Максимизация прибыли несовершенного конкурента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение рыночных механизмов деятельности предприятия - несовершенного конкурента.
Задача курсовой работы – определить наиболее выгодный вариант работы предприятия – несовершенного конкурента.

Содержание

Вариант._______________________________________________________ 2
Введение.______________________________________________________ 4
Понятие несовершенной конкуренции.________________________ 5
Виды несовершенной конкуренции.
Монополия. Виды._______________________________________7
Монополистическая конкуренция._________________________10
Олигополия. Виды_______________________________________12
3. Максимизация прибыли несовершенного конкурента.___________16
4. Расчет показателей.
4.1Входная информация._____________________________________18
4.2 Выходная информация.___________________________________19
4.3 Описание алгоритма расчета ______________________________21
4.4 Алгоритм расчета._______________________________________21
Заключение._____________________________________________________26
Список использованной литературы._______________

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

 

2.3 Олигополия

      Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой доминирует небольшое количество продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

      Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. В большинстве стран  почти все отрасли тяжелой  промышленности ( металлургия, химия, автомобилестроение, электроника и др.) имеют именно такую структуру. На рис 1 схематически показаны основные черты олигополии.

      Рис 1.

 Наиболее  заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Это не значит , что действующие на рынке фирма можно пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли , как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными, часто действует немало мелких фирм . Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

      При этом рынок того или иного товара может быть более или менее  равномерно распределен между несколькими  крупными олигополистами        ( симметричная олигополистическая структура), но могут иметь место и другие варианты структур. Например, отрасль может быть представлена одним очень крупным производителем и  большим количеством мелких и средних фирм (ассиметричная олигополистическая структура).  

      Формально к олигополистическим обычно относятся  те отрасли, где несколько крупнейших фирм  ( от 3до 8 ) производят более половины всей выпускаемой  продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли ,черная и цветная металлургия, то есть почти все отрасли, которым удалось выстоять в кризисе и на которые опирается отечественная экономика.

      В условиях олигополии однородность или  разнородность продукции  имеет большое значение, также как и при монополистической конкуренции. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукции значительна (например, машиностроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным ( нефтяная промышленность).

      Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный  размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек, и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

      Для вступления в данную отрасль существуют определенные барьеры. Дело в том, что крупных фирм в отрасли не может быть много. Многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к моменту , когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнуться в него, чужаку надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело на протяжении десятилетий.

      Частный случай олигополии – дуополия. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления других продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.

      Можно выделить три принципиальные возможности  поведения фирмы на олигополистическом рынке: нескоординированная олигополия, картель, картелеподобная структура  рынка. Три этих возможности существуют не только в теории, но и породили на практике три основных разновидности олигополистических рынков.

       Нескоординированная олигополия - это разновидность олигополии, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. Изменение цен и объемов производства при нескоординированной олигополии становится  рискованным делом. Очень легко вызвать ценовую войну ( цикл постепенного снижения уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка). Единственной надежной тактикой становится принцип «не делай лишних резких движений». Все изменения лучше производить мелкими шагами, с постоянной оглядкой на действия конкурентов.

      Картель – это группа фирм , которые действуют вместе и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

      Создание  картелей преследует цель полностью  или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, это проблема согласования решений между фирмами – членами и установление системы ограничений (квот ) для этих фирм.

      Картели систематизируются по четырем основным признакам:

    • картели с целью контроля условий продаж
    • картели с целью установления цен
    • картели с целью разделения деятельности , территорий, продаж и потребителей
    • картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

      Выделяют  два основных типа картелей:

  • картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли
  • картели, ставящие своей задачей распределение и фиксацию рыночных долей.

      Картелеподобная структура рынка ( «игра по правилам» ) представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и картелем. При данной структуре рынка фирмы сознательно делают свою поведение понятным для конкурентов, чем облегчают достижение олигополистического равновесия. Фирмы не вступают друг с другом в соглашение. Но подчиняют свое поведение определенным неписанным правилам. Такая политика позволяет,  одной стороны, избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства, а с другой стороны – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, то есть оградить себя от главной опасности,  свойственной нескоординированной олигополии.

