Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:21, курсовая работа
Целью работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
• научиться разбираться в теоретических основах макроэкономической политики;
• изучить практические аспекты макроэкономической политики современной России и определить направления её развития.
Макроэкономическая политика современного государства и ее характерные особенности в РФ
Введение
Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы. Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
анализ природы инфляции;
изучение механизма и факторов экономического роста;
рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
На макроуровне анализируется в основном экономическая политика государства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономической теории. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа) до признания главенствующей роли государства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому в нынешних условиях важнейшей задачей становится принципиальное изменение подходов к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике. Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:
устойчивого и эффективного экономического роста;
полной занятости;
стабильности общего уровня цен;
социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;
устойчивости торгового и платежного балансов страны.
Макроэкономическая политика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.[1]
Все выше сказанное определило цели и задачи данной курсовой работы. Целью работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
научиться разбираться в теоретических основах макроэкономической политики;
изучить практические аспекты макроэкономической политики современной России и определить направления её развития.
1. Теоретические основы макроэкономической политики государства
1.1 Что такое макроэкономическая политика, её цели и задачи.
Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой макроэкономической политики.
Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Задачи макроэкономической политики определяются теми потребностями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизация). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса;
обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
обеспечение социальной защищенности, гарантирующее достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
обеспечение общеэкономической безопасности;
достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.[2]
Таким образом, макроэкономическая политика – это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.
Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные показатели. Макроэкономические показатели - сводные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в экономике.
Основными показателями функционирования национальной экономики являются:
1. Экономический рост экономики.
2. Производство ВНП, ВВП.
3. Производство, распределение и использование национального дохода
(использование и перераспределение).
4. Производительность общественного труда.
5. Занятость населения.
6. Уровень безработицы.
7. Жизненный уровень населения.
8. Доходы, заработная плата.
9. Номинальная и реальная заработная плата.
10. Денежное обращение.
11. Инфляция.
12. Торговый и платежный баланс.
13. Внешнеэкономическая деятельность.
Макроэкономическая политика в России проводится Правительством и Центральным банком.[3]
1.2 Место и функции государства в различных экономических системах.
Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д. Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.
Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода.
В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредоточивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.
В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики.
Ныне большинство экономистов единодушны в том, что государство является неотъемлемым субъектом рыночной экономики. В то же время существуют различные точки зрения относительно функций, которые должно выполнять государство, а также масштабов вмешательства государства в экономику.
В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на такие отрасли экономики, как торговля и промышленность. Данная позиция нашла отражение в теории меркантилизма, господствовавшей в тот период в экономической мысли. Поддержка государственного регулирования экономики в наибольшей мере проявилась во Франции. Французский меркантилизм характеризуется установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности.
По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики изменились. Возобладала концепция, согласно которой государство должно свести вмешательство в экономику к минимуму. Наиболее полно такой подход обоснован в трудах сторонников классической школы, экономического либерализма. Согласно этой теории, оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится лишь роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.
Дальнейшее развитие рынка показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и т. д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах. Более того, рыночные методы хозяйствования порождают ряд отрицательных социальных последствий. Все это приводит к распространению государственного регулирования на многие сферы экономики.
Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно. В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.
Характерная для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.
Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.
Существенное влияние на укрепление позиций государства оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в дальнейшем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя этот риск, то такие отрасли создаются государством.
Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.
Опыт развития рыночных отношений показывает, что несовершенства рынка, порождающие острые социально экономические последствия, могут привести к краху рынка как экономической системы. Для того чтобы избежать такого рода нежелательных последствий, государство должно активнее вмешиваться в экономику, корректировать проявление рыночных отношений.
1.3 Модели государственного регулирования рыночного равновесия.
Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейнс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т.д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости. Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до конца 60х — начала 70 x годов.