Макроэкономическое равновесие заподных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия экономики и ее роли в развитии общества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие экономики и экономической системы;
рассмотреть типы экономических систем;
рассмотреть рыночную, командную и административную экономику;
рассмотреть основные проблемы экономики западных стран;
наметить основные проблемы и пути совершенствования белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ................................................5
1.1 Сущность экономики, цели и задачи. Экономическая система....................5
1.2 Типы экономических систем..........................................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИК ЗАПАДНЫХ СТРАН..........................13
2.1 Экономическое развитие США............................................................................13
2.2 Экономическое развитие стран Западной Европы.......................................14
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................18
3.1 Проблемы переходной экономики...............................................................18
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь..........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................

Работа содержит 1 файл

курсач(1).doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     С учетом изложенного подхода представляется целесообразным к 2010 г. -8-10-процентного, а в 2015 -уровня, не превышающего 5%. Это  позволит достаточно, хотя и сдержанно поддерживать перспективные производства, имеющие транзитивные трудности, и осуществить эффективные структурные изменения преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и развития конкурентоспособных производств.

     Политику  обменного курса в этот период необходимо ориентировать, во-первых, на поддерживание баланса спроса и предложения валюты; во-вторых, на достаточное стимулирование экспорта; в-третьих, на защиту отечественных товаропроизводителей от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, на создание достаточных золотовалютных резервов; в-пятых, на эффективную сбалансированность текущего и финансового счетов платежного баланса.

     С учетом более высоких темпов роста  ВВП в Беларуси по сравнению с мировыми, а также ожидаемого значительного повышения цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы уровень девальвации может быть ниже темпов инфляции на 3-5 процентных пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же рыночный) обменный курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в настоящее время - менее 20%).

     Расширение  денежной массы должно осуществляться с учетом названных инфляционно-девальвационных процессов, а также исходя из предложения сокращения скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетаризации экономики.

     Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий для воспроизводства и эффективного перелива капитала в значительной мере должно способствовать продолжение либерализации цен. Уже сегодня на рынке большинства товаров и услуг сложилась ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет диктата какого-либо монопольного производителя. Это состояние экономики особенно проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении окупаемых цен на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно-коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне, обеспечивающем стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением. При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую динамику роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма, стимулирующего снижение себестоимости услуг.

     Главным результатом реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. станет существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной базой нового постиндустриального общества. Достижение параметров основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и на этой основе существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень комплексного развития производительных сил ее регионов.

     В качестве ключевых направлений деятельности по активизации социально-экономического развития страны в будущем году определены:

     • сдерживание инфляции, в первую очередь за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения.

     Государственный бюджет играет главную роль в определении экономических факторов, влияющих на совокупный выпуск и доход. За январь-сентябрь 2009 года доходы республиканского бюджета составили 40,7 трлн. рублей, или 99,8 процента годового плана.

     Налога  на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, или 114,4 процента годового плана. За январь-сентябрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,7 трлн. рублей, или 89,7 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 8,8 трлн. рублей, или 99,4 процента годового плана.

     По  состоянию на 1 октября 2009 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 79,3 млрд. рублей и сократилась с начала года на 70,2 млрд. рублей.

     Расходы республиканского бюджета за январь- сентябрь 2009 года составили 36,3 трлн. рублей, или 82,5 процента годового плана.

     Расчеты по расходам государственных целевых  бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды.

Таблица 3.1 Исполнение республиканского бюджета за январь- сентябрь 2009 г., млрд. руб.

Показатели Уточненный  годовой план 2009года  Исполнено за январь- сентябрь т.г.  

Всего доходов

40789,3  40720,3  99,8
из  них:      
- налог  на прибыль 2465,5  2820,1  114,4
- налог  на добавленную стоимость 7491,4  6716,2  89,7
- акцизы 3102,8  3126,0  100,8

Всего расходов

43920,3  
36253,4 82,5
из  них:      
- общегосударственные  расходы 9703,5  7975,9  82,2
- национальная  экономика и ЖКХ 13726,3  11132,7  81,1
- расходы  на финансирование социальной  сферы (образование, культура  и искусство, кинематография, средства  массовой информации, здравоохранение,  физическая культура и спорт, социальная политика) 16699,7  14081,6  84,3
Превышение  доходов над расходами (+),

Дефицит (-)

3131,0  4466,9  
 

     Основными направлениями реформирования макроэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

     1. Оценка современного состояния  инновационной деятельности и  её соответствия потребностям реального сектора экономики;

     2. Инвестиционная политика по привлечению  средств в экономику Республики Беларусь;

     3. Развитие межотраслевых комплексов  и отраслей народного хозяйства на основе изучения потребностей внутреннего и внешних рынков в продукции комплекса (отрасли);

     4. Развитие внешнеэкономической деятельности, в первую очередь в рамках договора с Россией;

     5. Совершенствование механизма государственного  регулирования социально-экономическим развитием;

     6. Рациональное природопользование  и охрана окружающей среды;

     7. Развитие хозяйства областей  и г.Минска;

     10. Обеспечение экономической безопасности  и укрепление обороноспособности страны. [17]

     Объем валового внутреннего продукта, по оценке, в январе- сентябре 2009 г. составил в текущих ценах 116622,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем- сентябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 10,8%.

