Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии.
Ключевыми понятиями темы являются: экономический цикл и нециклические колебания, депрессия, оживление, подъем, циклическая (волновая) динамика, неизбежность кризисов, материальная основа экономического цикла, «малые циклы» (циклы Кетчина), воспроизводственные циклы К. Маркса, строительный цикл Кузнецова, «длинные волны» Кондратьева.
Введение……………………………………………………………………………………… 2
Глава 1: Цикличность как форма движения рыночной экономики………………………………………………………………………………….. . 4
1.Цикличность роста развития рыночной экономики……………………………………...5
Глава 2: Экономический цикл……………………………………………………….. 7
2.1 Фазы и циклы. Динамика экономических показателей…………………………………. 9
2.2 Структурные кризисы…………………………………………………………………... 14
2.3 Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора………………… 15
Глава 3: Кризис во Вьетнаме………………………………………………………....17
3.1 Десятилетия роста и развития…………………………………………………………... 17
3.2 Ориентация на ХХI веке………………………………………………………………… 18
3.3 Роль государства в рыночной экономике………………………………………………. 19
3.4 Дефицит бюджета и источник его покрытия…………………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………………………… 24
Список литературы………………………………………………………………………
промышленностью, увеличивается экспорт, а, следовательно, и доход крестьян.
Программа развития промышленности предполагает обновление технологии на
большей части предприятий, быстрое развитие и создание ряда новых прибыльных
производств в сфере переработки сельскохозяйственных продуктов. Увеличивается
добыча и переработка нефти и газа, развиваются электронная промышленность и
информационная технология, машиностроение и производство материалов. К 2000 г.
намечено организовать ряд промышленных районов, включающих свободные
экономические зоны и высокотехнологичные районы, что должно благоприятствовать
строительству новых промышленных предприятий, в том числе в пригородах и
сельской местности.
К концу ХХ в. намечено уменьшить долю бедных в общем, числе семей в стране до
10% по сравнению с 20-25% в начале 90-х годов. Программа по устранению
голода и уменьшению бедности предполагает, в частности, выделение 10
трилеон донгов (около 800 млн. долл.) в поддержку наиболее бедных слоев
населения, чтобы они смогли наладить свое хозяйство, повысить его доход. В
конечном счете, это позволит в основном покончить с хроническим голодом, в
первую очередь
в районах компактного
высокогорных, глубинных и отдаленных районах, а также в районах, пострадавших
от стихийных бедствий.
Таблица 1
Основные показатели экономического роста | |||||||
1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1997 г. | |
Население (млн. чел.) | 66,2 | 67,8 | 69,4 | 71,0 | 72,5 | 73,9 | 76,6 |
Трудовые ресурсы | 37,8 | 38,9 | 39,8 | 40,8 | 41,8 | 42,8 | 43,7 |
Структура
ВВП (%):
сельское, лесное и рыбное хозяйство промышленность и капстроительство услуги |
38,7
22,7 38,6 |
40,5
23,8 38,7 |
33,9
27,3 38,8 |
29,3
28,9 41,2 |
29,7
30,6 42,6 |
29,0
29,1 41,9 |
26,0
31,0 43,0 |
ВВП (млрд.
донгов*):
в текущих ценах в ценах 1989 г. |
42,0
29,5 |
76,7
31,3 |
110,5
34,0 |
136
36,7 |
174,7
40,0 |
222,8
43,7 |
270,0
49,7 |
Прирост | – | 5,96 | 8,65 | 8,07 | 8,84 | 9,54 | 9,37 |
Источник: Центральное статистическое управление СРВ.
*В 1998 г. 1 долл.
= 12,98 тыс. донгов.
Оглядываясь на прошедшее десятилетие и рассматривая задачи развития страны можно
отметить активную роль государства в трех основных областях.
Во-первых, оно создает и обеспечивает безопасную, стабильную,
благоприятную и равноправную среду для хозяйственной деятельности всех
субъектов. Для выполнения этой задачи, прежде всего, создается правовая
структура, соответствующая рыночному механизму. Государство проводит политику
активной конкуренции, включающую обеспечение и поощрение равных прав участников
соревнования, контроль и ограничение монополии и нездоровой конкуренции. Дело в
том, что большая
часть монопольных
формируется не в результате развития, накопления и концентрации капитала и
других производственных факторов, а главным образом на основе концентрации
производства
путем административно-
народное хозяйство в целом. Эта тенденция прослеживается и сегодня.
Во-вторых, государство проводит эффективную макроэкономическую политику.
Четко разграничив
хозяйственную функцию
производственников. Однако государственные органы, в первую очередь
Министерство планирования и инвестиций, Государственный банк и Министерство
финансов, разрабатывают государственный макро план развития народного
хозяйства. Он носит лишь характер ориентировки и прогноза, и не
требует прямых ограничений в работе экономических организаций, особенно
предприятий.
