Макроэкономические показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:28, доклад

Описание работы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие увеличение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

Работа содержит 1 файл

102_answer.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

В пределах отдельных отраслей существуют внутриотраслевые пропорции –

соотношения между подотраслями и между предприятиями, формирующими отрасль (например, производство чугуна и стали, мяса и молока и т.п.).

Существуют и внутрихозяйственные пропорции – соотношения внутри отдельных предприятий и фирм.

Поскольку национальная экономика связана с внешним рынком, то существует и международные внешнеэкономические пропорции – соотношения между национальными хозяйствами.

Отмеченные пропорции требуют соблюдения, так как без этого экономика не может развиваться. Так что можно говорить о действии объективного закона пропорционального развития.

Пропорции не являются раз и навсегда данными. Они весьма динамичны, особенно в современных условиях. Динамичность пропорций обусловлена:

1) изменениями в структуре общественных потребностей – они требуют изменений и в структуре производства;

2) изменением факторов производства, меняющих производственные возможности страны: состав и качество рабочей силы, средств производства, природных ресурсов и условий;

3) действием научно-технического прогресса. Прежде всего он влияет на производство, так как обусловливает появление новой техники, материалов, технологий;

4) действием внешнеэкономических и политических факторов. Например, распад СССР коренным образом изменил воспроизводственные пропорции в российской экономике. Введение в США ограничительных тарифов на ввозимый из России металл вызвал изменения пропорций в российской металлургической промышленности.

Изменение воспроизводственных пропорций обеспечивает движение инвестиций и находит отражение в темпах роста соответствующих отраслей и сфер производства – где-то они оказываются выше средних, где-то – ниже, а где-то происходит абсолютное сокращение производства.

Особенностью рыночной экономики является то, что воспроизводственные пропорции устанавливаются в ней через действие закона спроса и предложения.

Этот закон, действуя в отношении отдельных товаров, обусловливает взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения, соотношение между которыми характеризует важнейшую макроэкономическую пропорцию.

Стержневое положение соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением в системе общественного воспроизводства требует их отдельного рассмотрения.

 

Совокупный спрос и его факторы

 

Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. Мы уже говорили о совокупном общественном продукте, совокупном капитале, совокупной рабочей силе, обращая внимание на то, что в этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство. Подобное единство следует видеть и в совокупном спросе и в совокупном предложении.

Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны.

Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже известная нам формула Фишера

MV = PQ,

где М – денежная масса страны,

V – скорость оборота денег,

Р – средний уровень цен товаров,

Q – товарная масса, находящаяся на рынках страны позволяет через произведение MV обозначить совокупный спрос, а через второе произведение PQ – валовой национальный продукт.

Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия.

Во-первых, мы знаем, что величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период.

Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии.

В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные. Перечислим их.

1. Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С).

2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I).

3. Государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ (G).

4. Иностранные покупатели товаров, которые данная страна поставляет на экспорт (е).

Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:

AD = C + I + G + e .

Однако формула указывает на возможность количественного несовпадения совокупного спроса и ВНП по всем их составляющим. Так, последний элемент совокупного спроса е обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт. Более того, сумма C + I + G в формуле совокупного спроса может не совпадать с подобной суммой в формуле ВНП, так как спрос со стороны населения, компаний и государства может частично удовлетворяться за счет импорта. Впрочем, если сбалансировать подобный импорт с экспортом, то в этом случае е будет выражать чистый экспорт.

Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку.

К ценовым факторам совокупного спроса относится средненациональный уровень цен на товары как объект спроса. Воздействие данного фактора на совокупный спрос иллюстрируется с помощью кривой спроса (рис. 3.2).

На вертикальной оси представленного рисунка откладывается средненациональный уровень цен, на горизонтальной – реальный объем товаров, которые покупатели готовы приобрести при любом из возможных уровне цен. С помощью кривой AD хорошо показана обратная зависимость спроса от цен. Эта зависимость обусловлена рядом экономических эффектов.

 

1. Эффект дохода. Повышение цен, как мы знаем, обесценивает доходы покупателей, и на прежние доходы они уже могут купить меньше товаров.

2. Эффект процентной ставки. Повышение уровня цен влечет спрос на деньги и, соответственно, вызывает рост процентной ставки, что, в свою очередь, ведет к уменьшению спроса на потребительские и инвестиционные товары. Тем более, что высокая ставка может увеличивать размеры вкладов, отвлекая деньги от спроса на товары.

3. Эффект импортных закупок. Спрос на производимые в стране товары при повышении цен на них обычно падает, если при этом не изменились цены на импортные товары. Если же происходит рост цен на импорт, то это может вести к росту спроса на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 г. и девальвации рубля.

Теперь рассмотрим неценовые факторы совокупного спроса.

