Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:36, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика"
Предмет и метод экономической теории
Потребности, ресурсы и выбор
Экономические системы
Рынок немыслим без конкуренции (внутриотраслевой и межотраслевой).
5) Санирующая. С помощью
конкуренции рынок очищает
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя.
Существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, сколько и по какой цене реализовывать продукцию, каким образом тратить полученную выручку.
Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает:
· множество покупателей и продавцов;
· однородность товаров и услуг;
· отсутствие ценовой дискриминации;
· полную мобильность всех ресурсов;
· абсолютную информированность о ценах.
Основу рыночной экономики
составляет частная собственность.
Она является гарантией соблюдения
добровольно заключенных
Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Закон
спроса
2. Закон
предложения
3. Равновесная
цена
4. Устойчивость
равновесия
5. Паутинообразная
модель
6. Ценовая
эластичность спроса
7. Перекрестная
эластичность и эластичность спроса относительно
дохода
8. Эластичность
предложения
1. Закон спроса
Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.
Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене (рис.3.1а).
Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.
«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.
«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Закон не действует в следующих случаях:
q при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
q если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
q для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;
q при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).
Кроме цен на спрос влияют факторы:
1) изменение доходов потребителя (I);
2) изменение вкусов и предпочтений (Z);
3) ценовые и дефицитные ожидания (W);
4) колебание расходов на рекламу;
5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);
6) изменение количества покупателей (N);
7) прочие факторы (B).
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.
2. Закон предложения
Предложение – это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.
Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.
Qs = f (Р).
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.
Кроме того, на предложение влияют факторы:
1) цены факторов производства (Pr);
2) технология (K);
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;
4) размер налогов и субсидий (T);
5) количество продавцов (N);
6) прочие факторы (B).
Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.
Тема 4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ
1. Полезность
блага
3. Кривая
безразличия
4. Бюджетное
ограничение
5. Кривая
«доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
6. Эффект
дохода и эффект замещения
7. Взаимодополняемость
и взаимозаменяемость товаров и услуг
Полезность блага
– это способность
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.
Ими была выявлена закономерность,
что последовательно
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Равновесие потребителя – это
состояние, при котором он покупает
товары по данным ценам в таких
объемах, что расходует весь свой
доход и максимизирует
Условие равновесия потребителя:
где MUi – предельная полезность i-того блага;
Pi - цена i-того блага.
Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:
MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn .
Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MUi = Pi λ.
Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.
Тема 5. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ
БЛАГ
1. Производство
и факторы пр-ва
2. График
производственных возможностей
3. Закон
убывающей предельной производительности
4. Правило
наименьших издержек и правило максимизации
прибыли
5. Выбор
производственной технологии
6. Техническая
и экономическая эффективность
1. Производство и факторы пр-ва
Производство образует материальную основу экономики.
Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.
Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ.
Ресурсы делятся на 4 группы:
q природные (потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества);
q материальные (все созданные человеком средства производства);
q трудовые (трудоспособное население);
q финансовые (денежные средства общества).
Факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Выделяют 3 основных фактора производства:
¨ земля (сама земля и все естественные ресурсы);
¨ капитал (материальные и финансовые ресурсы);
¨ труд.
Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – зарплату.
Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:
Q = f (F1, F2, …, Fn),
где Q - max объем пр-ва при заданных затратах;
F1 - кол-во использованного фактора f1;
F2 - кол-во использованного фактора f2;
Fn - количество использованного фактора fn.
Тема 6. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПРИБЫЛЬ
1. Экономическая
и бухгалтерская прибыль
2. Постоянные,
переменные и общие издержки
3. Равновесие
фирмы в краткосрочном периоде
4. Равновесие
фирмы в долгосрочном периоде
Тема 7. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
1. Совершенная
конкуренция
2. Классификация
рыночных структур
3. Чистая
монополия
4. Монополистическая
конкуренция
5. Олигополия
6. Ценовая
дискриминация
7. Антимонопольное
законодательство и регулирование
Тема 8. РЫНОК ТРУДА. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОХОДОВ
1. Спрос
и предложение труда
2. Роль
профсоюзов на рынке труда
3. Экономическая
рента
4. Распределение
доходов
Тема 9. РЫНКИ КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ
1. Капитал
и ссудный процент
2. Предложение
и спрос на землю
3. Земельная
рента
Экономическая теория – наука, которая
изучает производственные отношения
и законы их развития. Предметом
изучения являются производственные отношения.
Под производственными
Экономическая теория – общественная
наука, которая изучает поведение людей
и групп в производстве, распределении,
обмене и потреблении материальных благ
в целях удовлетворения потребностей
при ограниченных ресурсах.
Потребность – внутреннее состояние человека,
отражающее физиологический или психологический
дефицит чего-либо, который вызывает ощущение
дискомфорта. Последнее влияет на чувства,
поведение и мышление людей.
Экономические потребности представляют
собой внутренние побудительные мотивы,
осуществление хозяйственной деятельности
в рамках определенной системы экономических
отношений.
Хозяйственная деятельность людей представляет
собой комплекс разнообразных явлений
и процессов, в котором выделяют 4 стадии:
производство, распределение, обмен и
потребление.
Производство – это процесс создания
материальных и духовных благ необходимых
для существования и развития человека.
Производство
– это преобразование вещества природы
(ресурсов) в готовые продукты (экономические
блага).
Распределение
– это процесс определения доли, количества,
пропорции в которой каждый хозяйствующий
субъект принимает участие в производственном
продукте.
Обмен – процесс
движения материальных благ и услуг от
одного субъекта к другому и форма общественной
связи производителей и потребителей
опосредствующая общественный обмен веществ.
Потребление
– процесс использования результатов
производства для удовлетворения определенных
потребностей.
Ограниченность ресурсов понимается не
только в физическом смысле, но и как не
возможность полного удовлетворения потребностей
всех членов общества одновременно.
Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию
за их использование. Эта конкуренция
отражает противоречия между наличием
ресурсов и возможностью их использования,
которые разрешаются при 3 способах организации
производства: