Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика"
Предмет и метод экономической теории
Потребности, ресурсы и выбор
Экономические системы
СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
Тема 1. Базовые экономические понятия
Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.
Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Нормативная экономика –
это направление в
Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.
Методы экономической теории:
1. Абстракция, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.
2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.
3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.
4. Математические методы.
5. Моделирование. Модель – упрощенная картина действительности.
Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.
Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Потребности подразделяются на:
первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда);
вторичные, к которым относятся все остальные потребности.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.
Одни из них имеются в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Экономические блага делятся на:
· долговременные, предполагающие многоразовое использование;
· недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Экономические ресурсы (факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.
К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способность и информация.
Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.
Q = f (F1, F2,…, Fn),
где Q - объем производства,
F1, F2,…, Fn - используемые производственные ресурсы.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.
Экономический выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства.
В экономической теории
предполагается, что каждый хозяйствующий
агент стремится к
Экономические блага движутся не сами по себе, они выступают как средства связи между экономическими агентами.
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребительские товары и услуги. В рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества.
Экономические системы прошли в своем развитии три ступени:
1. Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них. Производство носило ограниченный, локальный характер.
Отсутствие общественного
разделения труда, замкнутость, самообеспеченность
ресурсами, а также удовлетворение
всех потребностей за счет собственных
ресурсов составляют главные черты
натуральной формы хозяйства. Технические
изобретения и передовые
2. Индустриальное общество. Промышленная революция означала качественный скачок в развитии производительных сил, замену естественных производительных сил общественными в качестве ведущего и определяющего типа. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное происходили глубокие изменения в содержании и характере труда. Индустриальный труд вытеснил аграрный, город потеснил деревню. Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер.
Углубляется разделение труда, развивается его специализация, кооперация и комбинирование. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека (его физической силы, скорости движения, слуха и т.д.). Все это предъявляет новые требования к формам организации бизнеса, рациональному использованию всех ресурсов, развитию научной организации труда, производства и управления.
3. Постиндустриальное общество. В ходе НТР наука превращается в непосредственную производительную силу, возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В современной экономической системе лимитирующим фактором становятся информация и накопленные знания.
НТР создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития, одновременно являясь орудием прогресса.
В современном мире существуют следующие экономические системы:
а) традиционное общество;
б) командно-административная экономика;
в) рыночная экономика;
г) смешанная экономика.
Командная экономика. Это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит НТП. Государственное регулирование цен, монополизм производства закономерно порождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и поной загрузке производственных мощностей.
Смешанная экономика. Это такой тип общества, который синтезирует элементы первых двух систем. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние активной деятельности государства, а также опыта и традиций страны.
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Для осуществления сделки
необходимы издержки, связанные с
поиском информации, ведением переговоров,
определением качественных и количественных
характеристик покупаемого
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
Общественные потребности
выявляются с помощью системы
цен. Они передают информацию, которая
служит стимулом к применению наиболее
экономичных методов
В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
По широте охвата различают: локальные, национальные и международные рынки.
По объектам купли-продажи различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов. Наряду с товарным существует денежный рынок.
1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.
2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.
3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.
Рынок представляет собой
систему отдельных
1) рынок рабочей силы;
2) рынок средств производства (инвестиционных ресурсов);
3) потребительский рынок (рынок продовольствия, одежды, мебели и т.д.);
4) финансовый рынок.
Обеспечивает подвижность
а) денежный рынок (рынок
краткосрочных кредитных
б) рынок капиталов (рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов);
5) рынок услуг;
6) рынок технологий;
7) рынок духовных благ.
Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
1) Информационная. Через
меняющиеся цены, ставки рынок
дает участникам производства
информацию об общественно
2) Посредническая. Рынок
позволяет продавцу и
3) Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.
4) Регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?