Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии.
Ключевыми понятиями темы являются: экономический цикл и нециклические колебания, депрессия, оживление, подъем, циклическая (волновая) динамика, неизбежность кризисов, материальная основа экономического цикла, «малые циклы» (циклы Кетчина), воспроизводственные циклы К. Маркса, строительный цикл Кузнецова, «длинные волны» Кондратьева.
Введение……………………………………………………………………………………… 2
Глава 1: Цикличность как форма движения рыночной экономики………………………………………………………………………………….. . 4
1.Цикличность роста развития рыночной экономики……………………………………...5
Глава 2: Экономический цикл……………………………………………………….. 7
2.1 Фазы и циклы. Динамика экономических показателей…………………………………. 9
2.2 Структурные кризисы…………………………………………………………………... 14
2.3 Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора………………… 15
Глава 3: Кризис во Вьетнаме………………………………………………………....17
3.1 Десятилетия роста и развития…………………………………………………………... 17
3.2 Ориентация на ХХI веке………………………………………………………………… 18
3.3 Роль государства в рыночной экономике………………………………………………. 19
3.4 Дефицит бюджета и источник его покрытия…………………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………………………… 24
Список литературы………………………………………………………………………
В условиях научно – технического прогресса существенно изменилось течение кризисов, сложились его новые виды.
С одной стороны, научно – технический прогресс породил наукоёмкие отрасли производства, наиболее устойчивые к кризисным спадам, с другой – ею вызваны структурные кризисы в традиционных отраслях промышленности.
Циклические кризисы по истечении определенного времени вызывают изменения отраслей структуры основного капитала.
Структурные кризисы характеризуются следующими особенностями:
1). Они связаны с глубокой перестройкой экономики как в отраслевом, так и в региональном аспектах;
2).
Будучи затяжными, они
3). Они по – разному влияют на развитие национальной экономики.
В последние годы структурные кризисы стали обретать более сложную характеристику. Большое внимание на экономические проблемы оказывают глобальные политические процессы, среди которых следует особо выделить распад социалистической системы и т.д.
Одним
из определяющих факторов в
современном мире становится
нестабильность. В целом земная
цивилизация находится в состоянии
перманентных потрясений.
Как уже отмечалось выше, экономисты различают три типа экономических циклов в зависимости от их продолжительности.
Краткосрочные циклы принято называть циклами Китчина. Джозеф Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равную трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако в настоящее время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень не многих.
Клемент Жуглер рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита.
Кризис – основная фаза цикла – Жуглер оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.
Жуглер считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет.
Продолжительность цикла Жуглера совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.
Строительные циклы или циклы С. Кузнецова длительностью цикла 15 – 20 лет связаны с периодическим обновлением жилищ и определённых типов производственных сооружений.
Учёные обратили внимание на то, что изменение спроса на готовую продукцию влечет за собой, как правило, значительно возрастающий спрос на средства производства.
Дж. М. Кларк полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, является, по мнению Кларка, ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации.
Итак, акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса или национального дохода.
где V – акселератор, I - инвестиции, Y - доход, t - год, когда были осуществлены инвестиции
Самуэльсон
полагает, что принцип акселерации
в сочетании с
В целом эффект акселератора рассматривается как неотъемлемый элемент экономических колебаний, порождаемый нестабильностью экономики и порождающий эту нестабильность.
Суть
концепции больших
Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют экономические циклы продолжительностью около - 55 лет. С конца ХVIII века, как показал Н. Кондратьев. Можно выделить два с половиной цикла:
I цикл – с начала 90 – х годов ХVIII в. до 1844 – 1851 гг.
II цикл – с начала 1844 – 1851 до 1890 – 1896 гг.
III цикл – с 1890 – 1896 г до 1914 – 1920 гг.
Н.Д. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных благ неодинакова.
Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и расселения капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры.
Начало подъема совпадает с моментом, когда наполнение достигает такого состояния, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов.
Понижение темпа экономической жизни в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточения капитала в руках промышленно – финансовых групп.
В современной
экономической литературе концепция
больших экономических циклов
Доминирующее
место в теориях экономических
циклов занимают проблемы проявления
среднесрочных экономических
3. Кризис во Вьетнаме.
Вьетнам вступил в 90-е годы в обстановке острого социально-экономического кризиса, при перестройке прежней системы мирохозяйственных связей, что отрицательно сказалось на темпах развития. В частности, в 1986-1990 гг. среднегодовой прирост производства составлял всего лишь 3,9%, а бюджетный дефицит в среднем превышал 8% ВВП. В 1986 г. в среднем цены выросли на 770%, и даже в 1990 г. Инфляция достигла 67%. Страна не могла своевременно выплачивать внешние долги.