В-третьих, государственное регулирование осуществляется в основном с
помощью рыночных принципов. Для достижения плановых целей государство
использует экономические меры воздействия на соотношение спроса и предложения и на цены и тем самым целенаправленно воздействует на интересы субъектов, работающих на рынке.
Примером такого государственного вмешательства в экономические процессы, чтобы изменить их в нужном направлении, служит реформа налоговой системы страны, ставшая сегодня эффективным макроэкономическим инструментом управления.
Прежняя налоговая система с ее многочисленными разновидностями, применяемыми дифференцированно в зависимости от экономического уклада, в новых условиях оказалась неэффективной и была заменена более совершенной.
До недавнего времени фискальная система включала 13 видов платежей, в том
числе 10 налогов: на торговую лицензию, с прибыли, на использование
сельскохозяйственных земель, на природные ресурсы, на жилую площадь, на
передачу права пользования землей, особый акцизный сбор, экспортные и
импортные пошлины, с оборота, подоходный налог с лиц, получающих высокий
доход, а также 3 платежа, носящие характер сборов, – налог на убой скота,
регистрационный сбор и сбор на составление документов.
В программе
налоговой реформы второго
с оборота постепенно заменяется налогом на добавленную стоимость в пределах
от 5 до 20%, налог с прибыли – корпоративным подоходным налогом в размере от
30 до 35%, а подоходный налог с лиц, получающих высокий доход, – единым
подоходным налогом, который охватывает и мелких предпринимателей, которые в
настоящее время платят налог с прибыли.
Кроме того, программа второго этапа намечает ввести в действие закон о налоге
на природные ресурсы, а также указы о сборах и взносах и об организации
налогового управления
и организации налогового принуждения.
В прошедшие десятилетия по различным причинам во Вьетнаме наблюдался большой
дефицит государственного бюджета (см. табл.2). Он оставался высоким даже
тогда, когда была обуздана гиперинфляция и было окончательно покончено с
кредитами Центрального банка на покрытие бюджетного дефицита, которые
достигали почти 60%.
Структура источников покрытия дефицита госбюджета стала коренным образом
меняться с 1991 г. (см. табл. 3). В этом году была доведена до минимума, а в
1992 г. полностью прекращена эмиссия денег, не обеспеченных золотовалютными
резервами страны. Это стало значительным достижением новой денежно-финансовой
политики государства,
позволившим стабилизировать
экономическое положение страны в целом. Но дефицит все же был довольно велик,
поэтому правительство было вынуждено увеличить сумму внутренних и иностранных
ссуд.
Коренная перемена в деятельности банковской системы и в денежной политике
проявляется в четырех главных аспектах. Во-первых, сформировалась
двухступенчатая банковская система, давшая Государственному банку право
осуществлять функции центрального банка, а торговым банкам – возможность
перейти к хозяйственной деятельности. Во-вторых, разработана и
проводится активная политика ограничения эмиссии денег, целью которой было
обуздание инфляции, стабилизация донга. В-третьих, применяется гибкий
механизм валютного контроля, сочетающий государственную поддержку вьетнамского
донга со свободной конвертацией его в рамках валютного коридора.
В-четвертых, установлены отношения с международными валютными и финансовыми
организациями, что содействовало мобилизации иностранного капитала для нужд
страны.
В мае 1988 г. произошло отделение торговых банков от Государственного и тем
самым начала формироваться двухступенчатая банковская система, характерная
для рыночной экономики.
В июне 1992 г. Госбанк решил навести порядок и в политике кредитования.
Прежде всего, обеспечивались положительные процентные ставки, при которых
платежи за банковские кредиты устанавливались не ниже ставок по вкладам.
При этом Госбанк устанавливал лишь максимальный размер платы за ссуду и
минимальный – по вкладам, а торговым банкам предоставлялось право вводить
конкретные процентные ставки. Наконец, упразднялся прежний порядок
дифференцированных платежей за кредиты в зависимости от формы собственности
предприятия и типа экономического уклада. Такое решение стало шагом вперед в
направлении либерализации процентной ставки.
Таблица 2
Баланс госбюджета в СРВ в 1991-1996 гг. (% ВВП) | ||||||
1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | |
Суммарные поступления | 13,5 | 19,0 | 22,3 | 24,3 | 23,9 | 23,3 |
Суммарные расходы | 17,2 | 22,7 | 28,5 | 27,1 | 24,9 | 25,0 |
Дефицит | -3,7 | -3,7 | -6,2 | -2,8 | -1,0 | -1,7 |
Источник: Министерство финансов СРВ.
Таблица 3
Структура источников покрытия дефицита госбюджета в СРВ (в %) | ||||||
1981-1985 гг. | 1986-1990 гг. | 1991 г. | 1992 г. | 1995 г. | 1996 г. | |
Выпуск денег | 30,6 | 57,9 | 10,0 | - | - | - |
Иностранные ссуды | 65,7 | 38,5 | 60,0 | -29,2 | 145,4 | 81,8 |
Внутренние ссуды | 3,7 | 3,6 | 30,0 | 129,2 | -45,4 | 18,2 |