Лизинг-понятие, экономическое содержание, расчет эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. В ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития бизнеса.

Содержание

Введение
О лизинге
Экономическая сущность лизинга
Объекты и субъекты лизинговой сделки
Преимущества лизинга
Преимущества лизинга перед банковским кредитованием
Препятствия для развития лизинга в России
Лизинг в Новосибирске

Работа содержит 1 файл

лизинг 2.docx

— 64.50 Кб (Скачать)

В случае, если по окончании лизингового контракта предусматривается опцион покупки, передача имущества с баланса лизингодателя на баланс лизингополучателя производится по остаточной стоимости, установленной при заключении лизингового контракта.

Использование лизинга эффективно предупреждает  вероятность технического износа и  морального старения оборудования. По окончании договора лизинга клиент может приобрести себе новое оборудование, либо перезаключить договор на поставку более технологически современного оборудования.

Возможность приступить к эксплуатации оборудования без предварительной оплаты его  стоимости приближает сроки получения  прибыли от его эксплуатации.

Операции  международного лизинга позволяют  использовать налоговые льготы стран - участниц лизинговой сделки.

Комплексность лизинговых услуг.

Как правило, лизинговые компании имеют свои доступы  на рынки ссудных капиталов, особенно в случае международного лизинга. Это  позволяет им снижать процентные ставки лизингополучателям. Поэтому  зачастую лизинговые условия оказываются более выгодными, чем кредитные.

Для поставщика (производителя):

Лизинг  является средством активного маркетинга. Расширяется круг клиентов за счет тех предприятий, которые либо не нуждаются в постоянном владении техникой, либо не могут приобрести в собственность, либо хотят предварительно опробовать технику в деле.

Форсирование  темпов обновления продукции. Имея такой  канал сбыта, как лизинг, производители  могут ускорить смену моделей  и на этой основе завоевывать новые  рынки.

100 процентная  оплата осуществленной сделки, т.е.  снятие риска возможного неплатежа. 

Эффективная реклама. Потенциальные покупатели (как лизингополучатели) могут убедиться  в возможностях машин и оборудования поставленного по лизингу.

Увеличение  объемов продаж за счет повышения  спроса на вспомогательное оборудование, используемое при эксплуатации объектов, реализуемых по каналам лизинга.

Для государства  и местных органов власти:

Применение  лизинговых операций позволяет активно  проводить инвестиционную политику.

Действенный контроль над целевым использованием выделяемых по программам Администрации  средств (будет закупаться именно то оборудование и именно у того производителя, которые указывались в бизнес-плане, получившем поддержку администрации).

Реальные  возможности обновления производственного  аппарата предприятий области.

Сохранение  и создание дополнительных рабочих  мест.

Повышение в перспективе налоговых поступлений  в областной бюджет.

Повышение экспортных возможностей предприятий  области, как минимум в соседние регионы.

Возможность регулировать структуру производства в Области и активно влиять на ее совершенствование с точки  зрения долгосрочных целей Администрации.

Насыщение рынка Области товарами народного  потребления, отечественного производства заменяющими импортные товары.

 

Все экономические  преимущества участников лизинговых сделок можно отобразить в следующей  таблице:

 

 

В чем преимущество финансовой аренды (лизинга) перед банковским кредитованием?

 

В условиях развития бизнеса оборотные средства всегда в дефиците, поэтому лучшей альтернативы прямой покупке за счет собственных или кредитных средств, чем лизинг – нет. Тем более, что приобретение недвижимости и обновление производственных фондов – удовольствие не из дешевых. В отличие от банковского кредитования, лизинг позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование, спецтехнику, транспорт, недвижимость и прочие объекты, относящиеся к основным средствам. Лизингополучатель пользуется приобретенным по договору лизинга имуществом, и, согласно индивидуальному графику платежей, выкупает его по истечению договора лизинга по небольшой остаточной стоимости.

Однако, несмотря на многие преимущества лизинга, как было уже сказано выше, в  России лизинг не так хорошо развит как во многих странах мира.

