Кривая Филипса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Кейнсианский анализ концентрируется вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица возникнуть одновременно не могут. В терминах модели совокупность спроса и предложения простейший кейнсианский анализ предполагает, что кривая совокупного спроса имеет вид «обратной L». По ходу горизонтального участка кривой совокупного спроса приросты совокупного спроса будут вызывать увеличение реального производства и занятости при постоянном уровне цен до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной занятости.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 231.07 Кб (Скачать)
ign="justify">     Уровень инфляции в разрезе регионов в октябре 2011 года к декабрю 2010 года,   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     -------- среднереспубликанский уровень  – 6,5%[7].

Показатели  безработицы за 2010 год 2011 год.

Рынок труда Январь-ноябрь 2010г. Ноябрь 2010г. Январь-ноябрь 2010г. к 2009 г.% Ноябрь 2010г. к 2009г. % Ноябрь 2010г. к  октябрю 2010г. %
Численность безработных, тыс.чел.(оценка) - 474,3 - 89,2 100,5
Численность зарегистрированных безработных, тыс.чел. - 55,1 - 69,1 90,3
Уровень безработицы,% (оценка) - 5,5 - - -
Уровень скрытой безработицы, % (оценка) - 0,5 - - -
 

Уровень безработицы 2011 год по данным Агенства статистики РК [8].

  Тыс.человек В % к со ответствующего периоду предыдущего году Уровень безработицы, в %
июль 472,2 97,0 5,3
август 472,2 99,6 5,3
сентябрь 472,5 97,6 5,3
III квартал 472,3 98,1 5,3
октябрь 480,2 101,7 5,3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Антиинфляционная  политика и ее реализация
 

    3.1 Антиинфляционная политика 

Антиинфляционная  политика — макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой

с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, представляющей собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя:

• регулирование совокупного спроса;

• регулирование совокупного предложения.

Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе — монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы. Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.

Монетаристское  направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ. Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы рис. 5

и быстро

сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости. Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время. Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно. Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию — прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация — это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20–30% в год.

Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств. Сторонниками .шоковой терапии. являются советники Правительства России Дж. Сакс и А. Ослунд, а градуалистического подхода — международная экспертная группа (Я. Крегель, Э. Мацнер, Г. Грабер). Кроме того, в теории перехода к рыночной экономике постсоветских экономик существует .гетеродоксальный. подход, комбинирующий элементы, шоковой терапии и градуалистской теории. Дилемма: .шоковая терапия —градуирование. вызывает необходимость разработки моделей .оптимальной. антиинфляционной политики. Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно принести в дар, чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией. Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В 70–80=е гг. ХХ в., в период стагфляционных кризисов, школа экономики предложения предлагает свой метод борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики экономики предложения. выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А. Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность. Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета так же являются средством борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс мер борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., что и предопределяет набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.

Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:

• эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;

• одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;

• предотвращение импорта инфляции.

Домашние хозяйства и фирмы должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработной платы и производительности труда [9, 330]. 

3.2 Антиинфляционная политика в РК. 

Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса  специфических обстоятельств.

Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Антиинфляционная  стратегия: Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение  психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

1) Всемерное  укрепление механизмов рыночной  системы, которые способны снизить  цены или хотя бы замедлить  их рост. Лишь в этом случае  вероятно изменение психологии  потребителей, устранение из нее  инфляционных мотивов. Потребитель  должен убедиться, что колебания  цен на сравнительно небольшое  количество товаров и услуг  происходят под влиянием спроса  и предложения;

2) Существование  правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства  граждан и проводящего антиинфляционную  политику. При этом правительств  ставит перед собой вполне  определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль  и добавленную стоимость или  применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному  процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки  зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы  в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот  стал реальностью, подоходное налогообложение  должно строиться на основе прогрессивной  шкалы, а снижение ставок распространяться, прежде всего, на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому  основная нагрузка, связанная с сокращением  дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий  довольно продолжительного времени. Недопустимы  резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.

Антиинфляционная  тактика: Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал  антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга [10]. 

Информация о работе Кривая Филипса