Макроэкономическое равновесие заподных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия экономики и ее роли в развитии общества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие экономики и экономической системы;
рассмотреть типы экономических систем;
рассмотреть рыночную, командную и административную экономику;
рассмотреть основные проблемы экономики западных стран;
наметить основные проблемы и пути совершенствования белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ................................................5
1.1 Сущность экономики, цели и задачи. Экономическая система....................5
1.2 Типы экономических систем..........................................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИК ЗАПАДНЫХ СТРАН..........................13
2.1 Экономическое развитие США............................................................................13
2.2 Экономическое развитие стран Западной Европы.......................................14
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................18
3.1 Проблемы переходной экономики...............................................................18
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь..........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................

Работа содержит 1 файл

курсач(1).doc

— 242.50 Кб (Скачать)

      Отраслями европейской экономики, обеспечивающие ей глобальную конкурентоспособность являются:

  • авиастроение (Франция, Германия, Великобритания);
  • банковская деятельность (Великобритания, Нидерланды, Германия, Испания);
  • биотехнологии (Германия);
  • автомобилестроение (Германия, Франция);
  • цифровое телевидение (Франция);
  • финансовые услуги (Великобритания, Люксембург);
  • страхование (Нидерланды);
  • мобильная связь (Финляндия, Швеция, Великобритания);
  • издательское дело (Германия);
  • программное обеспечение (Германия, Бельгия, Ирландия);
  • текстиль (Италия);
  • водоснабжение (Франция).

          В условиях современной глобальной экономики  структурные преобразования в национальном хозяйстве имеют немаловажную роль как для одной отдельно взятой страны, так и для интеграции данной страны в систему мирохозяйственных связей. Наиболее существенными видами структурных изменений можно считать следующие:

       изменение отраслевой структуры экономики (доли в производстве ВВП хозяйства, промышленности и сферы услуг, а также внутри отраслевые пропорции (доля высокотехнологичных, наукоемких отраслей по отношению к традиционным);

       изменение структуры современной смешанной экономики (соотношение государственного и частного секторов национального хозяйства);

       изменение структуры занятости населения.

      Интересно, что на примере ЕС можно рассмотреть как позитивный опыт структурных преобразований, так и отметить его некоторые негативные черты. Прежде всего стоит упомянуть то, что EG не является однородной группировкой государств: в Союз входят как страны с либерально-рыночной, англосаксонской макроэкономической моделью развития (Великобритания, Ирландия), так и наиболее характерные страны-представители социально-рыночной экономики (Германия, Франция, Швеция и др.).

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

      3.1 Проблемы переходной  экономики 

      Основной  особенностью экономики, унаследованной от плановой системы, является ее глубокая несбалансированность, проявляющаяся  по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, это неравномерность развития отдельных секторов и отраслей экономики. Во-вторых, это неравномерность технико-технологического оснащения различных производств и отдельных предприятий [18, с.26].

      Переходный период к рыночной экономике является периодом не только собственно перехода к рынку, но и формирования и становления социально ориентированной рыночной экономики.

      В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития национальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы [8, с.49].

      Рассмотрение  некоторых моделей рыночной экономики  показывает, что не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна исходя из признанных ею целей, идеологии, уровня развития экономики, обеспеченности ресурсами по-своему решает социальные проблемы общества, создает свою модель рыночной экономики.

    Одна  из основных проблем белорусской  экономики является своего рода "оборотной стороной" быстрого экономического роста. Республика, напомним, не имеет собственных сырьевых ресурсов, потребности в которых растут с ростом промышленного производства. Расширение инвестиционной деятельности приводит к увеличению потребности в инвестиционных ресурсах, в том числе машинах, оборудовании, механизмах, значительную часть которых также приходится закупать за рубежом. В результате за последние годы увеличилось отрицательное сальдо торгового баланса республики. Как видно, отрицательное сальдо торгового баланса не только выросло, но и "переместилось" за рассматриваемый период с торговли с Россией на торговлю с другими странами (важно отметить при этом, что около трети внешнеторгового оборота с Россией приходится на бартерную торговлю).

      Что же касается выбора в качестве перспективной  модели социально ориентированной рыночной экономики для Республики Беларусь, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. Однако, определяя свою модель рыночной экономики, необходимо учитывать зарубежный опыт решения социальных проблем [6, с.43].

      Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимально большего числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов в целях оказания социальных услуг населению.

      Во-вторых, социально ориентированная экономика  – это, прежде всего экономика, позволяющая  создавать необходимые условия  для самостоятельного обеспечения  индивидами достойного уровня жизни. Поэтому суть социальной ориентации рыночной экономики следует видеть не в том, чтобы осуществлять максимально широкую социальную помощь, а в том, чтобы создавать такие условия, когда благосостояние будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной и инициативной деятельностью граждан. Если же такая деятельность невозможна или затруднена по не зависящим от субъекта причинам, государство должно оказывать поддержку, частично компенсируя утрачиваемые доходы, но, разумеется, не гарантируя максимальные.