Основными препятствиями для развития лизинга  в России являются:

1) высокие ставки и краткосрочный характер кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее или, чаще всего, просто доступнее средне- и долгосрочных, получение ссуды на срок более трех лет (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично;

2) высокий уровень налогов и запутанность системы налогообложения. В случае осуществления лизинговых сделок лизингодатель облагается и еще одним налогом — налогом на лицензирование. Не освобождены от уплаты налога на прибыль лизингодатели по реализации договоров финансового лизинга со сроком не менее 3 лет; банки и другие кредитные учреждения — от налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок более 3 лет для реализации операций финансового лизинга. Не освобождены лизингодатели от уплаты НДС при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты НДС при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга, как было предусмотрено Постановлением Правительства № 633;

3) значительные, а в отдельные периоды времени просто губительные темпы инфляции, препятствующие долгосрочному инвестированию в производство;

4) отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, так как она приобретает оборудование за полную стоимость, что в условиях инфляции затрудняет возможность расширения деятельности;

5) отсутствие ликвидных ресурсов у лизинговой компании для залога;

6) неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, которая могла бы обеспечить должное техническое обслуживание объектов лизинга, решить целый ряд вопросов в лизинговом бизнесе;

7) отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг;

8) неустойчивость самого инвестиционного климата в России.

Отраслевая  структура российского лизинга  характеризуется неравномерностью распределения средств: в объекты  производственного назначения вкладывается примерно в 1,9 раза больше, чем в объекты  непроизводственного назначения. Причем изменение этого соотношения  не планируется. Среди объектов производственного  назначения наибольшая доля лизинга  приходится на промышленное оборудование, а также на средства транспорта и  связи. Это подтверждается и анализом тенденций развития лизинга в  европейских странах.

 

Лизинг в Новосибирске:

 

Большинство из почти трех десятков работающих в Новосибирске лизинговых компаний называют автотранспорт самой существенной статьей своих доходов. Здесь  традиционно лидируют грузовые автомобили, с небольшим отставанием от него следует коммерческий пассажирский и легковой автотранспорт. По словам лизингодателей, лизинговый бум активно  «подстегивается» снижением ставок. В начале 2006 года средние ставки лизинговых компаний были на уровне 11–18% в год. За год среднегодовое удорожание предмета лизинга в работающих в  Новосибирске компаниях снизилось  на 3–3,5 процентных пункта. Падение  ставок продолжилось и в 2007-м —  за первые пять месяцев ставки уменьшились  в среднем почти на 2 процентных пункта. Теперь нижняя граница среднегодового удорожания находится уже на уровне 8–9%.

Автолизингом занимаются почти все работающие в Новосибирске лизинговые компании. По словам директора представительства компании «ДельтаЛизинг» в Новосибирске Елены Дергач, «львиная доля приходится на новый грузовой транспорт, затем — легковые автомобили, потом — бывшие в эксплуатации грузовики, которые, кстати, могут принести немало проблем своим новым владельцам — лизингодателям, ведь проверить чистоту сделки с привезенным из Европы или из Японии автомобилем не всегда возможно. Наиболее популярные модели грузового автотранспорта — Howo, HINO, Freightliner, MAN. Вообще, автолизинг начинался с грузовиков — на них всегда был устойчивый спрос».

Популярность  автолизинга подтверждает и директор «Сибирского Лизингового Центра» Алексей Спиридонов: «Только «Сибирский Лизинговый Центр«, по нашим прогнозам, в 2007 году передаст в лизинг около 600 единиц автомобилей. То есть в среднем 1–2 машины в день у нас забирают в лизинг. Пока столь активно сделки заключаются только по автотранспорту. Сейчас, кстати, особенно популярными стали недорогие тягачи и самосвалы китайского производства — ведь как всегда, главным фактором при заключении сделки выступает цена».

Руководитель  представительства «Элемент Лизинг»  в Новосибирске Вячеслав Барило указывает, что в сделках его компании лидирует финансовый лизинг грузового и пассажирского автотранспорта.

В борьбе за клиента, по мнению директора Новосибирской  лизинговой компании Олега Киселева, уже есть победители — по его  данным, в этом секторе лидируют местное отделение «ДельтаЛизинга», Сибирская лизинговая компания (СЛК), «Сибирский Лизинговый Центр». В Сибирской лизинговой компании лидерами по объемам сделок по лизингу грузового автотранспорта считают «Сибэнерголизинг« (Новосибирск), «Альянс-РегионЛизинг» (Новосибирск), «ЛК УРАЛСИБ» (Москва), ЛК «КАМАЗ» (Набережные Челны) и Сибирскую лизинговую компанию (Новосибирск). А по пассажирскому автотранспорту — Сибирскую лизинговую компанию (Новосибирск), «Элемент-Лизинг», (Москва), «Каркаде-лизинг» (Москва), «Механика роста Лизинг» (Красноярск), ЛК «Медведь» (Москва).

