Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:21, курсовая работа
Целью работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
• научиться разбираться в теоретических основах макроэкономической политики;
• изучить практические аспекты макроэкономической политики современной России и определить направления её развития.
В 70 e годы кейнсианский подход к оценке роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Роль государства сводится лишь к косвенному воздействию на развитие экономики через разумную денежно кредитную политику.
Сторонниками активного государственного регулирования экономики являются представители концепции институционализма. Они критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики.
Наиболее существенные позиции государство занимает во Франции, Германии, скандинавских странах, Испании, Японии. Гораздо меньшую роль играет государство в США, Канаде, Австралии. Значительное место государство занимает в социально экономическом развитии развивающихся стран, стран с переходной экономикой.
2. Инструменты макроэкономического регулирования.
Государство в своем распоряжении имеет определенные инструменты, которые оно может использовать с целью воздействия на макроэкономику. Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способная воздействовать на достижение одной или нескольких макроэкономических целей.
2.1 Бюджетно-налоговая политика
Бюджетно-налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus - государственная казна).
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:
сглаживание колебаний экономического цикла;
стабилизация темпов экономического роста;
обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.
Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.[4]
Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:
экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;
рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.
Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета.
Согласно определению, данному в бюджетном кодексе РФ, бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 80% доходов бюджета.
Под налогом, согласно определению Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налогов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в экономике. На современном этапе развития хозяйства к основным функциям налогов относят:
фискальную - в ней реализуется главное предназначение налогов: аккумулирование в госбюджете средств, необходимых для содержания государства и выполнения им своих функций;
распределительную - ее смысл заключается в перераспределении доходов между различными категориями населения: от более состоятельных в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан;
регулирующую - она направлена на достижение при помощи налоговых механизмов тех или иных задач макроэкономической политики государства. Налоги могут быть нацелены на стимулирование той или иной деятельности, могут дестимулировать какие-либо экономические процессы, могут использоваться для осуществления воспроизводственных задач, т.е. аккумулировать средства для восстановления используемых ресурсов (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы);
контрольную - через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами;
поощрительную - налоговые механизмы должны быть нацелены на реализацию социальной политики государства, поощрять значимую для общества деятельность граждан, отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан. Это предоставление налоговых льгот Героям Советского Союза, героям России, вычеты из налогооблагаемого дохода физических лиц на содержание детей и иждивенцев, на платное обучением детей, приобретение лекарств и пр.
Бюджетно-налоговая политика – это использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. Первый компонент бюджетно-налоговой политики - налогообложение - оказывает влияние на общую экономическую ситуацию посредством двух способов:
сокращая располагаемый или расходуемый доход домашних хозяйств. Так, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на покупку товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает уменьшение объема ВВП;
оказывая влияние на цены благ и факторов производства. Например, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага.
2.2 Кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости.
Осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк или организации, выполняющие функции центрального банка (Федеральная резервная система в США).
Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию.
Отрицательным моментом по сравнению с бюджетно-налоговой политикой является косвенный характер воздействия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными «передаточными механизмами». Центральный банк способен оказывать преимущественно косвенное воздействие на коммерческие банки с целью сокращения или увеличения ими кредитов, что в свою очередь способствует финансовой стабилизации, укреплению денежного обращения, расширению инвестиций и, в конечном итоге, экономическому росту в стране.[5]
Основными целями кредитно-денежной политики государства являются:
смягчение циклических колебаний экономики;
сдерживание инфляции;
стимулирование инвестиций;
обеспечение полной занятости;
регулирование темпов экономического роста;
обеспечение устойчивости платежного баланса.
Достижения поставленных целей Центральный банк добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.
Различают пассивную и активную кредитно-денежную политику. Под пассивной политикой понимают изменения денежных параметров, возникающие вследствие осуществления государством фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Проводя активную политику, государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей.
Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную.
Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) осуществляется в целях увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента).
Ограничительная кредитно-денежная политики (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение объемов денежного предложения и увеличение цены денег.
Кредитно-денежная политика осуществляется как прямыми (административными), так и косвенными (экономическими) методами воздействия.
Прямым методом кредитно-денежной политики является внедрение кредитных ограничений: лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Экономическими (косвенными) инструментами кредитно-денежной политики, принятыми в мировой практике, являются:
изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
изменение нормы обязательных резервов;
операции на открытом рынке с ценными бумагами;
осуществление валютных интервенций.
Политику кредитных ограничений Центральный банк может использовать на стадии перегрева экономики для снижения деловой активности. В этих целях устанавливаются количественные ограничения суммы выданных кредитов, что влечет за собой сдерживание банковской деятельности и снижение темпов роста денежной массы. Нужно отметить, что кредитные ограничения ухудшают положение, прежде всего мелких и средних предприятий, так как банки стремятся выдавать кредиты своим наиболее устойчивым, традиционным клиентам - крупным фирмам. Метод количественных ограничений в настоящее время используется не очень активно, а в некоторых странах запрещен.
В рамках прямой регулирующей политики, Центральный банк устанавливает различные нормативы, которые коммерческие банки должны поддерживать на необходимом уровне. Это могут быть нормативы ликвидности баланса*, нормативы максимального размера риска на одного заемщика, нормативы достаточности капитала коммерческого банка. Центральный банк может также рекомендовать банкам необязательные, так называемые оценочные нормативы.
При обнаружении нарушений коммерческими банками банковского законодательства, правил обслуживания клиентов или других серьезных недостатков в работе, Центральный банк может применять к ним жесткие меры административного воздействия вплоть до лишения лицензии и ликвидации банка.
Проводя стимулирующую или ограничительную кредитно-денежную политику в целях смягчения циклических колебаний экономики, центральный банк использует комплекс имеющихся в его распоряжении инструментов.
В условиях спада производства и увеличения безработицы центральный банк проводит «гибкую» стимулирующую политику, получившую название политики «дешевых денег». Она заключается в следующих мерах;
понижение учетной ставки (ставки рефинансирования);
снижение нормативов обязательных резервов;
покупка ценных бумаг у населения и коммерческих банков.
В результате проведенных мероприятий увеличиваются избыточные *См.Приложение 1
резервы коммерческих банков, расширяются их возможности кредитования, возрастает денежное предложение в стране. Увеличение денежного предложения снижает процентную ставку, что вызывает рост инвестиций и увеличение объема национального производства.
В условиях перегрева, когда экономика сталкивается с излишними расходами и инфляцией, центральный банк проводит «жесткую» политику сокращения предложения денег или политику «дорогих денег». Для этого осуществляются следующие мероприятия:
повышается учетная ставка (ставка рефинансирования);
увеличивается норма обязательного резервирования;
центральный банк продает государственные облигации на открытом рынке.
В результате проведения такой политики коммерческие банки воздерживаются от выдачи ссуд, денежное предложение сокращается, ставка процента растет, что в свою очередь сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и инфляцию.
Такой подход к осуществлению кредитно-денежной политики предложен кейнсианской экономической школой и осуществляется в краткосрочном периоде. В качестве целевого ориентира в этой модели используется банковский процент, а передаточный механизм можно представить в виде цепочки: денежная масса — норма процента — инвестиции — совокупный спрос — национальный доход.[6]