Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, как реализуется данная политика в России и определить направления развития макроэкономической политики в российской экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность макроэкономической политики 6
1.1. Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования 6
1.2. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа 8
1.3. Необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику 12
2. Макроэкономическая политика в России 17
2.1. Задачи макроэкономической политики России 17
2.2. Характеристика экономики России на современном этапе 19
2.3. Проблемы экономического роста российской экономики 22
3. Направления развития экономической политики российской экономики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
РНД — Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ
ВРНД — Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП
ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД — ПОК
КП — Конечное потребление
ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД — КП
Сб — Сбережение = Дт — Рт
Дт — Доходы текущие
Рт — Расходы текущие
ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы
ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС — ПОК
П — Продукты
У — Услуги
ОТ — Оплата труда [5, c. 167]
Система национальных счетов сформулирована в концепциях, категориях и терминах рыночной экономики. Рассмотрим те из них, без понимания которых невозможно дальнейшее изучение курса СЭС.
Исходной для баланса народного хозяйства и системы национальных счетов является концепция экономического производства и экономической деятельности.
Экономическое производство — это сфера, где происходит производство национального продукта.
По марксистской концепции в балансе народного хозяйства к сфере экономического производства относилось только материальное производство, т. е. те отрасли экономики, в которых происходило создание конкретных материальных благ: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производственной сферы, торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки сельскохозяйственной продукции и прочие отрасли материального производства.
В Системе национальных счетов применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д., поскольку такую деятельность оценить весьма сложно.
Отсюда видно, что экономическая деятельность — это все виды деятельности по производству товаров и услуг, предназначенных для рынка.
Проблема вмешательства государства в экономику и границы ее регулирования не является типичной только для России, она всегда оставалась главным вопросом, который задавали себе и государственные деятели, и ученые, и собственники, и предприниматели, и обычные граждане. За историю развития человечества на свет появилось множество теорий, которые пытались определить роль государства в экономике и необходимую степень его влияния на экономические процессы, происходящие в обществе. Некоторые теории с течением времени потеряли актуальность, другие наоборот подтвердили свое право на жизнь. Все эти теории при помощи синтеза или наоборот, выделяя главное и отбрасывая побочные суждения, образовывали новые теории, которые в последствии люди пытались и до сих пор пытаются претворить в жизнь. Говоря о роли государства в рыночных процессах в первую очередь надо упомянуть о теории саморегулирующего рынка А.Смита. Согласно этой теории рынок это саморегулирующийся механизм и вмешательство государства не только не нужно, но и может оказывать негативное влияние на рыночные процессы. Провозглашался принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Именно этот принцип и лежал в основе преобразований проводимых после распада СССР при формировании налоговой системы. Однако с течением времени классическая теория А.Смита показала свою несостоятельность. В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и беспрецедентно длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Тогда классическая теория не смогла дать адекватное объяснение происходящему и предложить выход из сложившейся ситуации. Именно тогда появились теории доказывающие необходимость постоянного вмешательства государства в экономические процессы, основной из которых является кейнсианская теория. Об этих теориях пойдет речь в дальнейшем. Государство и рынок - это великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но при этом существуют объективные пределы государственного вмешательства. В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста с мировым уровнем Яноша Корнаи: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития. Первым кто сделал вывод о необходимости вмешательства государства, был экономист Вагнер А. Его расчеты и теоретические выкладки считались истинно революционными, так как он один из первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с этим законом во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и даже научно-технический процесс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создавать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Также если говорить о необходимости государственно вмешательства в экономику, то надо обязательно назвать голландского экономиста Яна Тинбергена. Он провел комплексный анализ экономической политики государства в 1952 году в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выработать конечные цели экономической политики и сформировать их, во-вторых, оценить какими инструментами оно располагает и в-третьих необходимо опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Цели экономической политики достигаются путем государственного регулирования экономики. Таким образом, обосновывалась необходимость государственного вмешательства в экономику. Возвращаясь к настоящему, на сегодняшний день общепризнанной точкой зрения является то, что рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Сейчас страны со стабильной рыночной экономикой уже давно научились регулировать экономические процессы, задавать им нужное направление и несколько методами прямого государственного вмешательства, сколько косвенными методами воздействия на экономику. Это в будущем предстоит сделать и нашей стране, тем более, что в этом направлении уже стали делать определенные шаги. Таким образом, в своих дальнейших рассуждениях я буду исходить из того, что вмешательство государства в экономику оправдано и необходимо. Теперь необходимо выделить основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. Прямое вмешательство – это и существование государственного сектора экономики, это и принятие законодательных актов призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов очень разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики и т.д. Косвенное вмешательство государства предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются кредитно-денежная (монетарная) и налогово-бюджетная политика. Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическим методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит созданию эффективной и стабильной налоговой системы [9, c. 190-192].
Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой – основными тенденциями научно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 – Испании, в 2 – Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2013 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия. Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на активизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства [10, c. 107].
Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2008году составил 112,7% против 110,9% в 2007 г. и 112% в 2006 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:
Опережающий рост цен производителей на базовые товары и продукцию сельского хозяйства в 2006 – 2007 гг.;
«рост инфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевых показателей инфляции в 2007 г., особенно по товарам первой необходимости, отчасти, подогреваемый СМИ»;
сохранение высоких цен на нефть и ряд других товаров в 2008 г. (и в связи с этим приток валюты в страну);
протекционистские меры по отношению к продукции сельского хозяйства (сохранение режима пошлин и квот на те товары на которые существует дефицит предложения);
рост непроцентных расходов федерального бюджета, связанный с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, пенсий.
Правительство и ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции.
Действительно из-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Но это – мировая коньюктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости – это рост цен производителей – 118,2% в 2008 г. (в 2007 г. – 122,2%), в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличение инфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых – 156%. В топливно – энергетическом цены выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%. В то время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%. Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплат подстегивает инфляцию. Простое следствие – сдерживать доходы населения на прежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемых денежных доходов снизилось с 120% в 2003 г. до 108,8% в 2008 г.при этом правительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах на 3 года – довести инфляцию до 4-5%. Поскольку признаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить что в 2009 г. она будет расти. Инфляция составляет в 2009 г. – 12%. Сегодня правительство делает многое, но реально темпы инфляции не снижаются.
Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2008 году составил 17, 819 трлн. руб. Россия занимает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП (для сравнения: доля США в мировом ВВП – 38,0%, Японии – 12,6%, германии – 8,1%, Китая – 5,8%). Несмотря на увеличение ВВП, в истекшем году в сопоставимых ценах его объем составил лишь 74,5% к уровню 1990 г., удвоение ВВП в реальности является не чем иным, как достижением уровня 1990г. Снижение темпов прироста ВВП в 2008 году до 6,2% против 7,1% в 2007 г. таким образом, даже высокие цены на нефть уже не подстегивают экономический рост, хотя и позволяют держать его на достаточно высоком уровне. Но если цены пойдут вниз, ВВП составит среднемировой уровень – около 4,3%. Согласно уточненному прогнозу социально – экономического развития РФ до 2011 г., рост валового внутреннего продукта в 2009 году составит 5,8%, но в 2010 году – 5,7%, в 2011 г. – 5,9%. При таких темпах удвоения ВВП к 2013 России не достичь, необходимы 7-8% роста. По данным Статистического комитета стран Содружества независимых государств, Россия занимает 9 место. Ее обгоняют Азербайджан (рост в 15%), Белоруссия (8,9%), Армения (8,5%), Таджикистан (7,5%). По Грузии, Казахстану и Молдавии нет данных, но судя по динамике этих стран в третьем квартале 2008 года, они вряд ли отстали от России за год и, вероятно обгонят ее.
Топливная промышленность, по-видимому, в ближайшей перспективе не сможет расти так быстро, как в последние годы. Темпы ее существенно замедлятся – с 7,4% в 2004-2006 годах до 2,6% в 2007-2013годах.добыча газа к 2013г. достигнет 650 млрд. л. (увеличение по сравнению с 2003 г. на 11%), нефти – примерно 450 млн. т (в 1,4 раза), угля – 330 – 331 млн. т (на 28%). Одним из факторов поддержания темпов топливной промышленности является рост нефтепереработки. При ожидаемых масштабах добычи топлива удовлетворить внутреннюю потребность ускоряющейся экономики можно лишь значительным ограничением динамики его экспорта.
Продукция металлургической промышленности за 10 лет, по расчетам,
Должна увеличиться в 1,6 раза. Происходит существенное ускорение развития в химической и нефтехимической промышленности. Продукция отрасли удвоилась. Производство минеральных удобрений в 2008 году составляет 17 млн. тонн, что необходимо для наращивания сельского хозяйства. Среднегодовые темпы прироста отрасли машиностроения увеличились с 5,8% в 2004 г. до 9% в 2008 – 2009 гг. Такое ускорение обусловлено, прежде всего, ростом инвестиционного спроса на машины и оборудование, который возрос не менее чем в 2,8раза [7, c. 34].
Сельскохозяйственное производство растет достаточно быстро. В 2004 – 2005 гг. его продукция увеличилась на 4,7% в среднем за год. За 2007 – 2008 гг. продукция увеличилась на 17%. Основной рост сельскохозяйственного производства обеспечивает продукция животноводства. Производство мяса скота и птицы увеличилось с 4,4 до 8,3 млн. т. Рост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет крупных сельскохозяйственных предприятий путем значительного повышения их материально - технической базы и при активной поддержке государства.
Импорт товаров под воздействием повышения реального курса рубля в условиях значительного роста доходов предприятий и населения вырос за 2008 г. на 28,9%. Как и в прошлые годы, в российском импорте упрочнились позиции потребительских изделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров. В 2009 году импорт растет быстрыми темпами. И, в первую очередь, средств производства, продовольствия и других потребительских товаров. Увеличению импорта способствует продолжающийся рост доходов населения. Кроме того, на увеличение импорта влияют хоть и небольшое, но ускорение роста промышленности и некоторое повышение обменного курса рубля, а также недостаточная конкурентоспособность российских производителей.
Прирост инвестиций в 2008 г. остался почти на прежнем уровне – 110,5% (110,9% в 2007 г.). При этом 51,3% направляется в сектор услуг, а не в промышленный сектор. В структуре инвестиций в 2008 г. наибольший рост зафиксирован в нефтяной промышленности 17,85, а также в обрабатывающей промышленности 17,1%. В 2008 году в экономику страны поступило прямых инвестиций на 18,1% больше, чем в предыдущем году, хотя абсолютный объем их прироста остается незначительным (6,6 млрд. дол.). что касается отраслевой структуры, то в 2008 г. 41,5% (16,8 млрд. дол.) приходилось на промышленность и 22,4% (14,3млрд. дол.) – на сектор оптово – розничной торговли и смежных услуг. В остальные секторы было направлено 23,1% (15,4 млрд. дол.) иностранных инвестиций. При этом чуть больше половины (8,06 млрд. дол.) инвестированных в промышленность средств приходилось на обрабатывающие производства, а 49% (8,06 млрд. дол.) – на отрасли добычи полезных ископаемых. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности почти 50% приходится на металлургию, 88% инвестиций в добычу полезных ископаемых направлено в топливно-энергетический комплекс [17, c. 23].
Современная экономическая ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, правительство России на протяжении 2007 г. стремилось минимизировать свое участие в управлении экономикой: сокращало долю государственных расходов
Россия развивается гораздо быстрее, чем наиболее развитые страны мира, что позволяет признать достигнутый темп роста удовлетворительным с точки зрения сокращения разрыва. Для сравнения, по данным за II второй квартал 2007 г. в развитых странах были зафиксированы следующие темпы роста: в США – 2,5%, в 25 странах ЕС – 3,6%, во Франции – 3,6%, в Германии – 1,9%, в Великобритании – 2,5%. Сопоставимыми с Россией темпами росли в 2007 г. только что вступившие в ЕС страны Центральной и восточной Европы (Чехия – 4,1%, Словакия – 5,4, Венгрия – 4, Эстония – 5,9). Большинство стран СНГ по темпам роста ВВП опережают Россию, но лишь в Казахстане и Азербайджане это можно объяснить влиянием высоких цен на нефть. Некоторое снижение темпов роста в 2007 г. не опровергает гипотезу о завершении восстановлении и переходе к инвестиционному росту, об этом говорят достаточно высокая инвестиционная активность, а также увеличение производительности труда. Проблемой является не столько опасения слишком резкого усиления “вертикали власти”, сколько неопределенность и непредсказуемость действий государственных органов, непонимание того, какова конечная точка политической революции и сроки ее достижения. Другой проблемой является оценка влияния внешнеэкономической конъюнктуры на темпы экономического роста. Экономический рост в 2007 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию [8, c. 67].
Таким образом показатели российской экономики находятся не на том уровне на котором хотелось. Из данных приведенных выше было видно, что инвестиции главным образом направляются в добывающий сектор (ТЭК). Направления развития российской экономики мы рассмотрим в следующей главе.
Экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения, для этого необходим опережающий темп роста той части ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция рассматривалась в последние 3 года. При росте ВВП за 2004 – 2006 гг. на 18% конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП - с 65,4% в 2003 г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2013 г. она поднимется до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный период возрастет в 2, 14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2004 – 2006 гг.)
Информация о работе Макроэкономическая политика России в современных условиях