Анализ ситуации показывал, что механизм централизованного планирования,
сыгравший историческую роль для максимальной мобилизации материальных и трудовых ресурсов в годы национально-освободительной войны и воссоединения страны, перестал отвечать новым требованиям и задачам. Практика показала, что прежние формы и методы управления народным хозяйством не только малоэффективны, но и стали тормозом для дальнейшего развития. VII съезд КПВ (1991 г.) выдвинул курс на “развитие социалистически ориентированной многоукладной экономики, действующей на основе рыночного механизма при наличии государственного управления”. Новая экономическая программа предусматривала две цели. В соответствии с ближайшей задачей намечалось стабилизировать экономику, а в дальнейшем предполагалось обеспечить ее быстрое развитие. И обе эти задачи были решены. Экономика не только выстояла, но и сделала большой шаг в своем развитии. Страна преодолела кризис, создала условия для дальнейшей индустриализации и модернизации народного хозяйства. В
1997 г. по сравнению с предыдущим годом ВВП вырос на 9,5%, а среднегодовой показатель за семь лет составил 8,3% при плане 5,5–6,5%. При этом объем промышленного производства в среднем за год возрастал на 13,3%, а сельскохозяйственного – на 4,3%. Стоимость услуг ежегодно увеличивалась на 12,3%, удовлетворяя разнообразные потребности экономики и общества.
Главным фактором, способствовавшим экономическому подъему, стала политика обновления страны, обеспеченная системой соответствующих законодательных актов.
В частности, подтверждалась необходимость сохранения существующих частного, коллективного и капиталистического секторов с такими же правами, как и государственный сектор. Причем в основу управления экономикой ставились не идеологические критерии, а эффективность производства и, в частности, размер получаемой прибыли. Приоритет тяжелой промышленности был ослаблен, большое значение придавалось кустарным ремеслам, легкой промышленности, производству товаров народного потребления. В эти же годы были приняты законы, позволяющие
иностранным фирмам свободно размещать свои капиталы во Вьетнаме, а вьетнамским крестьянам – в течение 15 лет без всяких ограничений распоряжаться предоставленными им земельными участками. Благодаря этому уже в 1998 г. Общий объем прямых иностранных инвестиций составил 36,2 млиард долл., на их основе осуществлялись 2379 проектов, преимущественно в производственной сфере.
Политика обновления дала мощный импульс бурному развитию промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг (табл. 1). Так, уже в 1995 г. Производство продовольствия достигло уровня 27,5 млн. т (приведенных к рису), а в 1997 г. оно было еще больше – свыше 30 млн. т. В прежние времена Вьетнам вынужден был ежегодно ввозить от 800 тыс. до 1 млн. т риса, а сейчас стал его экспортером в объеме 2–3 млн. т, занимая по этому показателю третье место в мире. Серьезная перестройка структуры управления произошла в промышленности, а главным направлением такого обновления стало акционирование предприятий, способствующее не только привлечению средств для реконструкции технологических линий, но и повышению заинтересованности трудящихся в эффективной работе. И
если некоторые отрасли обрабатывающей промышленности и металлургии сразу не смогли быстро перестроиться и снизили выпуск своей продукции, то производство потребительских товаров и ряд экспортных отраслей, используя благоприятные условия, совершили рывок, как в государственном, так и частном секторах. Прежде всего, это относится к электроэнергетике, добыче угля, нефти и газа, производству цемента, изделий электронной и легкой индустрии, предприятий по переработке сельской, лесной и рыбной продукции. За счет этого доля промышленности и капитального строительства, составлявшая в 1990 г. лишь 22,7%
ВВП, в 1995 г. достигла 29,1%, а в 1997 г. – свыше 31%.
В процессе модернизации экономики неизбежным мероприятием стало
фундаментальное улучшение системы дальней связи, бывшей в 80-е годы
технически отсталой отраслью. Коммуникационная система развивалась как по качеству, так и по мощности.
В 1991–1998 гг. была создана новая финансовая система, которая включает
4 государственных банка, около 60 отечественных акционерных банков, 4 банка с
участием зарубежных стран. В стране функционировали 11 филиалов иностранных
банков и 53 их представительства. В Ханое и Хошимине созданы фондовые биржи.
Важным фактором трансформации явилось развитие внешней торговли. В начале 90-
х годов Вьетнам столкнулся с внезапным сокращением финансовой поддержки со
стороны Советского Союза, лишился традиционных партнеров в странах бывшего
СЭВ – самых важных рынках сбыта вьетнамской промышленности и
сельскохозяйственной продукции. Все отрасли и районы страны, экспортно-
импортные организации усиленно искали свою нишу и быстро наращивали объем
экспорта, в первую очередь сырой нефти, риса, морских продуктов и товаров
легкой промышленности, вызывая большие изменения в структуре экспорта.
Экономическая стратегия Вьетнама конкретизирована в 11 программах развития
страны до 2000 г., охвативших основные отрасли экономики, науки и технологий,
сферы услуг и социальной сферы. В частности, программа развития сельского
хозяйства и сельской экономики нацелена на надежное обеспечение
продовольствием, быстрое увеличение числа производителей пищевых продуктов и их
объемов, улучшение качества питания. Для этого трансформируется структура
отрасли, увеличивается добыча и переработка морских и лесных продуктов,
расширяется рынок продовольствия, прежде всего на селе, сельскохозяйственное
производство, лесное и рыбное хозяйство тесно кооперируются с обрабатывающей