Популярности  автолизинга помогает снижение ставок и первоначального взноса лизингополучателя. По словам Елены Дергач, «первоначальный платеж по договору лизинга может быть и нулевым — в случае если договор заключается на полгода. Понятно, что чем больше первый взнос лизингополучателя, тем меньше переплата за автомобиль. Кроме ежегодного удорожания, для лизингополучателя предполагается только один «дополнительный платеж» — это страховка КАСКО. Отрадно, что сейчас уже все клиенты понимают необходимость автострахования. Страховая премия по грузовым машинам традиционно меньше — от 2% до 4% от стоимости транспортного средства (а не от стоимости лизингового договора), КАСКО для легкового транспорта стоит 5,5–8%. Страховая премия не облагается процентами и распределяется пропорционально на весь срок лизинга, фактически клиент получает рассрочку по уплате КАСКО».

На снижение среднегодового удорожания указывают  и в «Сибирском Лизинговом Центре». Здесь удорожание объекта лизинга  вместе с ежегодным страхованием автомобиля (или другого объекта  лизинга) составляет около 14% в год  и ниже.

Такие же показатели — от 8% до 14% — назвали  и в Новосибирской лизинговой компании. По словам начальника отдела лизинговых операций СЛК Ларисы Курусь, «лизинг автотранспорта, строительной и спецтехники занимает значительную долю в лизинговом портфеле Сибирской лизинговой компании, а точнее — больше 50% объема лизинговых сделок ежегодно. У нас процент удорожания — от 9%. Ставка удорожания по сравнению с прошлым годом снизилась в среднем на 3 процентных пункта».

Игроки  рынка активно снижают процент  удорожания и размер первоначального  взноса в массовом порядке. Так, в  ЛК «УРАЛСИБ» в рамках программы  «Автомобили в лизинг» минимальный  размер сделки составляет $5–7 тысяч. Специалисты  «УРАЛСИБа» указывают на существенное снижение за последний год по сравнению с предыдущим периодом комиссионных платежей, увеличение сроков финансирования — на период пять лет и более.

«В нашей  компании авансовый платеж уже может  достигать нижней планки в 15% от стоимости  объекта лизинга, — подтверждает тенденцию Алексей Спиридонов. —  Причем еще в начале года этот показатель у нас был на уровне 20–25%. Показатели лизингового рынка в большинстве  своем меняются сейчас очень динамично. Это следствие и конкуренции, и растущего спроса».

Еще одна особенность рынка, на которую указывают  специалисты лизинговой компании «УРАЛСИБ», — это создание лизинговыми компаниями стандартизированных, унифицированных  продуктов для «массового потребления». В этом случае пакет документов минимален, решение обычно принимается в  считанные дни, но риски, как признают сами лизингодатели, зачастую выше — меньше времени анализировать финансовое состояние «заемщика».

«Лидеры»  рынка лизинга — импортные  грузовые автомобили — обычно довольно дороги, а потому при снижении минимальной  стоимости объекта лизинга и  суммы договора растет средняя стоимость  заключаемых договоров. Так, в «Сибирском Лизинговом Центре» наиболее популярные ныне грузовые тягачи, составляя основу объемов лизинговых сделок, существенно  влияют и на средний размер заключаемых  сделок — в этой компании он составляет 1,8–2 млн рублей.

При всей популярности автолизинга потенциал роста еще сохраняется. Например, такой точкой роста может оказаться обеспечение лизинговыми компаниями поставок автобусов большой вместимости. После принятия постановления мэрии о замене малых пассажирских автобусов и микроавтобусов (ПАЗ и «ГАЗель») транспортом большей вместимости (марок МАЗ, НефАЗ, МаРЗ, «Волжанин») лизингодатели «хором» предложили автоперевозчикам соответствующие лизинговые программы. По оценкам одной из лизинговых компаний, сегодня по дорогам Новосибирска ездит более 1000 «немуниципальных» «пазиков» и более 1300 «ГАЗелей». Больших коммерческих автобусов всего около 300 единиц. Муниципальные власти только в этом году планируют заменить около 650 автобусов малой вместимости на большие. Но наиболее активного спроса следует ожидать и от частников, говорят лизингодатели. Это способно «всколыхнуть» рынок. Как пояснили в Сибирской лизинговой компании, «средняя стоимость ЛИАЗа — 2,5 млн рублей. В случае 5-летнего договора и 30% первоначального взноса ежемесячный платеж будет составлять около 45 тыс. рублей, что доступно для частных перевозчиков, а для многих из них является практически единственным способом расширить свой автопарк».

Информация о работе Лизинг-понятие, экономическое содержание, расчет эффективности