Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, как реализуется данная политика в России и определить направления развития макроэкономической политики в российской экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность макроэкономической политики 6
1.1. Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования 6
1.2. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа 8
1.3. Необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику 12
2. Макроэкономическая политика в России 17
2.1. Задачи макроэкономической политики России 17
2.2. Характеристика экономики России на современном этапе 19
2.3. Проблемы экономического роста российской экономики 22
3. Направления развития экономической политики российской экономики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность макроэкономической политики
1.1. Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования
1.2. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа
1.3. Необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику
2. Макроэкономическая политика в России
2.1. Задачи макроэкономической политики России
2.2. Характеристика экономики России на современном этапе
2.3. Проблемы экономического роста российской экономики
3. Направления развития экономической политики российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России. Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, как реализуется данная политика в России и определить направления развития макроэкономической политики в российской экономике.
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы. Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
Анализ природы инфляции;
Изучение механизма и факторов экономического роста;
Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном – выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях основных ее субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономической теории. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа) до признания главенствующей роли государства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому в нынешних условиях важнейшей задачей становится принципиальное изменение подходов к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике. Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:
Устойчивого и эффективного экономического роста;
Полной занятости;
Стабильности общего уровня цен;
Социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;
Устойчивости торгового и платежного балансов страны.
Макроэкономическая политика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.
Все выше сказанное определило выбор темы настоящего исследования, его цели и задачи.
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики [1, c. 145].
Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные или совокупные величины, характеризующие движение экономики как единого целого:
валовый национальный продукт
общий уровень цен
рыночную ставку процента
уровень инфляции
уровень занятости и безработицы
Основными макроэкономическими показателями являются: валовой национальный продукт, темп его роста, темп инфляции и уровень безработицы.
Важнейшим результатом макроэкономического анализа является разработка макроэкономической политики.
Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
обеспечение общеэкономической безопасности;
достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.
Цели макроэкономической политики (макроэкономики):
Поддержание высокого уровня национального производства, и постоянных темпов роста экономики, без спадов.
Высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы
Осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен
Равновесие экспорта и импорта
Стабильность валютного курса
Проблемы составляющие предмет макроэкономики:
Национальное производство — измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста.
Занятость — макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица
Уровень цен — вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан
Внешнеэкономическое развитие — сотрудничество с другими странами [4, c. 67].
Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование
СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:
измерение объемов производства за определенный промежуток времени
выявление существующих тенденций в экономике
организация экономической политики государства.
К показателям, связанным с СНС, относят: Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт(ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), Национальное богатство, Сальдо внешней торговли [10, c. 19].
Для выявления проблем недостаточного воспроизводства или выявления факторов успеха экономики пользуются совокупностью методов измерения производственной деятельности экономики. Совокупность этих методов образует систему национальных счетов.
Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.
Система национальных счетов играет особую роль в экономике:
Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.
Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.
СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику
В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.
Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.
Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.
Основные показатели системы национальных счетов:
Валовый внутренний продукт
Валовый национальный доход
Валовый национальный располагаемый доход
Конечное потребление
Валовое накопление
Национальное сбережение
Чистое кредитование
Чистое заимствование
Национальное богатство
Сальдо внешней торговли
Взаимосвязь показателей экономической деятельности показана ниже.
Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, как правило, соответствует аналог, рассчитываемый на уровне отдельного производителя, хозяйствующего субъекта. Результаты экономической деятельности определяются на основе системы показателей.
Показатели экономической деятельности и методика их расчета:
ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги
ПП — Промежуточное потребление
ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ — ПП + НДС + ЧНИ
ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ — ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов
НДС — Налог на добавленную стоимость
ЧНИ — Чистый налог на импорт
ЧНП — Чистый налог на продукт
ЧВП — Чистый внутренний продукт = ВВП — ПОК
НД — Национальный доход = ВВП — ПОК
ПОК — Потребление основного капитала
ВПЭ — Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов
ЧПЭ — Чистая прибыль экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ — ПП) — (ОТ + ЧН + ПОК)
Информация о работе Макроэкономическая политика России в современных условиях