Отрицательные:
- для государства-донора
результатом будет снижение налоговых
поступлений;
- человек в разные
периоды своей жизни по-разному связан
с государственными финансами: дети, подростки,
старики являются преимущественно потребителями
государственных средств, люди среднего
возраста - поставщиками. Страна теряет
затраты, которые понесла на образование
и квалификацию работников;
- истощение интеллектуального
потенциала страны-донора;
- постоянная ориентация
страны-донора на экспорт рабочей силы
порождает у молодого поколения недоверие
в перспективы национальной экономики;
Т.о.
наличие отрицательных последствий
международной миграции рабочей
силы приводит к необходимости выработки
государственной миграционной политики.
Система
национального и
международного регулирования
миграционных процессов
Проблемы,
связанные с регулированием процессов
миграции, решаются в строгом соответствии
с национальным законодательством. На
сегодняшний день в государствах мирового
сообщества сложилась целая система мер
регулирования межстрановой миграции
рабочей силы, включающая в себя законодательство
о юридическом, политическом и профессиональном
статусе мигранта.
Государство
с целью регламентации процессов
трудовой миграции проводит определенную
миграционную политику.
Государственная
миграционная политика – целенаправленная
деятельность государства по регулированию
процессов экспорта и импорта рабочей
силы из данной страны или в неё.
В каждой
стране существует ряд
органов, занимающихся этими вопросами:
- Министерство
иностранных дел (МИД) - выдает через консульское
управление въездные визы;
- Министерство
юстиции - в лице службы по иммиграции,
а также органов пограничного контроля
исполняют режим въезда;
- Министерство
труда - надзор за использованием иностранной
рабочей силы.
Государственная
миграционная политика подразделяется
на два вида: эмиграционную и иммиграционную,
которые имеют различные цели и методы
регулирования.
Эмиграционная
политика включает косвенные
методы регулирования, призванные создать
благоприятный эмиграционный климат,
а также прямые методы, нацеленные на
регулирование объемов и структуры эмиграционных
потоков.
- валютная и банковская
политика поощрения валютных переводов
из-за рубежа; предоставление льгот по
валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам
ценных бумаг, не облагаемых налогами;
- выдача кредитов
и предоставление льгот реэмигрантам
на постройку и приобретение жилья;
- таможенная политика,
предусматривающая таможенные льготы
для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
- специальные эмиграционные
программы;
- требования к субъектам
трудовой миграции: к фирмам-посредникам,
трудящимся-мигрантам;
- экспансионная
политика, направленная на завоевание
рабочих мест на рынках зарубежных стран
(поощрение выезда таких специалистов,
работа которых потребует экспорта отечественной
продукции);
- структурная политика,
основными элементами которой могут выступать:
- лимитирование
выдачи заграничных паспортов (Бирма,
Вьетнам, Китай, Южная Корея);
- запрет (прямой
и косвенный) на выезд отдельных категорий
работников и введение эмиграционных
квот;
- установление сроков
обязательной работы в стране после завершения
образования за государственный счет.
Если
страна заинтересована в отъезде
своих работников в другие страны,
то она проводит мягкую интерполитику,
предусматривающую различные льготы отъезжающим.
В противном случае проводится жесткая
фильтрация.
Иммиграционная
государственная политика призвана
защитить национальный рынок труда
от неконтролируемого притока мигрантов,
обеспечить рациональное использование
их труда.
Большинство
стран регулируют иммиграцию. Иммиграционные
службы осуществляют функции контроля
за въездом в страну. В круг их обязанностей
входят выдача въездных виз, разрешений,
согласование их с заявками предпринимателей
относительно найма на работу, а также
контроль за временем пребывания иностранной
рабочей силы в стране.
В большинстве
стран разрешение на въезд выдается после
подписания контракта с нанимателем и
на основании заключения министерства
труда, что данная работа не может быть
выполнена местными рабочими. В ряде случаев
необходимо согласие профсоюзов данной
отрасли.
