Лекция по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика"

Содержание

Предмет и метод экономической теории
Потребности, ресурсы и выбор
Экономические системы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 153.61 Кб (Скачать)

СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО  КОМПЛЕКСА

 

Тема 1. Базовые экономические понятия

 

  1. Предмет и метод экономической теории
  2. Потребности, ресурсы и выбор
  3. Экономические системы

 

Экономика – особая сфера  общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять  материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических  отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая  наука.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в  процессе поиска эффективных путей  использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Нормативная экономика –  это направление в экономической  науке, основанное на оценочных суждениях  относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика  означает анализ фактов, на основе которых  формулируются принципы экономического поведения.

Методы экономической  теории:

1. Абстракция, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.

2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.

4. Математические методы.

5. Моделирование. Модель – упрощенная картина действительности.

Теоретическая экономика  учит понимать сложный экономический  мир, вырабатывает экономический тип  мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

2. Потребности, ресурсы  и выбор

Экономическая наука изучает  экономические потребности и  способы их удовлетворения.

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической  деятельности.

Потребности подразделяются на:

первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда);

вторичные, к которым относятся все остальные потребности.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.

Одни из них имеются  в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Экономические блага делятся  на:

·      долговременные, предполагающие многоразовое использование;

·      недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для  производства экономических благ.

К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские  способность и информация.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что  находит свое выражение в производственной функции.

Q = f (F1, F2,…, Fn),

где Q - объем производства,

F1, F2,…, Fn - используемые производственные ресурсы.

Множественность экономических  целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.

Экономический выбор – выбор  наилучшего из альтернативных вариантов  использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают  экономические проблемы: что, как  и для кого производить. Экономическая  наука разрабатывает наилучшие  варианты решения этих проблем. В  последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства.

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий  агент стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих  потребностей, фирма – прибыли, государство  – уровня благосостояния.

2. Экономический кругооборот

Экономические блага движутся не сами по себе, они выступают как  средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие  в производстве, обмене и потреблении  экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью  экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства  и фирмы. Домохозяйства предъявляют  спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют  спрос на ресурсы, предлагая потребительские  товары и услуги. В рыночной экономике  существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

3. Экономические системы

 

 

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества.

Экономические системы  прошли в своем развитии три ступени:

1. Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное  производство. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них. Производство носило ограниченный, локальный характер.

Отсутствие общественного  разделения труда, замкнутость, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение всех потребностей за счет собственных  ресурсов составляют главные черты  натуральной формы хозяйства. Технические  изобретения и передовые производственные навыки распространялись крайне медленно, т.к. в условиях господства натурального хозяйства уровень производительности труда одного хозяйства не оказывал влияние на другое. Производители опирались на силу традиции, поэтому такую экономическую систему называют традиционной.

2. Индустриальное общество. Промышленная революция означала качественный скачок в развитии производительных сил, замену естественных производительных сил общественными в качестве ведущего и определяющего типа. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное происходили глубокие изменения в содержании и характере труда. Индустриальный труд вытеснил аграрный, город потеснил деревню. Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер.

Углубляется разделение труда, развивается его специализация, кооперация и комбинирование. Тем  самым создаются предпосылки  для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека (его физической силы, скорости движения, слуха и т.д.). Все это  предъявляет новые требования к  формам организации бизнеса, рациональному  использованию всех ресурсов, развитию научной организации труда, производства и управления.

3. Постиндустриальное  общество. В ходе НТР наука превращается в непосредственную производительную силу, возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В современной экономической системе лимитирующим фактором становятся информация и накопленные знания.

НТР создает предпосылки  для развития отношений свободной  индивидуальности. Личность выступает  как самоцель общечеловеческого  развития, одновременно являясь орудием  прогресса.

В современном мире существуют  следующие экономические системы:

а) традиционное общество;

б) командно-административная экономика;

в) рыночная экономика;

г) смешанная экономика.

Командная экономика. Это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. 

Характерной чертой командной  экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит НТП. Государственное регулирование  цен, монополизм производства закономерно  порождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит  возникает в условиях всеобщей занятости и поной загрузке производственных мощностей.

Смешанная экономика. Это такой тип общества, который синтезирует элементы первых двух систем. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние активной деятельности государства, а также опыта и традиций страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

  1. Сущность  рынка

  1. Условия возникновения рынка

  1. Структура рынка, его функции

  1. Рыночная  экономика

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с  поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой  прав собственности, заключением контракта  и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).

Одна из главных проблем  функционирования рынка – это  проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым  рынок способствует перераспределению  доходов в пользу лучше хозяйствующих  субъектов.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой  социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ.

По широте охвата различают: локальные, национальные и международные рынки.

По объектам купли-продажи различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов. Наряду с товарным существует денежный рынок.

2. Условия возникновения  рынка

1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда  – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность  исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

3. Структура рынка, его  функции

Рынок представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков:

1) рынок рабочей силы;

2) рынок средств производства (инвестиционных ресурсов);

3) потребительский рынок  (рынок продовольствия, одежды, мебели  и т.д.);

4) финансовый рынок.  Обеспечивает подвижность капиталов.  Он разделяется на:

а) денежный рынок (рынок  краткосрочных кредитных операций, краткосрочных ценных бумаг, валютный, учетный, межбанковский рынки);

б) рынок капиталов (рынки  средне- и долгосрочных ценных бумаг  и банковских кредитов);

5) рынок услуг;

6) рынок технологий;

7) рынок духовных благ.

Рынок оказывает большое  влияние на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функций:

1) Информационная. Через  меняющиеся цены, ставки рынок  дает участникам производства  информацию об общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве  товаров и услуг. 

2) Посредническая. Рынок  позволяет продавцу и покупателю  найти друг друга.

3) Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.

4) Регулирующая. Рынок  дает ответ на вопросы: что  производить? Для кого? Как производить? 

Информация о работе Лекция по "Экономике"