Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Работа содержит 1 файл

ЦБ И ДЕНЕЖНО.docx

— 30.92 Кб (Скачать)

ЦБ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА 

Денежно-кредитная  политика центрального банка, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и кредита (совокупного  денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные  деньги, находящиеся на счетах в  банках. Во всех странах каналы обращения  наличной и безналичной денежной массы связаны между собой  и образуют единое целое.

Структура совокупного  денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно  претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 - золотые  и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и, прежде всего, системы безналичных  расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще  меньше (в настоящее время не превышает 5-10%).

Регулирование совокупного денежного оборота  осуществляется посредством различных  мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры - установление верхних и ниж¬них пределов динамики денежной массы, по своей су¬ти означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования  динамики денежной массы с помощью  целевых ориентиров, является порядок  их установления в виде контрольных  цифр (во Франции), либо диапазона (США), либо прогноза (в Японии).

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным  банком.

Выбор показателей, используемых для установления целевых  ориентиров, зависит от тенденций  развития денежной сферы, задач, стоящих  перед регулирующими органами, методов  регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию  отклонения от них.

Как свидетельствует  опыт, использование центральными банками  различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного  регулирования. 

Денежно-кредитная  политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии - кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства; либо на ог¬раничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры - кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной  политики комплекс инструментов, которые  различаются:

• по форме их воздействия (прямые и косвенные);

• по непосредственным объектам воздействия (пред¬ложение денег и спрос на деньги);

• по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами  денежно-кредитной политики центрального банка являются:

1) Установление  минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания  объема денежной массы в заданных  параметрах, регулирования лик¬видности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обяза¬тельных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится к косвенным методам  регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения  в объеме банковских резервов и вызвать  значительные изменения в кредитной  политике коммерческих банков.

Политика минимальных  резервов впервые была опробована в  США в 1930-е гг., и сразу после Второй миро¬вой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран.

Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в  центральном банке, размер которых  устанавливается законодательством  в определенном отношении к банковским обязательствам. 

Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного ре¬зервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут напра¬вить в производство. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1=2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования - регулирование коэффициента мультипликации банковских денег.

Как правило, норма  минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972—1976 гг. она  варьировалась в зависимости  от конъюнктуры, вида и величины вкладов  от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обяза¬тельства, равная 30%, установлена для бессрочных вкла¬дов, по которым сумма минимальных резервов уточняет¬ся практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по сберегатель¬ным - 10%. Средняя же резервная ставка всех кредит¬ных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6%.

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

а) если ЦБ увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению свободных  резервов банков, которые они могут  использовать для проведения ссудных  операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного  предложения.

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения  денег.

При длительном использовании резервных требова¬ний в качестве инструмента кредитно-денежной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:

• повышение  конкурентоспособности кредитных  учреждений, на которые не распространяются обязатель¬ные резервные требования;

• широкое использование  операций, которые не включаются в  базу исчисления суммы резервных  требований.

2) Регулирование  официальной учетной ставки цент¬рального банка.

Ставка рефинансирования – это процент, под который  ЦБ предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетная ставка используется центральным банком в  операциях с коммерческими банками  по учету краткосрочных государственных  облигаций, коммерческих векселей и  других ценных бумаг, отвечающих требованиям  центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка - это плата, взимаемая им при  покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная  ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень  официальной учетной ставки, центральный  банк определяет стоимость привлечения  кредитных ресурсов ком¬мерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.

Изменение учетной  ставки относится к косвенным  инструментам денежно-кредитного регулирования. Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности  коммерческих банков, то он повышает официальную  учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования и делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, так  как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Если же цель центрального банка - расширить доступ к кредитам ком¬мерческих банков, то он снижает уровень ставки, что делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

Использование процентной ставки центрального банка  особенно активно практикуется в  условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности при  сбалан¬сировании внешних расчетов, стремится привлечь ино¬странный капитал посредством повышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, проводимая в пе¬риоды валютных кризисов, падения курса фунта стер¬лингов и усиления инфляционных процессов.

Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая  как общие тен¬денции экономического развития, так и циклические ко¬лебания конъюнктуры.

Манипулирование процентными ставками во многих странах  является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных  средствах и в то же время создается  дополнительный стимул ускорения оборота  денег. Центральный банк, исходя из нужд де¬нежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по кратко¬срочным заимствованиям. Политика высоких процент¬ных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздей¬ствия на инфляционные процессы.

3) Операции на  открытом рынке, т.е. купля-продажа  центральным банком ценных бумаг  (преимущественно обязательств казначейства  и государственных корпораций, а  также облигаций промышленных  компаний и бан¬ков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком), получили широкое распространение в послево¬енный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам ре¬гулирования.

Впервые она  начала проводить¬ся в США в 1920-х гг. Операции на открытом рынке проводятся ЦБ обычно совместно с группой банков и других финансово-кредитных учреждений.

В период высокой  конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы  сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный  банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно  продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем  изменения объема купли-продажи  ценных бумаг и уровня цен, по которым  они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие  на кредитную активность коммерческих банков.

В результате проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке  ценных бумаг) или уменьшается (при  продаже ценных бумаг) объем собственных  ресурсов коммерческих банков в отдельности  и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение  стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Информация о работе Кредитно-денежная политика