Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Работа содержит 1 файл

ЦБ И ДЕНЕЖНО.docx

— 30.92 Кб (Скачать)

Операции на открытом рынке различаются в  зависи¬мости от:

• условий сделки: купля-продажа за наличные или купля  на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);

• объектов сделок: операции с государственными или  частными бумагами;

• срочности  сделки: краткосрочные (до 3 месяцев), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными  бумагами;

• сферы проведения операции: только на банковском секторе  рынка ценных бумаг или/и на небанковском сек¬торе рынка;

• способа установления ставок: определяются ли они центральным  банком или рынком.

В зависимости  от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически  первой формой операций на открытом рынке  были прямые операции — операции центрального банка по покупке или продаже  государственных облига¬ций и других обязательств, казначейских векселей, а в от¬дельных странах — частных векселей и векселей цен¬трального банка.

Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их по¬купателю на следующий рабочий день.

4) Меры административного  воздействия - важные инструменты  прямого регулирования центральным  банком денежно-кредитной сферы,  имеющие форму директив, предписаний,  инструкций, исходящих от центрального  банка и направленных на ограничение  сферы деятельности кредитно-банковских  институтов. Наиболее широко рас¬пространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно, прежде всего, для  развивающихся государств, хотя в  отдельные годы оно использовалось и развитыми странами. 

В систему Банка  России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые  учреждения и другие предприятия, учреждения и организации, включая подразделения  безопасности. Через эту систему  ЦБ и осуществляет свою деятельность, выполняя функции, возложенные на него законом.

Роль Центрального банка в экономике любой страны по мере ее развития усиливается, так  как именно через деньги, через  денежно-кредитный механизм идет регулирование  развития.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был  учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского  республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный  банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР  был принят Закон о Центральном  банке РСФСР (Банке России), согласно  которому Банк России являлся  юридическим лицом, главным банком  РСФСР и был подотчетен Верховному  Совету РСФСР. В законе были  определены функции банка в  области организации денежного  обращения, денежно-кредитного регулирования,  внешнеэкономической деятельности  и регулирования деятельности  акционерных и кооперативных  банков.

В июне 1991 г. был  утвержден Устав Центрального банка  РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в  связи с образованием Содружества  Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР  был упразднен и все его  активы и пассивы, а также  имущество на территории РСФСР  были переданы Центральному банку  РСФСР (Банку России). Несколько  месяцев спустя банк стал называться  Центральным банком Российской  Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь  созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов федерации и  органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в  порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования  коммерческих банков, а также систему  валютного регулирования и валютного  контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок  государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в  функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.  

Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в  порядке, которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России не регистрируется в налоговых органах. В письме ЦБР и МНС РФ от 30 марта, 7 апреля 1999 г. NN 115-Т, АС-15-12/278 сообщается, что 22 марта 1999 г. Банк России встал  на учет в налоговом органе в качестве налогового агента, не учтенного в  качестве налогоплательщика. Указанным  письмом разъяснен порядок постановки на учет в налоговых органах обособленных подразделений Банка России - ГРКЦ и РКЦ.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие  обязательства или если иное не предусмотрено  федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

• защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам;

• развитие и  укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение  эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику, направленную на защиту  и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует их обращение;

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;

5) устанавливает  правила проведения банковских  операций, бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы;

6) осуществляет  государственную регистрацию кредитных  организаций; выдает и отзывает  лицензии кредитных организаций  и организаций, занимающихся их  аудитом;

7) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций;

8) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

9) осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных  задач Банка России;

10) осуществляет  валютное регулирование, включая  операции по покупке и продаже  иностранной валюты; определяет  порядок осуществления расчетов  с иностранными государствами;

11) организует  и осуществляет валютный контроль  как непосредственно, так и  через уполномоченные банки в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

12) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

13) в целях  осуществления указанных функций  проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений; публикует соответствующие  материалы и статистические данные;

14) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

Банк России не может участвовать в капиталах  кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом.

Банк России не может участвовать в капиталах  иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением  случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать в капиталах  и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность  Банка России Государственной Думе означает:

• назначение на должность и освобождение от должности  Государственной Думой по представлению  Президента Российской Федерации Председателя Банка России;

• назначение на должность и освобождение от должности  Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);

• представление  Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а  также аудиторского заключения;

• определение  Государственной Думой аудиторской  фирмы для проведения аудиторской  проверки Банка России;

• проведение парламентских  слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

• доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два  раза в год - при представлении  годового отчета и основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики).

Принципы организации  Банка России, изложенные в Федеральном  законе «О Цент¬ральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

• Банк России образует единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение  инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для  его деятельности;

• национальные банки республик являются территориальными учреждениями

Информация о работе Кредитно-денежная политика