     Удельный  вес в ВВП добавленной стоимости  промышленности составил 29,4%, сельского хозяйства – 8,8%, строительства – 8,9%, транспорта и связи – 7,8%, торговли и общественного питания – 10,7%.

     Темпы роста добавленной стоимости  в основных отраслях экономики в  январе-сентябре 2009 г. к соответствующему периоду 2008 г. в сопоставимых ценах составили: промышленность – 116,7%, сельское хозяйство – 109,4 %, строительство – 122,7%, транспорт и связь – 106,1%, торговля и общественное питание – 118,8%.

     Дефлятор  валового внутреннего продукта в  январе-ноябре 2008 г. составил 121,4%.

     Таблица 3.2 Величина ВВП в 2009 году

  НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП РЕАЛЬНЫЙ  ВВП
текущие цены, млрд. руб. 2009 г. 2009 г.
1 кв.  2 кв. 1 кв.  2 кв.
Валовой внутренний продукт   25802,5  30149,1 18346,0  19480,8
  в  том числе:        
расходы на конечное потребление   18880,0 21109,8 14027,2  14575,9
домашних  хозяйств  13785,4  15144,7 10469,5  10970,4
  государственных  учреждений  4777,7  5627,8 3337,6  3372,1
  некоммерческих организаций,

       обслуживающих домашние 

       хозяйства

316,9  337,3 220,1  233,4
 валовое накопление  7003,0  10321,6 6612,8  8598,7
 валовое  накопление основного    капитала        6561,1        9777,3 6374,8  8219,8
   чистый экспорт 441,9  544,3 238,0  378,9
  импорт  19306,1  22205,1    
экспорт  19751,3  24167,8    
статистическое  расхождение   364,7  680,4 -625,8       -766,3
 

    В январе-сентябре 2009 г. объем произведенной продукции (работ, услуг) в текущих ценах составил 118,9 трлн. рублей. Индекс физического объема продукции промышленности к уровню аналогичного периода прошлого года составил 112,7%.

    В январе-сентябре 2009 г. потребительских товаров произведено на сумму 22,8 трлн. рублей, что к уровню соответствующего периода 2008 года составило 112,4%.

    Темп  роста потребительских товаров  Брестской области составил 112,2%, Витебской – 116,6%, Гомельской – 112,7%, Гродненской – 113,4%, г.Минска – 112%, Минской – 109,8%, Могилевской – 112,1%

    В январе-сентябре 2009 г. на строительство жилых домов использовано 5,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 18,1% к их общему объему и 119,2% к уровню января-ноября 2008 г. Построено 49 тыс. новых квартир общей площадью 4311,3 тыс. квадратных метров, что на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года и 82,9% к предусмотренному заданию на год. Прирост ввода общей площади жилья обеспечен, главным образом, за счет средств населения (2064 тыс. квадратных метров, или 47,9% от общего ввода жилья) и льготных кредитов банков (соответственно 1630,5 тыс. квадратных метров и 37,8%).

    В январе-сентябре 2009 г. на развитие экономики и социальной сферы инвестиции в основной капитал использованы в объеме 30,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 121,9% к уровню январе-сентября 2008 г. Доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составила 26,1% (в январе-ноябре 2008 г. – 24,7%).

    За  этот период строительно-монтажные работы выполнены на 13,3 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 21,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

     По  предварительным данным Национального  банка Республики Беларусь объем  внешней  торговли  товарами  и  услугами  за  январь-август 2009 г. составил 34,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 15,3 млрд. долларов, импорт – 18,8  млрд.  долларов.  К  уровню  января-августа 2008  г.  из  расчета  в фактических  ценах  объем  внешней  торговли  товарами  и  услугами  составил 61,9% при прогнозе на 2009 год – 116,2-117,7%, экспорт – 57,6% (прогноз – 117-118,5%), импорт – 65,8% (прогноз – 115,5-117%).

     В  январе-августе 2009 г.  сальдо  внешней  торговли  товарами  и услугами  сложилось  отрицательное  и  составило 3595,9 млн.  долларов  (по  прогнозу  на 2009  год допустимая  величина  отрицательного  сальдо составляет 1470-1500  млн. долларов),  в том числе сальдо  внешней торговли товарами – отрицательное в объеме 4504,1  млн.  долларов,  услугами – положительное в размере 908,2 млн. долларов.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие заподных стран