Наиболее часто  употребляемым приемом «игры  по правилам» является лидерство  в ценах. То есть, одна фирма действует  как ценовой лидер, который устанавливает цену, в то время как другие фирмы принимают ту же цену, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.  
 

 

 

3.Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции. 

Основной задачей фирмы – несовершенного конкурента, как и совершенного конкурента является максимизация прибыли. Поведение фирмы при этом обуславливается не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.

      Фирма будет наращивать выпуск продукции  до такого объема, когда предельный доход  ( MR) , будет равен предельным издержкам ( МС) :

MR = МС

 Дальнейший  рост объема выпуска на одну  единицу продукции приведет к  превышению дополнительных издержек  над дополнительным доходом. Если  же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы возможно при реализации еще одной дополнительной единицы блага.

      Максимальная  прибыль извлекается в том  случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска ( Рис. 2).

Рис.2

На Рис.2 изображены краткосрочные кривые средних и  предельных издержек, а также спрос  на продукт и предельный доход от продукта. Фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ соответствующий точке, где MR = МС , затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ Qм. При данных цене и объеме производства фирма извлекает на единицу продукции прибыль  ( Рм – АСм ). 

      Для того, чтобы принять обоснованное решение, позволяющее максимизировать  прибыль, фирма должна принять во внимание как характеристики рыночного  спроса, так и свои издержки. Так, при чрезмерном повышении цены потребители сократят спрос на продукцию, то есть объем реализации зависит от уровня цены.  То есть возникает дилемма: либо ограничить объем продаж для поддержания цены, либо увеличить объем реализации, но уже по сниженной цене. При этом нужно следить, чтобы потери от снижения цены не превысили прирост выручки от реализации дополнительно выпущенной продукции, а увеличение объема производства возможно только до такого уровня, при котором предельный доход равен предельным  издержкам.   
 
 

 

4. Расчет показателей.

На рынке действует  акционерное предприятие, выпускающее  однородную продукцию, Оно управляется  следующими подразделениями: а) собрание акционеров (СА); б) отдел маркетинга (ОМ); в) бухгалтерия (Б); г) отдел труда  и заработной платы (ОТ). Необходимо в соответствии с конъюнктурой определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену, издержки на средства производства, количество привлекаемых работников, зарплату, прибыль, дивиденды, объем займов в банке. Фирма является несовершенным конкурентом, то есть обладает значительной долей производства в отрасли и может влиять на цены.

4.1 Входная информация

 

Таблица 1. Информация отдела маркетинга.              
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
К Количество продукции, тыс. шт. 1 2 3 4 5 6 7
Ц Цена за единицу  продукции, ден. ед. 100 97 94 91 88 85 82
Э Эластичность спроса, тыс. шт. 0,3
                 
Таблица 2. Информация бухгалтерии              
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
К Количество продукции, тыс. шт. 1 2 3 4 5 6 7
ИСП Издержки на средства производства, тыс.ден.ед. 120 180 190 200  210 230 260
"+" ИСП Прирост издержек на средства производства, тыс.ден.ед.     10 10 10 20 30
                 
 
 
 
 
 
 
 
               
Таблица 3. Информация отдела труда              
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
К Количество продукции, тыс. шт. 1 2 3 4 5 6 7
ПТ Производительность  труда, шт./чел. 1
Ц Цена единицы продукции, ден. ед. 100 97 94 91 88 85 82
ЗП Средняя зарплата одного человека, ден.ед./чел. 10 12 14 16 18 20 22
                 
                 
Таблица 4.Информация собрания акционеров.              
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
КП Количество продукции, выпущенной за прошедший период, тыс. шт. 3
ЦП Цена за одну штуку  продукции за прошедший период, ден. ед. 90
К Количество продукции, тыс. шт. 1 2 3 4 5 6 7
Ц Цена за одну штуку, ден. ед. 100 97 94 91 88 85 82
ВИ Валовые издержки, тыс. ден. ед. 130 204 232 264 300 350 414
Н Ставка налога на прибыль 24%            
                 
                 
4.2 Выходная информация                
                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 5. Данные, полученные в результате работы отдела маркетинга.
       
