Макроэкономическое равновесие заподных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия экономики и ее роли в развитии общества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие экономики и экономической системы;
рассмотреть типы экономических систем;
рассмотреть рыночную, командную и административную экономику;
рассмотреть основные проблемы экономики западных стран;
наметить основные проблемы и пути совершенствования белорусской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ................................................5
1.1 Сущность экономики, цели и задачи. Экономическая система....................5
1.2 Типы экономических систем..........................................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИК ЗАПАДНЫХ СТРАН..........................13
2.1 Экономическое развитие США............................................................................13
2.2 Экономическое развитие стран Западной Европы.......................................14
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................18
3.1 Проблемы переходной экономики...............................................................18
3.2 Перспективы развития экономики Республики Беларусь..........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................

Работа содержит 1 файл

курсач(1).doc

— 242.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ................................................5

1.1 Сущность экономики, цели и задачи. Экономическая система....................5

1.2 Типы экономических систем..........................................................................9

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭКОНОМИК ЗАПАДНЫХ СТРАН..........................13

2.1 Экономическое  развитие США............................................................................13

2.2 Экономическое  развитие стран Западной Европы.......................................14

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................18

3.1 Проблемы переходной  экономики...............................................................18

3.2 Перспективы  развития экономики Республики  Беларусь..........................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................34

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................36 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Экономика выступает как результат исторического  процесса общественного разделения труда, обобществления производства. Макроэкономика предстает как "единый народнохозяйственный комплекс". Микроэкономика выглядит как обособленное производство или предприятие, которое дополняется такими же "экономическими клетками".

      Рыночная  экономика основана на системе экономических  стимулов и санкций потребителя  и производителя через денежную оценку общественной значимости продукта труда. Административная система экономики основана на государственной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых государственными органами.

      В качестве проблем экономического развития признаются использование ограниченных ресурсов, комбинация факторов производства, взаимосвязь элементов производительных сил, состояние материально-технической базы общества, что определяет содержание многих отраслевых экономических наук.

      Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема курсовой работы весьма актуальна.

      Объект  и предмет исследования - роль экономики в жизни общества.

      Целью данной курсовой работы является изучение понятия экономики и ее роли в  развитии общества.

      Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • изучить понятие экономики и экономической системы;
    • рассмотреть типы экономических систем;
    • рассмотреть рыночную, командную и административную экономику;
    • рассмотреть основные проблемы экономики западных стран;
    • наметить основные проблемы и пути совершенствования белорусской экономики.

      Поставленные  цель и задачи обусловили структуру  курсовой работы, которая состоит  из введения, 3 глав и заключения.

      Первый  раздел посвящен изучению сущности экономики.

      Второй  раздел посвящен  изучению экономических  систем западных стран и их роли в развитии общества.

        В третьем разделе рассмотрены  основные проблемы экономики  Республики Беларусь.

      В заключении приводятся выводы, которые  были получены в результате написания  курсовой работы. Завершает курсовую работу список использованных источников.

      Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования такие  как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа и группировки данных.

      Для полного раскрытия темы курсовой работы использовались    учебные пособия по авторов, изучающих данную тему (Базылев Н.И., Макконнелл К.Р., Мамедов О.Ю.), а также использовалась периодическая литература.

      Необходимо  отметить, что тема курсового исследования раскрыта в литературе в достаточном объеме.  

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 

      1.1 Сущность экономики, цели и задачи. Экономическая система 

      Понятия "экономика" (от греческого "ойкос " — дом, хозяйство, "номос" — закон) и "экономический" очень часто используются при характеристике общественного производства.

      Слово «экономика» впервые стали употреблять  в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага. За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну. Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира. В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность. Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?[6, c.111]

      Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

      Выход из этого тупикового положения был  найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят  в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.

      100 веков назад люди начали вести  хозяйство, чтобы обеспечить себя  необходимыми жизненными благами.

      В условиях рынка у людей возникает  масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?

      При "технологическом" подходе экономика  предстает как взаимосвязанные  отрасли или виды производств, региональные комплексы. Она воспринимается скорее всего как большая "производственная машина".

      Экономика выступает как результат исторического  процесса общественного разделения труда, обобществления производства. В качестве проблем экономического развития признаются использование ограниченных ресурсов, комбинация факторов производства, взаимосвязь элементов производительных сил, состояние материально-технической базы общества, что определяет содержание многих отраслевых экономических наук. Макроэкономика предстает как "единый народнохозяйственный комплекс". Микроэкономика выглядит как обособленное производство или предприятие, которое дополняется такими же "экономическими клетками".

