Макроэкономические модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:53, курсовая работа

Описание работы

Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 152.22 Кб (Скачать)

Поэтому бюджетная поддержка сельского  хозяйства неизбежна, и зря некоторые из руководителей сельского хозяйства России обвиняют нас в нерыночных методах ведения нашего сельского хозяйства. Здесь нет никакого отхода от рыночных принципов. По существу, государство дотирует не сельское хозяйство, а потребителей, т.е. все население страны, осуществляя это путем искусственного сдерживания цен на продукты питания. Это очень важный фактор социальной справедливости. А бюджетную поддержку сельского хозяйства можно рассматривать как компенсацию производителю упущенной выгоды от ограничения розничных цен на его продукцию.

Теперь  о частной собственности и  частном предпринимательстве. Конечно, раскрепощение инициативы, свобода предпринимательства являются необходимыми условиями для эффективного развития экономики. А гарантом свободы предпринимательства является частная собственность. Частник сам решает, куда и как ему вкладывать деньги. Это его собственная инициатива и его собственный риск.

Но такое  положение в полной мере справедливо  лишь для мелкого и среднего бизнеса. Для крупных предприятий форма  собственности не играет определяющей роли. В любом случае там нет  единого хозяина, который бы на сто  процентов распоряжался предприятием, и в любом случае все работники  фирмы, включая директора, являются наемными. Однако на практике имеется  существенная разница в уровне бюрократизма, свойственного системе управления предприятиями в этих двух случаях. Как правило, руководители государственных предприятий каждый свой шаг должны согласовывать с соответствующим министерством или другими органами власти, что сдерживает инициативу руководителей, делает государственное предприятие менее гибким и мобильным по сравнению с частным. Но в идеале, при минимальном вмешательстве в дела предприятия со стороны государства, обе формы собственности могут быть одинаково эффективны.

Отсюда  следует вывод, что главное в  нашей экономической политике на современном этапе — это не быстрая и массовая приватизация крупных предприятий, а либерализация их деятельности, расширение их прав, упрощение налоговой системы, сведение к минимуму разного рода бюрократических процедур, предоставление одинаковых возможностей для любого бизнеса независимо от формы собственности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что иностранные инвестиции могут прийти лишь в частные предприятия. Поэтому в перспективе, учитывая возрастающие процессы глобализации экономики, неизбежно придется переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, накапливая опыт, формируя традиции и законодательную базу, причем в первую очередь на примере мелкого и среднего бизнеса. Именно такую политику и проводит руководство нашей страны.

Если  говорить о западных государствах, которые более продвинуты в своем  развитии и являются для нас определенным ориентиром, то они сами сейчас претерпевают большие изменения. Отметим главные  из них:

— прежде всего, это частичная утрата суверенитета и увеличение взаимозависимости различных стран вследствие развития процессов глобализации. Особенно это касается стран, входящих в Евросоюз;

— обостряющиеся  противоречия между странами, обладающими  природными ресурсами, прежде всего нефтью и газом, и странами, интенсивно их потребляющими;

— изменение  экономической и политической карты  мира, где наряду с Америкой, Японией  и ведущими странами Западной Европы возник экономически мощный Китай и другие «новые тигры», все в большей мере заявляет о себе Россия. Происходящие при этом изменения вступают в явное противоречие с попытками сохранения однополюсной системы мирового устройства;

— обострение общественного климата и политической обстановки внутри западноевропейских стран из-за наплыва иммигрантов из восточных и африканских стран. Западные стандарты демократии оказываются малопригодными для вновь прибывших групп населения, которые не в состоянии сразу усвоить западный стереотип поведения и не желают расставаться с привычными для них понятиями, устоями и традициями;

— наконец, это плохо контролируемая мировая  банковская система, которая пошла вразнос и привела к текущему финансово–экономическому кризису.

Таким образом, сегодня нет идеального примера  государственного устройства, к которому следовало бы стремиться. Поэтому, несмотря на разный уровень развития постсоветских и западных стран, нам всем вместе придется искать пути радикального совершенствования существующей системы мироустройства. Это особенно четко продемонстрировал мировой экономический кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Макроэкономическая  модель представляет собой вербальное или формализованное описание явлений и процессов, позволяющее выявить функциональные зависимости и основные тенденции развития.

В реальной действительности модель национальной экономики может выступать как  концепция (программа) дальнейшего социально-экономического развития, как теоретическое обобщение национальной экономической системы и т. п.

Наличие у державы мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность формирования подсистемы государственного регулирования национальной экономики. Такая подсистема выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономических процессов.

В современных условиях смешанная экономика отражает генеральную линию социально-экономического развития человечества.

В современном мире состояние перехода от одной экономической системы к другой является достаточно распространенным явлением.

Переходная  экономика есть особая фаза состояния  национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования.

Переходная  экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода. Для всех стран трансформационной группы общим выступает признание необходимости преодоления инерционности и ускорения социально-экономического развития.

Безусловно, без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами, здесь не обойтись. Вместе с тем следует учитывать действие закона неравномерности экономического развития. Так, для страны трансформационной группы, вынужденной форсированно наращивать экономический потенциал, нет необходимости слепо повторять все прежние исторические «зигзаги» развития передовых стран. Наоборот, в период трансформации открывается шанс использовать более развитые формы организации хозяйственной жизни, а не исторические полуфабрикаты, умело обходя промежуточные фазы развития, экономя в итоге и ресурсы, и время.

Белорусская модель — это модель только на переходный период, главной чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований.

Важнейшей и принципиальной чертой этой модели является ее социальная направленность.

 


Информация о работе Макроэкономические модели