      В-третьих, проводя социальную политику, направленную на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных социальных проблем граждан, следует учитывать менталитет людей, нашу отечественную, унаследованную от прошлого специфику. Ведь политика государственных гарантий, проводимая до этого многие десятилетия и опиравшаяся на господствующую идеологию патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их тем самым действенных стимулов к борьбе за существование и самореализацию. Поэтому в переходный период не все смогут воспользоваться предоставленной возможностью самореализации и самообеспечения. Не учитывать этого обстоятельства нельзя, ибо это может привести к расколу общества на тех, кто уже способен действовать без поддержки, и тех, кто не может без нее прожить, к обострению социальной напряженности [6, с.45].

      В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она должна включать в себя и защиту лиц, участвующих в общественном производстве, и, прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охрана труда и др.) и его оплаты (установление минимальной заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

      В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика - это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать экономический рост. Ведь именно достигнутый уровень развития экономики, как свидетельствует мировой опыт, является определяющим фактором преобразований в социальной сфере.

      Таким образом, основными проблемами экономики является ее глубокая несбалансированность, проявляющаяся по крайней мере в двух аспектах. Прежде всего - это неравномерность развития отдельных секторов и отраслей экономики и неравномерность технико-технологического оснащения различных производств и отдельных предприятий. Учитывая зарубежный опыт и оценивая в целом объективные возможности перехода нашей республики к собственной модели социально ориентированной рыночной экономики, необходимо исходить прежде всего из достигнутого уровня развития отечественной экономики, а не из происходящих политических и экономико-политических процессов. И только по мере обеспечения высокого уровня развития экономики будут созданы экономические предпосылки для практического осуществления модели социально ориентированной рыночной экономики. 

     3.2 Перспективы развития  экономики Республики  Беларусь 

     Основной  целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную перспективу  является поддержание высоких темпов роста основного макроэкономического  показателя - валового внутреннего продукта (ВВП). Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси.[5, c.145]

     Для эффективного достижения названной  цели важно видеть средства и механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, использовании методов административного принуждения производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим возможностям.

     Привлечение инвестиций в экономику страны предполагает рост валовых сбережений домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений, их использование в возрастающей доле на валовое накопление и инвестиции в основной капитал при постепенном снижении доли финансовых операций (накопление валютных резервов, вывоз капитала, чистое погашение государственного долга и пр.).

     Следует отметить, что наибольший вклад в  динамику ВВП со стороны спроса вносит потребление домашних хозяйств. Однако в последние два года рост платежеспособного спроса населения в значительной мере покрывается импортом, что объясняет снижение ВВП за счет этого фактора. В целом, хотя экспортный спрос в реальном выражении возрастал, влияние внешней составляющей на динамику ВВП в последние годы было в основном отрицательным, вследствие чего представляется весьма актуальной проблема импортозамещения.

     С учетом сложившегося соотношения экспорта, импорта и валового национального  располагаемого дохода, а также зависимости  производства от импортируемого сырья, материалов и комплектующих в  результате развития импортозамещения в перспективном периоде прирост ВВП целесообразно на 40-50 % инициировать внешним спросом и на 50-60% - внутренним. Доля прироста за счет изменения внутреннего спроса может быть несколько меньшей в случае значительного привлечения в экономику страны зарубежных инвестиций, ориентированных на наиболее передовые иностранные технологии. Удовлетворение внутреннего спроса на инвестиционные товары предполагается обеспечивать преимущественно за счет их импорта. С учетом последнего в Беларуси вполне допустимо отрицательное сальдо внешней торговли товаров и услуг. Это, однако, не означает роста внешнего государственного долга, который будет покрываться иностранными инвестициями.

     Для достижения высоких темпов роста  производства и доходов населения принципиальным элементом макроэкономической политики является ее ориентация на развитие предприятий с высокой добавленной стоимостью, которая характерна для наукоемких, высокотехнологичных, финишных производств. Наоборот, в добывающих отраслях, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не столь значительна.

     Обеспечить  высокие темпы роста ВВП в  долгосрочной перспективе способны адекватные налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая политики, которые  должны содействовать финансовому  оздоровлению предприятий реального сектора экономики, создавать нормальный деловой и инвестиционный климат в стране, а также благоприятные стимулирующие условия ускорения воспроизводственных процессов.

     Денежно-кредитную  политику целесообразно основывать на прямом инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое ограничение инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной политике чревато стагнацией производства.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие заподных стран