Макроэкономические модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:53, курсовая работа

Описание работы

Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 152.22 Кб (Скачать)

4) присутствие «теневой экономики», что усиливает неустойчивость структур переходной экономики.

Основными факторами активизации неформальной экономики выступают «традиционные» стремления избежать налогообложения, скрыть имеющуюся собственность  и реальный уровень доходов из-за невозможности их легализации, низкий уровень правовой и экономической культуры, бюрократизация органов государственного управления и стремление бюрократии как класса присваивать соответствующую ренту. Чем выше удельный вес «теневой экономики», тем, меньше шансов для цивилизованного развития страны.

Вывод: переходная экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода.

Оценка  опыта трансформационных преобразований. Обобщение опыта трансформационных  преобразований, накопленного за последние 15 лет большой группой стран Центральной и Восточной Европы, показывает, что данный процесс предполагает широкое внедрение в практику хозяйствования важных элементов типовых (классических) моделей.

Но основное содержание процесса трансформации  все же определяется выработкой конкретно-исторических или страноведческих моделей, в  полной мере учитывающих внутренние и внешние факторы развития страны. Очень важно не допустить неэффективного копирования упрощенных иностранных  схем организации экономической  жизни.

Национальная  модель переходной экономики призвана решать:

1) проблему выбора стратегического направления социально-экономических, преобразований;

2) проблему обеспечения последовательной и непротиворечивой реализации избранного курса экономического развития;

3) проблему  утверждения полноценной модели национальной экономики рыночного типа — узнаваемой в мире, высокоэффективной и конкурентоспособной в соответствующем геополитическом пространстве.

Вместе  с тем следует признать, что  выработка конкретно-исторической модели национальной экономики зачастую наталкивается на инерционность унаследованного экономического строя. При этом стремление сохранить преемственность в социально-экономических преобразованиях, обеспечить их постепенность усиливает вероятность реставрации старых порядков.

Среди факторов, способных в переходный период усилить инерционность, выделяются:

а) высокий  удельный вес в национальной экономике  государственного сектора;

б) низкий уровень подготовки менеджмента  государственного аппарата, высокий  возраст управленческих кадров; высокая  доля чиновников в общей численности занятых и уровень коррупции;

в) индекс доверия населения к социально-экономической политике государства;

г) степень  доминирования в национальном сознании административных ценностей, присутствие  так называемой патерналистской  психологии;

д) отсутствие должного теоретического обеспечения  трансформационного процесса или всесторонне разработанной научной концепции социально - экономического развития.

Поэтому для всех стран трансформационной  группы общим выступает признание  необходимости преодоления инерционности  и ускорения социально-экономического развития.

Безусловно, без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами, здесь не обойтись. Вместе с тем следует учитывать действие закона неравномерности экономического развития. Так, для страны трансформационной группы, вынужденной форсированно наращивать экономический потенциал, нет необходимости слепо повторять все прежние исторические «зигзаги» развития передовых стран. Наоборот, в период трансформации открывается шанс использовать более развитые формы организации хозяйственной жизни, а не исторические полуфабрикаты, умело обходя промежуточные фазы развития, экономя в итоге и ресурсы, и время.

Вывод: национальная модель переходной экономики должна быть готовой дать достойный ответ на ряд конкретных внутренних и внешних вызовов.

Главный внутренний вызов связан с имеющимся противоречием между низким национальным уровнем оплаты труда и потребностями человека, которые формируются с учетом современных критериев здоровья, образования и развития человеческого капитала.

Для расширения социальной базы проводимых преобразований необходимо обеспечивать постоянное продвижение вперед, улучшение социально-экономической ситуации на тех или иных направлениях развития, сохранять минимальные социальные гарантии для незащищенных слоев населения.

Главный внешний вызов связан с условиями достижения высокой конкурентной способности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Изменение условий развития. Следует признать, что современная национальная экономика Беларуси полностью соответствует основным признакам переходной экономики.

Принято считать, что Беларусь избрала эволюционный путь развития, сделала ставку на сочетание  государственного и частного сектора  при сильном участии государства  в обеспечении социальной ориентации экономического развития.

К проблеме оптимальности выбора стратегического  курса экономических преобразований мы будем возвращаться еще не один раз. Поэтому обратим внимание на те новейшие изменения, которые произошли  во внешних и внутренних факторах развития национальной экономики.

Среди внешних факторов укажем на вступление ближайших соседей (Польши, Литвы и Латвии) в Европейское Сообщество. В итоге Беларусь заполучила общую границу с объединенной Европой, являющейся крупнейшим региональным объединением в мире.

В Европейском  Сообществе ВВП на душу населения  примерно в 10 раз превышает аналогичный  белорусский показатель.

Страны  ЕС, располагая развитой рыночной экономикой и политической демократией, энергично  выходят на новый виток постиндустриального  развития и роста качества жизни населения.

Тем самым  по отношению к Беларуси со стороны  Западной Европы сформирован мощный геополитический вызов.

В то же время основным стратегическим партнером  для Беларуси выступает Российская Федерация, которая зачастую является не только основным поставщиком сырья и энергоносителей, но и главным рынком сбыта белорусской продукции. Будучи интегрированной в российское экономическое пространство, Беларусь должна учитывать динамику протекающих там процессов. Особое значение приобретает обеспечение синхронности проводимых социально-экономических и политических преобразований.

Следует обратить внимание на то, что на текущий  момент интеграционные процессы между Беларусью и Россией вступили в особую фазу. Выполнение ранее достигнутых договоренностей может означать передачу под юрисдикцию России национальной экономической системы Беларуси.

