Лекция по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика"

Содержание

Предмет и метод экономической теории
Потребности, ресурсы и выбор
Экономические системы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 153.61 Кб (Скачать)
  1. Производство основано на обычаях и традициях (традиционное производство).
  2. Производство на основе командно-административной системы.
  3. Производство на основе рыночной организации системы хозяйствования.

 
Эти способы организации производства могут существовать в комбинации и сочетании друг с другом образуя так называемую транзитивную экономику.  
Экономическая или хозяйственная деятельность осуществляется как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (организаций) так и на уровне государства в целом. Исходя из этого, выделяют разделы экономической теории – микроэкономика и макроэкономика. 
Микроэкономика занимается изучением проблем на уровне отдельных производителей, макроэкономика исследует эти вопросы в национальном масштабе. 
Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. Конкретизацией проблемы выбора являются 3 фундаментальных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? 
Основными проблемами микроэкономики являются:

  1. Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ.
  2. Состояние отдельных рынков.
  3. Распределение ресурсов между альтернативными целями.

 
Современная микроэкономика состоит из 4 частей: 
Первая посвящена анализу закономерности образования потребительского спроса (здесь развиваются теории предельной полезности). 
Во второй части анализируются предложения, прежде всего, с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирование ее издержек в конкретных рыночных условиях. 
Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков. 
Четвертая часть – теория распределения. Здесь анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства. 
Объектами микроэкономики являются отдельные индивиды, домохозяйства (семья), фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределеми, а также целые отрасли экономики. 
В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономика подразделяется на нормативную и позитивную. 
Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопросы Что есть или может быть? а нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет какие условия экономики желательны или не желательны и отвечает на вопрос Что должно быть? 
2. Собственность как экономическая категория. 
Собственность – отношения возникающие между людьми по поводу производства и присвоения материальных благ и факторов производства в определенной социальной форме. 
В экономической теории собственность рассматривается с двух позиций юридической и экономической. 
Как юридическое понятие собственность представляет собой имущественное описание, определяющее, кому и что принадлежит. Юридическое понятие собственности включает 3 права: пользования, распоряжения и присвоения (право владения, пользования, распоряжения и присвоения – более полное толкование). 
Право владения – предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в своем владении. 
Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества и получения от него доходов. 
Право распоряжения – предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. 
Право присвоения – право обладания объектом собственности, то есть возможность его потребить и изменить, проявляются в определенной юридической форме – присвоение, отчуждение. 
Главным признаком, отличающим экономическую природу собственности от юридической, является то, что реальное присвоение определяется процессом производства, то есть собственность рассматривается как основа процесса производства создающего условия для присвоения благ и доходов. 
В современных условиях собственность понимается как набор прав или «пучок» прав собственности. Это означает, что собственностью являются не сами ресурсы, а доля или «пучок» прав на их использование. 
Основными элементами этого «пучка» являются права на: 1) bcrk.xtybt из доступа к ресурсам других агентов, 2) получение ресурса, 3) получение от него дохода, 4) передачу всех предыдущих полномочий. 
Отношения собственности – это, по сути, система исключений доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения доступа к ресурсам, то они ничьи, то есть принадлежат всем. Такие ресурсы не являются объектом собственности. 
Форма собственности – принадлежность разнообразных объектов собственности определенным собственникам. 
В РФ признаются частная, государственная, коллективная и другие формы собственности. 
Частная собственность – правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода, обладает отдельный индивид, группа. Частная собственность выступает в 2 видах: трудовая и нетрудовая.

 Государственная  собственность – система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Различают: федеральная собственность – на уровне всего народного хозяйства; коммунальная собственность – на уровне края, области; муниципальная собственность – на уровне района, города, села.  
Коллективная собственность – система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства. Формами коллективной собственности являются: кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов и т.д. 
Смешанная собственность – сочетание различных форм собственности. 
При реализации прав собственности возможно разделение прав пользования и распоряжения. Это означает, что трудятся одни, а распоряжаются другие. Экономическую власть имеют те, кто распоряжается доходами, а те, кто ими не распоряжается, находятся в экономической зависимости.  
Собственность может переходить из одной формы в другую, и такой переход может осуществляться разными методами. Наиболее важные из них:

  1. Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, банки, связь) в собственность государства. 
    Процессом обратным национализации является приватизация.
  2. Приватизация – передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер или быть частичной.  
    Приватизация может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
  3. Денационализация – возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.
  4. Реприватизация – возврат в частную собственность государственной собственности возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. у частных собственников.  
    Приватизация является частью более широкого процесса разгосударствления экономики. 
    Разгосударствление – переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

3. Экономическая  система: сущность, основные виды  и модели. 
Любая страна имеет свою экономическую систему. 
 
Экономическая система – особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и духовных благ и услуг.  
Каждая экономическая система состоит из объектов, субъектов и экономических связей. 
Объекты экономической системы – все то, на что направлена деятельность человека. 
Под субъектами понимают всех тех, кто осуществляет хозяйственную деятельность. 
Связи (прямые и обратные) – производственные (экономические) отношения, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.  
Различают следующие виды экономических отношений: социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические и др.  
Экономические системы: традиционная, смешанная, командно-административная, рыночная. 
Существуют различные модели хозяйствования: западная, американская, европейская, японская и т.д. 

