Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия экономики и ее роли в развитии общества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие экономики и экономической системы;
рассмотреть типы экономических систем;
рассмотреть рыночную, командную и административную экономику;
рассмотреть основные проблемы экономики западных стран;
наметить основные проблемы и пути совершенствования белорусской экономики.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ................................................5
1.1 Сущность экономики, цели и задачи. Экономическая система....................5
1.2 Типы экономических систем..........................................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИК ЗАПАДНЫХ СТРАН..........................13
2.1 Экономическое развитие США............................................................................13
2.2 Экономическое развитие стран Западной Европы.......................................14
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................18
3.1 Проблемы переходной экономики...............................................................18
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь..........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................
С
учетом изложенного подхода
Политику обменного курса в этот период необходимо ориентировать, во-первых, на поддерживание баланса спроса и предложения валюты; во-вторых, на достаточное стимулирование экспорта; в-третьих, на защиту отечественных товаропроизводителей от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, на создание достаточных золотовалютных резервов; в-пятых, на эффективную сбалансированность текущего и финансового счетов платежного баланса.
С учетом более высоких темпов роста ВВП в Беларуси по сравнению с мировыми, а также ожидаемого значительного повышения цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы уровень девальвации может быть ниже темпов инфляции на 3-5 процентных пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же рыночный) обменный курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в настоящее время - менее 20%).
Расширение денежной массы должно осуществляться с учетом названных инфляционно-девальвационных процессов, а также исходя из предложения сокращения скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетаризации экономики.
Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий для воспроизводства и эффективного перелива капитала в значительной мере должно способствовать продолжение либерализации цен. Уже сегодня на рынке большинства товаров и услуг сложилась ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет диктата какого-либо монопольного производителя. Это состояние экономики особенно проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении окупаемых цен на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно-коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне, обеспечивающем стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением. При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую динамику роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма, стимулирующего снижение себестоимости услуг.
Главным результатом реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. станет существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной базой нового постиндустриального общества. Достижение параметров основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и на этой основе существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень комплексного развития производительных сил ее регионов.
В качестве ключевых направлений деятельности по активизации социально-экономического развития страны в будущем году определены:
• сдерживание инфляции, в первую очередь за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения.
Государственный бюджет играет главную роль в определении экономических факторов, влияющих на совокупный выпуск и доход. За январь-сентябрь 2009 года доходы республиканского бюджета составили 40,7 трлн. рублей, или 99,8 процента годового плана.
Налога на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, или 114,4 процента годового плана. За январь-сентябрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,7 трлн. рублей, или 89,7 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 8,8 трлн. рублей, или 99,4 процента годового плана.
По состоянию на 1 октября 2009 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 79,3 млрд. рублей и сократилась с начала года на 70,2 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за январь- сентябрь 2009 года составили 36,3 трлн. рублей, или 82,5 процента годового плана.
Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды.
Таблица 3.1 Исполнение республиканского бюджета за январь- сентябрь 2009 г., млрд. руб.
Показатели | Уточненный годовой план | 2009года | Исполнено за январь- сентябрь т.г. |
Всего доходов |
40789,3 | 40720,3 | 99,8 |
из них: | |||
- налог на прибыль | 2465,5 | 2820,1 | 114,4 |
- налог на добавленную стоимость | 7491,4 | 6716,2 | 89,7 |
- акцизы | 3102,8 | 3126,0 | 100,8 |
Всего расходов |
43920,3 |
36253,4 | 82,5 |
из них: | |||
- общегосударственные расходы | 9703,5 | 7975,9 | 82,2 |
- национальная экономика и ЖКХ | 13726,3 | 11132,7 | 81,1 |
- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) | 16699,7 | 14081,6 | 84,3 |
Превышение
доходов над расходами (+),
Дефицит (-) |
3131,0 | 4466,9 |
Основными направлениями реформирования макроэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе являются:
1. Оценка современного состояния инновационной деятельности и её соответствия потребностям реального сектора экономики;
2.
Инвестиционная политика по
3.
Развитие межотраслевых
4.
Развитие внешнеэкономической
5.
Совершенствование механизма
6.
Рациональное
7. Развитие хозяйства областей и г.Минска;
10.