1. Общий уровень потребностей в обществе, поскольку в основе спроса лежат потребности.

2. Численность субъектов, предъявляющих спрос, в том числе число семей, имеющих личное подсобное хозяйство. Очевидно, что наличие семей, ведущих натуральное хозяйство, уменьшает совокупный спрос, который предъявляется на рынках страны.

3. Степень открытости национальной экономики, позволяющая быть субъектами совокупного спроса иностранцам. В этом случае важным фактором спроса становится конкурентоспособность товаров, могущих быть объектом экспорта.

4. Уровень доходов субъектов экономики, степень развитости кредитных отношений, поскольку спрос может быть предъявлен и за счет взятых ссуд.

5. Экономическая конъюнктура – возникновение кризисной ситуации в экономике уменьшает совокупный спрос, прежде всего спрос на инвестиционные товары, подъем экономики ведет к его росту.

6. Ожидания субъектов экономики, в том числе потребительские ожидания. Ожидание повышения цен, исчезновения нужных товаров обычно влечет рост спроса. Подобным образом действует и ожидание повышения доходов покупателей.

7. Уровень государственных расходов, а также налоговая политика государства. Рост расходов государства, а также снижение налогов увеличивает величину совокупного спроса, и наоборот.

8. Склонность субъектов экономики (населения) к сбережению и, соответственно, к потреблению. При одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля дохода тратится, какая сберегается, поскольку именно готовность расходовать имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная склонность к сбережению. Данный фактор заслуживает особого внимания, поскольку с ним связано действие мультипликатора совокупного спроса.

Предельная склонность к сбережению (MPS) характеризует долю прироста дохода ( Y), идущую на сбережение, означая прирост сбережения ( S) :

Если, к примеру, доход субъектов экономики возрос на 100 ед., из них 75 ед. составили расходы, а 25 ед. сберегается, то предельная склонность к сбережению (MPS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению совокупный спрос в результате роста доходов на 100 ед. возрастет на 400 ед. в соответствии с мультипликатором, равным 4. Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения единицы, за которую взят весь прирост дохода, к доле сберегаемой части этого дохода – 1/4:

Мультипликационный эффект здесь проявляется потому, что часть прироста дохода, предназначенная на потребление (75 ед.), расходуясь одними лицами (покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и также делятся на сбережения и расходы и т.д. до последней денежной единицы.

Сумма совокупных расходов составит 400, обусловливая соответствующий прирост совокупного спроса. В свою очередь, сумма сбережений в конечном итоге будет равна первоначальному приросту дохода. Благодаря этому происходит восстановление нарушенного приростом дохода равенства между совокупным спросом и совокупным предложением.

Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения.

Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров. Очевидно, что высокая доля уменьшает совокупный спрос на отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту. Вместе с предельной склонностью к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. Если, например, вместе с налогом сберегается 1/4 часть дохода и на импорт предназначена 1/4 часть прироста того же дохода, то сложный мультипликатор составит 2:

В завершение нашего анализа неценовых факторов спроса добавим, что графически их действие иллюстрируется путем смещения кривой совокупного спроса вправо или влево от ее исходного положения.

 

Совокупное предложение и его взаимодействие с совокупным спросом

 

Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.

Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.

Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.

Знание источников совокупного предложения позволяет лучше увидеть его факторы. Они также делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение, и наоборот. Подобная зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения:

Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Показанная на рисунке зависимость совокупного спроса от уровня цен возникает вследствие следующих причин:

1) роста выгодности производства при опережающем повышении цен на конечные товары по сравнению с ростом цен на факторные товары. В том числе рост производства возможен за счет заемных средств, если повышение уровня цен опережает рост ставки ссудного процента;

2) вовлечения товарной массы из запасов в ответ на повышение цен на товары;

3) расширения импорта, если рост уровня цен не отражает девальвацию национальной валюты.

К неценовым факторам отнесем:

1. Наличие у предприятий незанятых факторов производства. В этом случае возможен рост совокупного предложения. Их отсутствие делает это невозможным даже при повышении уровня цен. Эту ситуацию можно изобразить с помощью различного наклона кривой предложения.

Рисунок показывает, что объем совокупного предложения до величины 0Q2 обеспечивается за счет вовлечения в процесс производства товаров дополнительных факторов производственных мощностей, работников, земельных участков), но далее рост предложения оказывается невозможным из-за отсутствия незанятых факторов – становится возможным лишь ценовое нарастание ВНП как источника совокупного предложения.

В макроэкономике горизонтальный отрезок кривой предложения получил название кейнсианского, поскольку именно Д.Кейнс особое внимание уделял ситуации с неполной занятостью факторов производства. Вертикальный отрезок кривой называется классическим, поскольку классики считают полную занятость факторов производства наиболее типичной для рыночной экономики.

Информация о работе Макроэкономические показатели