 
4. Блага, производительные  силы и процесс труда. 

Источником удовлетворения потребностей являются блага. Наиболее распространенным является мнение, определяющее блага как любой положительный эффект. 
Блага – это любая полезность (предмет, явление, продукт труда) удовлетворяющая определенную человеческую потребность.  
Согласно различным признакам выделяют блага: материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д. Важнейшими являются первые две группы. 
К материальным благам относятся: дары природы (климат, земля, воздух) и продукты производства (здания, машины, продукты питания и т.д.). 
Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека (здравоохранение, искусство, театры, музеи, образование). Нематериальные блага делятся на внешние и внутренние. Внутренние блага даны человеку от природы и он их развивает (таланты: слух, голос и т.д.). Внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (наработанные связи, отношения между людьми). 
В основе деления благ на экономические (свободные, даровые) и не экономические лежит соотношение между имеющейся потребностью в благах и доступным для их распоряжения объемом.  
К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть те, которые можно получить в количестве ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов. 
Не экономические или свободные блага предоставляются природой без усилий человека. 
Производительные силы – это совокупность средств производства и людей обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие. Производительные силы образуют ведущую сторону общественного производства и каждой ступени производительных сил соответствуют определенные производственные отношения.  
Процесс труда составляет материальную основу процесса производства. Основными элементами процесса труда являются:  
 
- труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность;  
- предметы труда;  
- средства труда.  
Предметы труда – это то, на что направлен труд человека и что составляет материальную основу будущего готового продукта.  
Средства труда – это вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, то чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт (экономические ресурсы, факторы производства: труд, земля, капитал). 
Труд – возможные способности, навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг.  
Рабочая сила – совокупность физических и духовных сил человека, его способность к труду. 
Капитал – здания, сооружения, оборудование.  
5. Понятие производственных возможностей.  
Экономисты не определяют цели, которые ставят перед собой отдельные люди или общество. Их интересует лишь то, каким образом люди реализуют свои желания и потребности или субъективно понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей и что из этого может получиться.  
В процессе выбора, связанного с ограниченностью ресурсов, по мнению экономистов, люди сталкиваются с необходимостью решения трех фундаментальных задач или вопросов: 
1. Что? То есть какие товары и в каком количестве производить. 
2. Как? То есть с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производить нужные людям блага.  
3. Для кого производить эти ограниченные жизненные блага. 
Простейшим приемом для решения проблемы: что, как, и для кого производить является построение графика производственных возможностей.  
 
 
 
Анализ использования экономических факторов (ресурсов) для  
производства средств производства и предметов потребления.  
По оси абсцисс откладываем количество предметов потребления (х), а по оси ординат – количество средств производства (y). Кривая ABCD называется границей производственных возможностей и характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном  
использовании всех имеющихся ресурсов.   
Следовательно, каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию единиц товаров этих двух видов.  
Например, точке В соответствуют Хb единиц предметов потребления и Yb единиц средств производства.  
 
Рассмотрим точку F внутри производственных возможностей. Эта точка представляет такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов.  
Точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании имеющихся производственных ресурсов и существующей технологии. Таким образом, кривая ABCD, то есть граница области производственных возможностей характеризует одновременно и возможный и желаемый выпуск продукции. 
Сравним точки В и С.  
Экономисты называют количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу – альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей. 
Кривая ABCD выпукла вправо-вверх (вогнута к началу координат) – это связано сем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, а другие средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо-вниз, и изменяя, таким образом, структуру производства в пользу увеличении выпуска предметов потребления, придется вовлекать в производство все в большей мере сравнительно малоэффективные для производства предметов потребления ресурсы, поэтому, каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать все большего сокращения производства средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой к данной оси будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты. 
Общество может выйти за границу ABCD, то есть сдвинуть ее вверх-вправо, для этого необходимо, чтобы увеличилось количество ресурсов. Расширение производственных возможностей происходит за счет технических и экономических нововведений и за счет увеличения производственных ресурсов. 
 
6. Понятие рынка.  
Рынок – место продажи и предложения товаров, место, где встречаются продавец и покупатель и где совершаются сделки.  
 
Для единого рынка необходимы: свободная циркуляция информации, свободное продвижение продавцов и покупателей, при этом каждый продавец и каждый покупатель действуют в соответствии со своей выгодой. 
 
Границы рынка одного товара определяются тем, на какое расстояние этот товар можно ввозить и при этом рассчитывать, что его цена позволит покрыть затраты и на перевозку. 
 
Границы рынка устанавливаются естественным образом и зависят от характера самого товара, затрат на его перевозку и других причин. 
 
Границы рынка могут также определяться запрещающими условиями. С точки зрения рынка, на одной чаше весов будут деньги всех покупателей, а на другой – весь товар (равновесие), в таком случае получается, что покупательная сила их денег уравновешивается продажной силой продавцов, а точнее продажной силой их товаров. 
 
Рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающее экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающее объем продуктами труда. 
 