      В другом случае, при "базисно экономическом" подходе, экономика рассматривается  как общественный процесс присвоения, совокупность хозяйствующих субъектов  как носителей материальных интересов. Такая трактовка предполагает анализ определенного состояния собственности, ответственности, а также экономического сознания и экономической культуры. В качестве проблем развития обозначаются формы и методы хозяйствования [17, с.32].

      На  макроуровне экономика предстает  как сложные процессы взаимодействия совокупного спроса и предложения, достижения макроэкономического равновесия, распределения валового национального продукта и национального дохода, как конгломерат хозяйствующих субъектов, включая и участие профсоюза, государства, ассоциаций и т.д. Что касается микроэкономики, то она воспринимается как обособленный хозяйствующий субъект (фирма), который самореализуется в определенных отношениях с другими субъектами с учетом осознанных экономических интересов и целей предпринимательской деятельности.

      Что касается понятия "национальная экономика", то оно используется прежде всего  для обозначения специфической  модели хозяйствования в рамках определенной страны с присущими ей национальными  особенностями и традициями, функционирующей  с учетом достижения экономического суверенитета и вступающей в комплекс мирохозяйственных связей как самостоятельный субъект. Здесь вполне допустимо выделять отдельные подсистемы, функции, цели и задачи экономического развития.

      "Технологический"  подход достаточно конструктивен при выявлении количественных характеристик, в первую очередь уровня развития материально-технической базы. "Базисный" подход более приемлем для исследования экономики как качественного образования.

      Неслучайно  в понятие "экономической системы" вкладывается и более узкий смысл. Она предстает порой как некая качественная или "видовая" характеристика экономики вообще. Так, соседние страны могут иметь одинаковый уровень развития техники, но разные экономические системы, что незамедлительно отражается и на общем состоянии тех же производительных сил уже в кратковременной перспективе. Здесь экономическая система характеризует "экономику" с точки зрения функциональных свойств, единения или взаимного дополнения экономических интересов, выступает как экономическая среда [17, с.33].

      Важно также фиксировать отличие экономической  системы от способа производства, "стадии экономического роста", "экономического порядка", наконец, "хозяйственного механизма".

      Так, если "экономический порядок" призван определить идеальный образ хозяйственных процессов в национальной модели хозяйствования, то "хозяйственный механизм" концентрирует совокупность уже реально складывающихся форм и методов хозяйствования.[13, c.21]

      Выделение "экономической системы" означает движение:

  • от "идеального к реальному";
  • от вторичного к первичному в экономической жизни;
  • от хозяйственного к экономическому;
  • от правил" хозяйствования" к определению "принципов организации" экономической жизни.

      На  первый план выдвигаются вопросы  формирования и реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, состояния и эволюции экономического сознания [17, с.35].

      Экономическую систему отличают целостность, наличие интегративного качества, тесная взаимосвязь исходных элементов и подсистем, задействование взаимосвязей различных типов.

      Внутренняя  упорядоченность (или структура) детерминирует  многие основные свойства экономической системы. Рано или поздно приходится считаться со сложившимися материальными, энергетическими и информационными взаимосвязями, имеющимися ресурсами, достигнутой мерой упорядоченности, качественной и функциональной определенностью системы.

      Экономическая система может быть представлена как концептуальная и как эмпирическая. В первом случае речь идет о совокупности идей, теоретических положений. Они необходимы для объяснения реальной действительности или для определения модели будущего. Такая система может и не иметь аналога в реальном мире. Эмпирическая экономическая система базируется на концептуальной модели, но представляется как совокупность реальных хозяйствующих субъектов, отношений и взаимосвязей.[9, c.21]

      В рамках национальной экономики, как  сверхсистемы, есть все основания  выделять отдельные подсистемы, блоки  или элементы, а также соответствующие уровни. Так, определенной функции вполне соответствуют, например, денежно-кредитная или финансовая подсистемы и т.д. Вслед за домашним хозяйством выделяются предпринимательская фирма, ассоциация, профсоюз и государство, между которыми выделяются сложные взаимосвязи. 

      1.2 Типы экономических систем 

Информация о работе Макроэкономическое равновесие заподных стран