Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:50, лекция
Краткий курс лекций по макроэкономике
2. Макроэкономические субъекты. Секторы экономической деятельности. Резиденты и нерезидентные институциональные единицы.
Критерием выделения макроэкономических субъектов является выделение секторов их экономической деятельности.
Сектор-это совокупность субъектов, выполняющих однородные функции, принимающих аналогичные решения и имеющих схожие источники финансирования
Секторы экономической деятельности
Сектор экономической деятельности включает в себя институциональные единицы (макроэкономические субъекты).
Реальный сектор:
Государственный сектор:
Денежный сектор:
Институциональные единицы делятся на резидентов и нерезидентов.
Резиденты – все институциональные единицы, находящиеся постоянно на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала:
Нерезиденты
– все институциональные единицы, находящиеся
на территории иностранного государства,
даже если они являются филиалами институциональных
единиц данной страны.
Модель кругооборота
Механизм функционирования всей национальной экономики основан на системе связей между макроэкономическими субъектами – модель кругооборота.
В кругообороте отражается движение натуральных и денежных потоков (расходов и доходов) между различными секторами экономики. Кроме этих потоков в кругообороте участвуют запасы.
натуральные потоки (товарное обращение)
денежные потоки (денежное обращение).
Трансфертные платежи – это передача доходов, не требующая взамен каких-либо прямых ответных услуг экономического характера. Домашним хозяйствам – пенсии, стипендии, пособия, дотации. Предпринимательскому сектору – субсидии, субвенции.
Y – доход (доходы от факторов производства: з/п, рента, банковский %);
C – расходы домашних хозяйств на покупку произведенных товаров и услуг как отечественных, так и импортных;
G –
расходы государства (
I –
расходы фирм (привлечение заемных
средств для финансирования
X – экспорт;
IM – импорт;
NY, NT –
доходы от факторов
Y=C+G+I+(NY+NT+X-IM)
8. Совокупный спрос.
Совокупный спрос (AD) - это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги в течение года.
Компоненты совокупного спроса:
1) спрос домашних хозяйств - потребительский спрос (С);
2) спрос фирм – инвестиционный спрос (I);
3) спрос государства – государственные закупки товаров и услуг (G);
4) спрос иностранного сектора – чистый экспорт (Xn).
Таким образом AD=C+I+G+Xn.
Формула похожа на подсчет ВНП по расходам. Но есть отличие. ВНП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года. AD отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты.
Величина совокупного спроса зависит, прежде всего, от уровня цен. Это зависимость обратная. Чем выше общий уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса. Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен графически можно представить в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (см. рис. 33).
Каждая точка кривой совокупного спроса показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будут предъявлять спрос все макроэкономические агенты при каждом возможном уровне цен.
Рисунок
33. Кривая совокупного спроса
Величина совокупного спроса - реальный ВНП (ВНПr). Общий уровень цен (Р) - дефлятор ВНП.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими ценовыми факторами (эффектами):
Реальные денежные запасы = ,
где М – номинальное богатство индивидуума, которое может быть представлено как наличными деньгами, так и ценными бумагами с фиксированной номинальной стоимостью.
Р – общий уровень цен.
Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают величину потребления, а поскольку потребление является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), то есть ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожание кредита ведет к сокращению величины инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.
, где
MD – спрос на деньги;
R – процентная ставка.
3) Эффект импортных закупок или эффект Манделла-Флеминга: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате сокращается чистый экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.
.
Эти
три эффекта (ценовые факторы) влияют
на величину совокупного спроса и
обуславливают движение вдоль кривой
совокупного спроса. Неценовые факторы
оказывают влияние на сам совокупный спрос
(сдвиги кривой AD). Если под воздействием
неценовых факторов совокупный спрос
увеличивается, кривая AD сдвигается вправо,
а если сокращается – она сдвигается влево
(см. рис. 34).
Рисунок
34. Изменение совокупного спроса
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос относят:
1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы;
2)
факторы, воздействующие на
3)
факторы, воздействующие на
4)
факторы, воздействующие на
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:- уровень благосостояния потребителей; уровень текущего дохода; ожидания: ожидания изменения дохода в будущем; ожидания изменения уровня цен; налоги; трансферты; уровень задолженности домохозяйств; ставка процента по потребительскому кредиту; количество потребителей.
Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы: ожидания, связанные с ожидаемой нормой отдачи от инвестиций; ставка процента; величина дохода; налоги; трансферты; технологии; избыточные производственные мощности; величина запаса капитала фирм.
Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг: это экзогенная переменная и определяется государственными законодательными органами, то есть выступает параметром управления.
Факторы, воздействующие на чистый экспорт: величина ВНП и НД в других странах; величина ВНП и НД в данной стране; обменный курс национальной денежной единицы.
Неценовыми факторами также являются денежные факторы. Кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (уравнение обмена или уравнение Фишера):
MxV=PxQ,
где M - количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – уровень цен в экономике (дефлятор ВНП);
Q – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос (реальный ВНП).
Отсюда или .
Следовательно,
к неценовым денежным факторам относятся:
величина массы денег в обращении М; скорость
обращения денег V.