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей. 
 
Функции рынка:

          1.  
            Интегрирующая.
          2.  
            Регулирующая – рынок воздействует на все сферы экономики.
          3.  
            Стимулирующая – производство новых благ.
          4.  
            Ценообразующая или эквивалентная - роль рынка в эквивалентном обмене посредством установления равновесных цен.
          5.  
            Контролирующая – предъявление достаточно высоких требований к качеству продукции ( в результате конкуренции).
          6.  
            Посредническая – состоит в том, что рынок сводит вместе продавцов и покупателей для возможности совершения между ними эквивалентного обмена к взаимной выгоде.
          7.  
            Информационная – рынок предоставляет полную информацию своим субъектам о ценах, процентах, кредитах, спросе и предложении на товар и т.д.
          8.  
            Экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
          9.  
            Функция реализации интересов рыночных субъектов – обеспечение взаимосвязи этих субъектов. Экономический интерес продавцов состоит: на сколько возможно большого дохода, а покупателей – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами.

 
^ Роль рынка в процессе общественного воспроизводства:

          1.  
            Выдавать сигнал производству с помощью обратных первичных связей, что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
          2.  
            Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономки.
          3.  
            Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
          4.  
            Санитарная роль рынка, которая состоит в том, что неконкурентноспособные производители должны уйти с рынка.

 
^ 7. Спрос, закон спроса, кривая спроса. 
Спрос - желание покупателей приобрести какой-либо товар, зависящее от ряда факторов. 
QD = f (P, Pа, Рb,…, I,T,W) - функция спроса, где 
P – цена данного товара, 
 
Pa, Pb,…. - цены других товаров, 
 
I – денежный доход, 
 
T – вкусы и предпочтения потребителей, 
 
W – накопленное имущество, 
 
QD – объем спроса на данный товар. 
 
Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих факторов. 
 
Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. 
 
Спрос появляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов влияющих на спрос.  
 
Допустим, что все факторы, оказывающие влияние на объем спроса остаются неизменными за исключением одного фактора – цены, рассматриваемого товара (P), тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены. 
 
QD = f (P) 
 
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. 
 
^ Закон спроса: количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении, при этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.  
 
Такое определение закона спроса дал английский экономист Маршалл.

 
 
 
^ Кривая спроса  
В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса или кривой спроса. 
 
Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цена P2 больше цены P1 и цене P2 соответствует объем спроса Q2. По закону спроса Q2 меньше, чем Q1.  
 
Кривая спроса отражает обратно-пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. 
 
Обратная зависимость, постулируемая законом спроса, между ценой и объемом благ называется законом отрицательного наклона кривой спроса. 
 
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам: 
 
1. Эффект замены (замещение). 
 
2. Эффект дохода (покупатели чувствуют себя беднее). 
 
^ 8. Предложение, закон предложения, кривая предложения. 
Предложение – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. 
 
^ Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов. 
QS = f (P, Pa, Pb, ….K, C, Z) 
QS – объем предложения данного товара, 
 
P – цена данного товара, 
 
Pa, Pb,… - цены других товаров, 
 
K – характер применяемой технологии, 
 
C – налоги и дотации, 
 
Z – природно-климатические условия. 
 
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Если все факторы, определяющие объем предложения кроме цены рассматриваемого товара (P) предположить неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара только от его цены. 
 
QS= f (P) 
 
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. 
 
^ Закон предложения: c повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, а со снижением цен предложение сокращается. 
 
 
^ Кривая предложения 
Цене P1 соответствует количество предложения Q1, цена P2 больше цены P1 и цене P2 соответствует объем предложения Q2. 
 
 
^ 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. 
Совмести линии спроса DD и предложения SS на одном графике. 
 
 
 
Координатами точки E являются равновесная цена PE и равновесный объем QE. В этой точке достигается равенство:  
 
QE = QS = QD 
 
В состоянии равновесия рынок сбалансирован и ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, при такой цене объем спроса будет в точке Q1, а объем предложения составит Q2. В таком случае объем предложения существенно превышает объем спроса и продавцу необходимо снизить цену. 
 
Избыток предложения Q’2 - Q’1 будет оказывать понижающее давление на цену.  
 
Если цена P” ниже равновесной цены, то объем предложения будет Q” и возникнет дефицит (Q’1 - Q’2). 
 
Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток (Q”2 - Q”1) будет оказывать повышающее давление на цену, и такой процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне PE, при котором объемы спроса и предложения равны. 
 
Равновесие на рынке товаров связывают с совпадением желаний продавцов и покупателей. Речь идет о желании продать какой-то объем товаров по какой-то цене и желаний купить какой-то объем товара по этой цене. Когда эти желаемые объемы товаров совпадут, тогда и состоится сделка, то есть продажа и покупка, а весы уравновесят желание, покажут всем, по какой цене продаются товары. 
 
В равновесие на рынке приходят две силы: спрос и предложение. 
 
Равновесие на рынке при определенных условиях оказывается устойчивым. Любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние. 
 
Выделяют 4 варианта влияния сдвигов кривых на цену и объем благ:

Информация о работе Лекция по "Экономике"