Основные
требования и ограничения для мигрантов
(инструменты иммиграционной политики):
- профессиональная
квалификация (наличие сертификата об
образовании);
- стаж работы по
специальности (США – 5 лет, Австралия
– 3 года, Кипр – 2 года);
- ограничения по
возрасту и здоровью (в Швеции и Норвегии
возраст буровиков-нефтяников ограничен
20-40 годами);
- ограничения личностного
характера (т.н. социальная чистка): политический
и социальный облик, судимость (в США ограничивается
въезд членов коммунистической или любой
другой партии тоталитарного типа, в Ирландии
отказывают иностранцам, ранее осужденным
на срок более 1 года);
- прямое квотирование
импорта рабочей силы (для всей экономики
или для отдельной отрасли) (в Греции соотношение
численности иностранцев и местных рабочих
на предприятиях должно составлять 1:10;
- финансовые ограничения,
т.е. необходимость наличия определенной
суммы и доказательства ее происхождения;
- временные ограничения
- законодательства большинства стран
устанавливают максимальные сроки пребывания
рабочих на их территории (в Польше – на
0,5 года, в Норвегии и России – на 1 год);
- национально-географические
приоритеты - решение этого вопроса должно
быть недискриминационным, т.е. не в обиду
другим странам. Чаще всего этот пункт
решается при помощи лотереи (в США - Green
Cart);
- явные и скрытые
запреты:
- явный запрет –
перечень отраслей и специальностей, по
которым иностранцам работать нельзя;
- скрытый (косвенный)
запрет – перечень приоритетных специальностей
для въезда;
- в любой стране
существует запрет на нелегальную миграцию,
за которую предусмотрены депортация,
денежные штрафы, тюремное заключение,
огромные штрафы на посредников.
Меры,
предпринимаемые правительствами развитых
стран для ограничения
количества иностранных
рабочих:
- принудительная
репатриация незаконных мигрантов;
- материальная помощь
желающим уехать добровольно (Франция,
Германия, Нидерланды). Эффективность
мер невысокая, а бюджетные расходы немалые;
- программы профессиональной
подготовки иностранных работников. Получив
престижную специальность, иностранные
работники должны вернуться домой и получить
высокооплачиваемую работу (Германия,
Франция);
- экономическая
помощь странам массовой эмиграции, т.е.
строительство совместными средствами
предприятий на территории страны-донора
(ФРГ - Турция, Нидерланды - Югославия).
В целом
каждая страна вырабатывает свои меры
по регулированию притока и оттока
рабочей силы в зависимости от
внутриэкономического положения данной
страны. Причем приоритеты в данной области
отдаются национальным государствам.
Международная
миграция рабочей силы осуществляется
на основе национальных законодательств
и подписанных двухсторонних и многосторонних
договоров (соглашений) между странами
об использовании труда мигрантов и их
социально-экономических правах.
На
международном уровне этим занимаются:
- МОТ – Международная
организация труда (РБ член с 1999 г.), осуществляет
деятельность по следующим направлениям:
разработка конвенций и рекомендаций
о труде, оказание технической помощи
развивающимся странам, обучение и просвещение
по вопросам, входящим в круг деятельности
МОТ. Отличительной особенностью участия
в МОТ стран-членов является трехсторонний
принцип представительства – от правительства,
работодателей и профсоюзов. Разработка
конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая
форма деятельности МОТ. Содержащиеся
в них международные нормы о труде охватывают
самые разные области трудовых отношений
и социальных вопросов. Нормы МОТ содержат
не только перечисление прав мигрантов,
но и обязанности социальных служб стран
иммиграции;
- МОМ – Международная
организация по миграции – разрабатывает
программы, направленные на упорядочение
миграционных потоков, оказание практической
помощи в организации миграции (способствует
упорядочению и планированию миграции
граждан, перемещению квалифицированной
рабочей силы и членов их семей, которые
могут содействовать развитию принимающей
страны, организует перемещение беженцев
и др.). В мае 1999г. было ратифицировано Соглашение
о сотрудничестве между правительством
РБ и МОМ;
- УВКБ – Управление
Верховного комиссара по делам беженцев
при ООН – занимается вопросами защиты
беженцев, реализации долгосрочных решений,
в первую очередь, репатриации;
- СОПЕМИ – система
постоянного наблюдения за миграцией
при ОЭСР, которая координирует деятельность
национальных иммиграционных управлений.
Государственная
миграционная политика РБ направлена
на соблюдение государственных интересов,
углубление интеграционных процессов
в международный рынок труда, совершенствование
регулирования экспорта и импорта рабочей
силы. РБ выполняются все обязательства
в отношении использования труда иностранной
рабочей силы (признание документов, вопросы
налогообложения, соц. страхования и обеспечения
и др.).