Своеобразным  аналогом подобного сценария может  послужить присоединение в 1990 году к ФРГ Германской Демократической Республики и исчезновение последней как субъекта международного права.

Данные  перспективы, а также доминирование  на Западе суждений о том, что Беларусь осознанно приняла курс на сворачивание рыночных и демократических преобразований, заметно снижают имидж страны. Этим объясняются отсутствие внешних источников финансирования, полноценного сотрудничества между Республикой Беларусь и международными финансовыми организациями, незначительный приток в страну иностранного капитала.

Среди внутренних факторов следует обратить внимание на длительное сохранение весьма низкого уровня денежных доходов населения. Имеет место исчерпание экстенсивных факторов восстановления докризисного объема национального производства. По отдельным направлениям обнаруживаются признаки так называемой «вторичной кризисности.

В данном аспекте среди негативных моментов, выделяемых в официальных документах, следует указать на низкую рентабельность отраслей реального сектора экономики, высокий удельный вес в государственном секторе убыточных предприятий. Обнаруживается ригидность национальной экономической системы по отношению к рыночным сигналам.

Отсутствие  полноценных финансовых источников не позволяет государству создавать централизованные фонды потребления в прежних объемах. Низкая рентабельность реального сектора экономики заставляет сворачивать перекрестное субсидирование домашних хозяйств за счет реального сектора экономики, сужать сферу предоставления населению услуг на льготных условиях (здравоохранение, ЖКХ, образование).

Возникновение иллюзии возможности решения  многих проблем за счет дозагрузки старых мощностей усилило привлекательность  дрейфа в сторону административно-командной  экономики. Исторически подобная мутация  ограничена, высокозатратна и экономически неэффективна, а поэтому стратегически бесперспективна.

При оценке белорусской модели макроэкономического развития сталкиваются совершенно разные, диаметрально противоположные точки зрения на перспективы развития экономики нашей страны.

По определению  Рубинова А. Н. [9,10], белорусская модель — это не модель идеального государственного устройства, а модель именно развития, причем только на переходный период. Никто не предлагает строить новый социализм или новый коммунизм, т.е. создавать государственное устройство, принципиально отличающееся от того, что наработано в развитых западных странах. Более того, мы видим и признаем, что западная модель развития, демократическое устройство этих стран привели к значительным достижениям в их экономике и обеспечили достаточно высокий уровень жизни населения.

Но нельзя одномоментно скопировать этот опыт. Мы вышли из системы с иным государственным  и экономическим устройством. Методы управления, традиции, психология людей  — все это не поддается слишком  быстрым изменениям. Более того, попытки искусственно ускорить, подстегнуть переходные процессы приводят к плачевным последствиям. Вместо демократического общества западного типа с рыночной экономикой, свободой предпринимательства и конкуренцией возникают уродливые структуры с криминальными методами управления и диктатом олигархического капитала.

Поэтому главная черта белорусской модели — это эволюционный путь развития, предполагающий постепенный переход  от сверхцентрализованной системы  управления экономикой и обществом  к демократическому устройству общества и рыночным принципам регулирования  экономики.

Таким образом, белорусская модель — это модель только на переходный период, главной  чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований.

Важнейшей и принципиальной чертой этой модели является ее социальная направленность. Не люди для государства и для экономики, а государство и экономика для людей, для народа — вот основополагающий принцип, которым руководствуется наше государство. Что это означает на практике? Это означает следующее. Если, например, возникает вопрос, следует ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные промышленные или сельскохозяйственные предприятия, с тем чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысить эффективность экономики, то прежде всего надо посмотреть, что будет с работающими там людьми. Если экономика выиграет, а люди проиграют, то такой вариант у нас не принимается. Рост экономики за счет ущемления интересов трудящихся противоречит нашей политике. Кстати, именно отрыв производства от потребления является причиной регулярных экономических кризисов на Западе, о чем будет сказано ниже.

Другой  чертой белорусской модели является сдерживание чрезмерного социального расслоения на богатых и бедных. Мы ушли от уравниловки, создали материальные стимулы для проявления экономической инициативы и поощрения качественного труда. Но при этом обеспечили наименьшее среди постсоветских стран соотношение между доходами наиболее и наименее состоятельных групп населения. И это один из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность нашего общества.

Столь же важным фактором социальной стабильности является равное отношение со стороны  общества и государства к людям  разных национальностей и разного вероисповедания.

Можно поставить  вопрос: какое же место в белорусской  модели занимают приватизация, рыночные отношения и частное предпринимательство? Начнем с рыночных отношений.

Сегодня ни одна страна не может полноценно развиваться вне рыночных отношений. Особенно такая экспортно-ориентированная страна, как Беларусь. Не существует какого–либо распределительного органа, который заставил бы приобретать в зарубежных странах наши тракторы, холодильники, продовольственные и другие товары. Все это можно продать только на основе свободной конкуренции, т.е. на рыночных условиях. Другое дело, что сегодня рынок — это уже не дикая стихия. Он приобрел цивилизованные формы, регулируется целым рядом правил и ограничений.

И в Беларуси рыночные процессы в определенной мере контролируются государством. Например, ограничиваются цены на социально значимые продукты питания. Нельзя допустить, чтобы цены на основные продукты питания у нас в стране устанавливались стихийно, исходя из интересов производителей. Какая бы ни была экономическая обстановка, все люди должны достаточно питаться и, следовательно, продукты питания должны быть доступными. Поэтому государство жестко контролирует цены на них. Конечно, это в определенной мере ограничивает возможности материального развития сельхозпроизводителей. Но государство, насколько это возможно, компенсирует им часть затрат из бюджета.

Информация о работе Макроэкономические модели