выполнявших
работы по договорам гражданско- |
30,2 | 26,4 | 27,4 | 27,1 | 29,4 | 29,1 | 30,1 |
Выпуск товаров и рыночных услуг | 5,9 | 5,6 | 5,4 | 5,6 | 5,8 | 6,4 | 6,9 |
Инвестиции в основной капитал | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,7 | 3,1 | 3,4 | 3,7 |
Распространенным показателем развития сектора МСП является число предприятий с численностью занятых до 250 на 1000 человек из числа экономически активного населения. В России этот показатель составил 118 предприятий и индивидуальных предпринимателей на 1000 человек из числа экономически активного населения.
В соответствии с законодательством российская государственная статистика разрабатывает информационные ресурсы по малым предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, крупным и средним предприятиям (причем без внутренней разбивки). Говоря о проблемах статистического наблюдения за сектором малого бизнеса, следует отметить, что органы статистики не получают отчетность от ПБОЮЛ, а весь сектор учитывается в экономике посредством досчетов. Отдельно не собирается и информация по средним предприятиям, поскольку в российском законодательстве нет критерия отнесения предприятия к среднему.
Самый многочисленный субъект сектора малого предпринимательства в России в целом и во всех без исключения федеральных округах (ФО) - индивидуальные предприниматели. Их доля в числе хозяйствующих субъектов варьирует от 42,8% (Центральный ФО) до 62,5% (Южный ФО). Минимальная доля малого предпринимательства - в Центральном ФО. Прежде всего это связано с меньшим количеством ПБОЮЛ в этом федеральном округе. Высоко присутствие индивидуального бизнеса и в Приволжском регионе - 61,5%. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства в двух названных округах определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития региона. ПБОЮЛ наиболее распространены в регионах с плохими социально-экономическими показателями развития, а также низким удельным весом фермерских хозяйств. Именно в этих округах самые низкие денежные доходы населения и один из самых высоких уровней безработицы. Кроме того, в силу особенностей экономического и исторического развития именно в Центральном ФО сосредоточены наиболее крупные предприятия. Также нужно отметить, что в последние годы в этом округе активно шли процессы формирования средних предприятий прежде всего за счет сокращения масштабов крупного бизнеса.
Второй по распространенности субъект в структуре малого предпринимательства - средние предприятия. В целом минимальный вес имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, однако в Южном ФО их доля достаточно высока (8,6%), что вполне согласуется с их отраслевой ориентированностью в этом округе. Доля малых предприятий - юридических лиц в общем числе хозяйствующих субъектов колеблется от 7,5% (Южный ФО) до 13,7% (Северо-Западный ФО).
В региональном разрезе доля на рынке малого предпринимательства резко колеблется. Так, по европейскому критерию формирования малого предпринимательства минимальная доля зафиксирована в Уральском ФО - 35,7%, а максимальная в Южном ФО - 55,3%.
Таким образом, за последние годы сектор малого предпринимательства упрочил свои позиции. Однако на сегодняшний день потенциал малого бизнеса реализуется пока лишь частично. Становление его тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы финансирования и кредитования. От решения их зависит не только судьба малого бизнеса, но и рыночных реформ в целом.
Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние для предприятий.
Информация о работе Малое предпринимательство и его становление в рыночных отношениях