Международная
экономическая интеграция
Сущность,
цели и последствия
экономической интеграции
Экономическая
интеграция – процесс экономического
взаимодействия стран, приводящий к сближению
хозяйственных механизмов, принимающий
форму межгосударственных соглашений
и согласованно регулируемый национальными
или межгосударственными органами.
Предпосылки
международной экономической
интеграции:
- Близость уровней
экономического развития и степени рыночной
зрелости интегрирующихся стран. За редким
исключением межгосударственная интеграция
развивается либо между индустриальными
странами, либо между развивающимися странами.
Попытки заключения соглашений между
странами с разным уровнем развития обычно
начинаются с различного рода переходных
соглашений об ассоциации, специальном
партнерстве, торговых преференциях и
т.д.
- Географическая
близость интегрирующихся стран, наличие
в большинстве случаев общей границы и
исторически сложившихся экономических
связей. Большинство интеграционных объединений
мира начинались с нескольких соседних
стран, расположенных на одном континенте,
в непосредственной географической близости
друг от друга.
- Общность экономических
и иных проблем, стоящих перед странами
в области развития, финансирования, регулирования
экономики, политического сотрудничества
и т.д.
- Демонстрационный
эффект. В странах объединения обычно
происходят положительные экономические
сдвиги (ускорение темпов экономического
роста, снижение инфляции, рост занятости
и пр.), что оказывает определенное психологическое
воздействие на другие страны.
- «Эффект домино».
После того как большинство стран того
или иного региона стали членами интеграционного
объединения, остальные страны, оставшиеся
за его пределами, неизбежно испытывают
определенные трудности, связанные с переориентацией
экономических связей стран, входящих
в группировку, друг на друга. Поэтому
неприсоединившиеся страны высказывают
заинтересованность в подключении к интеграционным
процессам просто из-за опасения остаться
за его пределами.
Цели
международной интеграции:
- Использование
преимуществ экономики масштаба.
- Создание благоприятной
внешнеполитической среды.
- Решение задач
торговой политики.
- Содействие структурной
перестройке экономики.
- Поддержка молодых
отраслей национальной промышленности.
Экономика
государства, вступающего в интеграционное
объединение, начинает испытывать воздействие
общих процессов, характерных для взаимодействующих
партнеров. Во многом эти процессы имеют
позитивный характер, однако наблюдаются
и некоторые отрицательные тенденции.
Позитивные
последствия интеграции
для национальных
хозяйств:
- расширение масштабов
рынка, которое повышает скорость оборота
капитала благодаря эффекту увеличения
предложения, что имеет особенно большое
значение для малых и средних стран, национальных
рынок которых ограничен;
- развитие производственной
и непроизводственной инфраструктуры
стран-участниц, которое снижает накладные
расходы;
- увеличение миграционного
оборота между странами, позволяющего
урегулировать многие социально-экономические
проблемы;
- ускорение темпов
информационно-технологического обмена,
содействующего снижению себестоимости,
повышению качества и конкурентоспособности
экспортной продукции;
- возрастание авторитета
и престижа члена интеграционного блока,
что обеспечивает ему лучшие позиции в
ходе различного рода торгово-экономических
переговоров.
Негативные
последствия интеграции
для национальных
хозяйств:
- отток ресурсов
из стран с более слабой экономикой в пользу
сильнейших партнеров – это может привести
к появлению «застойных, отсталых зон»
внутри группировки;
- возрастание роли
ТНК и национальных монополий как результат
слияний и заключения негласных картельных
соглашений между компаниями, которые
ограничивают «здоровую» рыночную конкуренцию;
- значительные издержки,
связанных с функционированием бюрократических
институтов интеграционного блока, о чем
свидетельствует опыт ЕС.
В работах
отечественных и зарубежных экономистов
указывается, что совокупная оценка положительных
и отрицательных моментов участия той
или иной страны в интеграционных группировках
достаточно сложна и неоднозначна. Однако
вполне понятно, что больший экономический
эффект от интеграции приобретают государства
с малым внутренним рынком, бедными ресурсами
и невысокой абсолютной долей в мировом
ВВП.