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
Ц Цена за единицу  продукции, ден.ед. 100 97 94 91 88 85 82
ВВ Валовая выручка, тыс. ден. ед. 100 194 282 364 440 508 574
ПД Предельный доход, тыс. ден. ед. 170 94 88 82 76 70 64
                 
                 
Таблица 6. Данные, полученные в результате работы бухгалтерии.          
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
ВИ Валовые издержки, тыс. ден. ед. 130 204 232 264 300 350 414
ИСП Издержки на средства производства, тыс. ден. ед. 120 180 190 200 210 230 260
ПИ Предельные издержки, тыс. ден. ед. 102 74 28 32 36 50 64
                 
                 
Таблица 7. Данные, полученные в результате работы отдела труда.          
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
Ч Численность работников, тыс. чел. 1 2 3 4 5 6 7
ДР Доход от одного работника, тыс. руб. 100 97 94 91 88 85 82
ИРС Издержки на рабочую  силу, тыс. руб 10 24 42 64 90 120 154
                 
                 
Таблица 8. Данные, полученные в результате работы собрания акционеров.      
Обозначение показателя Наименование показателя и единица его измерения Значение  показателя
П Прибыль, тыс. ден.ед. -30 -10 38 76 106 120 122
ПИ Предельные издержки, тыс. ден. ед. - - 28 32 36 50 64
ПД Предельный доход, тыс. ден. ед. - - 88 82 76 68 64
Нн Увеличение производства ( накопление), тыс. ден. ед. - - 10 10 10 20 30
Д Дивиденды, тыс. ден. ед. - - 4 8 11 12  12,2 
Б Объем займов в  банке, тыс. ден. ед. - - 18 22 26 30 34
 
 

4.3 Описание алгоритма расчета. 

      Отдел маркетинга, исходя из эластичности спроса, рассчитывает зависимость цен и  выручки от объема производства, направляет эти данные собранию акционеров. Отдел  труда на основе предельной производительности работника определяет необходимое число занятых при различных объемах производства, учитывая, что привлечение новых людей монополистом неизбежно увеличит зарплату вследствие повышения спроса на рабочую силу. А это ведет к росту издержек и снижению прибыли. Расчеты отдела труда передаются в бухгалтерию, которая определяет сумму валовых издержек  (себестоимости) и предельных издержек при разных планах производства. На основе этих данных и информации отдела маркетинга собрание акционеров принимает решение о наиболее выгодном плане выпуска продукции, цене, численности занятых, необходимости привлечения банковских кредитов.  

4.4 Алгоритм расчета. 

Работа  отдела маркетинга.

      Необходимо  определить зависимость между повышением объема производства и падением цены.

  1. При помощи формулы

    Э = -  ( прирост  К) / ( прирост Ц) мы находим цену за единицу продукции для каждого  объема производства.

    Например: 

    Прирост Ц = - прирост  К/ Э

    Прирост Ц = - 1/ 0,3≈ -3 , следовательно цена при новом  объеме производства цена будет равна:

    Цн = прирост  Ц + Ц

  1. определяется валовая выручка, ВВ – сумма, полученная при продаже всей продукции ( для каждого объема производства):

    ВВ= К*Ц

  1. определяется предельный ( дополнительный) доход, ПД – это разница в выручке, получаемая фирмой при повышении объема производства на единицу. Или это доход от продажи добавочной единицы ( в нашем случае 1 тысяча штук) товара:

    ПД = Прирост  ВВ

    Полученные  данные отправляются собранию акционеров.

    Работа  отдела труда.

          Задача  отдела труда – определить для  разных объемов производства, К, возможную численность работников, Ч, доход, приносимый одним работником, ДР, среднюю зарплату, издержки на рабочую силу, ИРС.

          Каждый  работник в среднем выпускает  одну штуку продукции, независимо от объема производства, т. е. в нашем случае дополнительная (предельная) производительность труда равна ее средней величине ПТ = 1шт./ чел. По числу привлекаемых работников рассчитывается средняя заработная плата. Дело в том , что фирма несовершенный конкурент, монополист. И рост числа занятых в ней вызовет значительное повышение спроса на рабочую силу в отрасли. Следовательно, увеличится и цена рабочей силы (зарплата). При выпуске 1 тыс. шт. продукции ЗП одного человека равна 10 ден. ед. Дополнительный наем каждой 1 тыс. чел. повышает зарплату одного человека на 2 ден.ед.

Информация о работе Максимизация прибыли несовершенного конкурента