Обеспечение экономической
Объем валового внутреннего продукта, по оценке, в январе- сентябре 2009 г. составил в текущих ценах 116622,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем- сентябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 10,8%.
Удельный
вес в ВВП добавленной
Темпы роста добавленной стоимости в основных отраслях экономики в январе-сентябре 2009 г. к соответствующему периоду 2008 г. в сопоставимых ценах составили: промышленность – 116,7%, сельское хозяйство – 109,4 %, строительство – 122,7%, транспорт и связь – 106,1%, торговля и общественное питание – 118,8%.
Дефлятор валового внутреннего продукта в январе-ноябре 2008 г. составил 121,4%.
Таблица 3.2 Величина ВВП в 2009 году
НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП | РЕАЛЬНЫЙ ВВП | |||
текущие цены, млрд. руб. | 2009 г. | 2009 г. | ||
1 кв. | 2 кв. | 1 кв. | 2 кв. | |
Валовой внутренний продукт | 25802,5 | 30149,1 | 18346,0 | 19480,8 |
в том числе: | ||||
расходы на конечное потребление | 18880,0 | 21109,8 | 14027,2 | 14575,9 |
домашних хозяйств | 13785,4 | 15144,7 | 10469,5 | 10970,4 |
государственных учреждений | 4777,7 | 5627,8 | 3337,6 | 3372,1 |
некоммерческих организаций,
обслуживающих домашние хозяйства |
316,9 | 337,3 | 220,1 | 233,4 |
валовое накопление | 7003,0 | 10321,6 | 6612,8 | 8598,7 |
валовое накопление основного капитала | 6561,1 | 9777,3 | 6374,8 | 8219,8 |
чистый экспорт | 441,9 | 544,3 | 238,0 | 378,9 |
импорт | 19306,1 | 22205,1 | ||
экспорт | 19751,3 | 24167,8 | ||
статистическое расхождение | 364,7 | 680,4 | -625,8 | -766,3 |
В январе-сентябре 2009 г. объем произведенной продукции (работ, услуг) в текущих ценах составил 118,9 трлн. рублей. Индекс физического объема продукции промышленности к уровню аналогичного периода прошлого года составил 112,7%.
В январе-сентябре 2009 г. потребительских товаров произведено на сумму 22,8 трлн. рублей, что к уровню соответствующего периода 2008 года составило 112,4%.
Темп роста потребительских товаров Брестской области составил 112,2%, Витебской – 116,6%, Гомельской – 112,7%, Гродненской – 113,4%, г.Минска – 112%, Минской – 109,8%, Могилевской – 112,1%
В январе-сентябре 2009 г. на строительство жилых домов использовано 5,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 18,1% к их общему объему и 119,2% к уровню января-ноября 2008 г. Построено 49 тыс. новых квартир общей площадью 4311,3 тыс. квадратных метров, что на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года и 82,9% к предусмотренному заданию на год. Прирост ввода общей площади жилья обеспечен, главным образом, за счет средств населения (2064 тыс. квадратных метров, или 47,9% от общего ввода жилья) и льготных кредитов банков (соответственно 1630,5 тыс. квадратных метров и 37,8%).
В январе-сентябре 2009 г. на развитие экономики и социальной сферы инвестиции в основной капитал использованы в объеме 30,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 121,9% к уровню январе-сентября 2008 г. Доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составила 26,1% (в январе-ноябре 2008 г. – 24,7%).
За этот период строительно-монтажные работы выполнены на 13,3 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 21,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
По предварительным данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за январь-август 2009 г. составил 34,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 15,3 млрд. долларов, импорт – 18,8 млрд. долларов. К уровню января-августа 2008 г. из расчета в фактических ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 61,9% при прогнозе на 2009 год – 116,2-117,7%, экспорт – 57,6% (прогноз – 117-118,5%), импорт – 65,8% (прогноз – 115,5-117%).
В январе-августе 2009 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 3595,9 млн. долларов (по прогнозу на 2009 год допустимая величина отрицательного сальдо составляет 1470-1500 млн. долларов), в том числе сальдо внешней торговли товарами – отрицательное в объеме 4504,1 млн. долларов, услугами – положительное в размере 908,2 млн. долларов.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие заподных стран